По информации управления предпринимательства и торговли Павлодарской области, на данный момент в регионе на 13 видов товаров из группы социально значимых наблюдаются цены ниже среднереспубликанских значений. При этом по восьми позициям из них область вовсе входит в пятерку регионов с наиболее низкими ценами. К слову, в республиканский список социально значимых продуктов питания входит 19 наименований, среди которых несколько видов овощей, круп, молочной продукции, мяса, а также яйца, соль, хлеб, сахар, макароны.
По оставшимся пяти продуктам в Павлодарской области зафиксировано превышение пороговых значений более чем на 15% – это мука первого сорта (132 тенге), капуста (80 тенге), сахар (201 тенге), репчатый лук (105 тенге), картофель (135 тенге) и морковь (105 тенге). Причем по последним трем превышение порогового уровня цен превышает на 66-136%. Чиновники рост цен на овощную продукцию связывают с периодом межсезонья. Снижение цен на овощи прогнозируется ближе к сентябрю после сбора местного урожая.
Интересно, что павлодарские чиновники предоставляют сразу две выборки цен на социально значимые продукты питания – официальная статистика и результаты мониторинга специальной группы инспекторов управления. Частично цены на продукты там совпадают, но все-таки большая часть перечня у мониторинговой группы дешевле.
Видимо, на время приезда чиновников продукты питания дешевеют. Иначе как еще объяснить такую разницу в цифрах? Вот, например, творог, по информации мониторинговой группы, стоит 788 тенге, а по данным статистики – 1,2 тыс. тенге. Разница в полтора раза. Масло сливочное – 1467 тенге для чиновников из мониторинговой группы, 2150 тенге по статистике.
Отдельная история с сахаром. По информации регионального управления предпринимательства и торговли, сейчас в Павлодаре наблюдается положительная динамика снижения цены – с июня она снизилась до 201 тенге. Видимо, для статистики взяли цену из супермаркетов Small. Только Small – это не социальный магазин, и трюк с сахаром используют там давно. Таким образом завлекают покупателей, которые наивно думают, что там на все продукты питания такие низкие цены. Для сравнения, капуста, которая в отчетах чиновников стоит 80 тенге, в Small продается по 160 тенге.
Перейдем к социальным магазинам. Есть в Павлодаре такой социальный магазин – "Арзандау". Само его название уже говорит о низких ценах. В докарантинные времена практически во время любого выезда управления предпринимательства журналистов везли именно туда. Внутри магазина вывеска – "Социальный сахар – 220 тенге". В других торговых точках цены еще выше – 235-250 тенге за килограмм. Как сказал еще в 19 веке британский премьер-министр Бенджамин Дизраэли: "Есть три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика".
В социальных магазинах, в свою очередь, жалуются, что получить сахар из стабилизационного фонда практически нереально. Начиная с марта, когда в Казахстане ввели режим ЧП, дозваниваться туда намного стало более проблематично. При этом, в стабфонде сахар отпускают только самовывозом, и не каждый маленький социальный магазин может позволить себе такое. Оптовики, конечно, привезут сахар дороже, но пресловутая социальная наценка в 10% идет от закупочной цены. В итоге за все заплатит потребитель. Никто не станет работать себе в убыток.
Хотя противоположное мнение у руководителя управления предпринимательства и торговли Павлодарской области Жайыка Хасанова. Так, с начала периода ЧП павлодарским предпринимателям чиновники вручили порядка 2,7 тыс. уведомлений касательно превышения предельно допустимых цен на социально-значимые продукты питания. При этом уведомления продемонстрировали стопроцентную эффективность. Ни одного повторного нарушения не возникло, потому как штрафов никто не получил.
"Когда был режим ЧП и карантин, бизнес пошел нам навстречу. Бизнес начал работать себе в убыток. Они все с пониманием относятся к этому. Им за это большое спасибо", – сказал руководитель управления предпринимательства и торговли Павлодарской области.
В целом, с начала 2020 году в Павлодарской области, согласно данным официальной статистики, социально-значимые продукты питания подорожали уже на 11%. Но это в отчетах, в реальности зачастую цены еще выше. В управлении предпринимательства результаты своей работы оценивают высоко.
"Наши социальные магазины не превышают пороговые значения. Мы с ними работаем. Если не хватает товара, отпускаем со стабфонда. С каждым магазином мы проводим разъяснительную работу. Они знают нормы, знают, если будут превышать предельные цены, то мы можем привлечь их к административным мерам. Эффект есть", – заверяет журналистов Жайык Хасанов, руководитель ведомства.
Что же касается недавнего высказывания со стороны вице-министра торговли и интеграции Азамата Аскарулы, что с начала года наибольший рост цен на социально значимые продовольственные товары зафиксирован в Нур-Султане и Павлодаре, то это, по мнению местных чиновников, связано с изначально низкими ценами на продукты питания в Павлодаре в начале года. Поэтому, когда министерство считает динамику, то может показаться, будто в Павлодаре по сравнению с другими регионами цены выросли сильнее.
Для полноты картины следует отметить, что в январе нынешнего года премьер-министр Казахстана Аскар Мамин на расширенном заседании правительства заявил, что по итогам 2019 года в десяти регионах зафиксировано превышение среднереспубликанского уровня цен на социально-значимые продовольственные товары – 10,4%. При этом наибольший рост цен, наряду с несколькими другими городами, продемонстрировал именно Павлодар.
Руслан Логинов
Подпишитесь на наш канал Telegram!