Проект Аstana Taxi был создан в мае 2017 года по поручению Первого Президента страны Нурсултана Назарбаева. Необходимость данной идеи была обусловлена проведением международной выставки Экспо-2017.
Аstana Taxi объединил в себе 13 компаний, а учредителем выступила Ассоциация транспортников столицы. Главной задачей компании было создать цивилизованный рынок перевозок.
Проблемы у Аstana Taxi начались в 2018 году и продолжились уже в этом. Департамент Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики по городу Астане усмотрел в действиях перевозчиков признаки картельного сговора.
"Мое личное мнение – сотрудники антимонопольного комитета подготовили слабый анализ. Не всех изучили, проверили конкретно только нас, хотя на рынке действуют и другие компании. Просто много чего непонятного, и нас это возмущает", – говорит директор службы такси Сакен Ханхожин.
"Мы понимаем, что должна быть какая-то жалоба на компанию либо какая-то плановая проверка, в которую включили нас, чтобы проверить нашу деятельность, – продолжает председатель Ассоциации транспортников города Медет Курманов. – Но первичный источник мы пока не получили. Анализ рынка, проведенный антимонопольным рынком, очень однобокий, не учтены все субъекты рынка, хотя в описательной части они все указываются, а потом вывод делается исключительно по нашим 13 компаниям.
По словам представителей Аstana Taxi, они занимают лишь 12% рынка столицы. О каком-то доминировании речи быть не может. И в то же время компании грозит штраф на 50 миллионов тенге. Если это не давление на бизнес, то что? И почему у нас зачастую наказывают так, что, кроме как закрыть дело, никаких других вариантов не остается? Да и проверяют далеко не всех игроков рынка, а как-то избирательно.
"Иногда возникают мысли, что у кого-то задача – закрыть нашу компанию, – недоумевает Медет Курманов. – Мы не понимаем, почему только нас. Почему не проверяют всех остальных. Если хотят понять ситуацию по рынку, то должны всех проверить. У нас 80% рынка находится в тени и достаточно много компаний, агрегаторов такси и приложений, которые не выполняют требования по безопасности, ответственности за пассажиров, техническому состоянию автомобилей, и тем не менее, самыми плохими оказываемся только мы".
Мы не сомневаемся, что у антимонопольного органа имеются все основания проверять бизнес. Однако, по словам предпринимателей, подобные проверки зачастую носят обвинительный характер, а главная задача проверяющих – выявить ошибки и нарушения, чтобы в последующем оштрафовать. Перспектива закрытия бизнеса и потери рабочих мест волнует, похоже, только самих предпринимателей и их сотрудников.
"Аstana Taxi – это стабильность работы. Стабильные заказы и заработок. Если человек каждый день работает за рулем по 8-9 часов, то зарабатывать можно от 150 до 200 тысяч тенге, - рассказывает водитель "Аstana Taxi" Нариман Абдыкалыков. – Главное преимущество – технически исправные автомобили, безопасность поездок, возможность передвигаться по "busline", которая позволяет без лишних пробок довезти наших пассажиров".
В этом деле еще предстоит тщательно разобраться – мы в ожидании позиции антимонопольного органа. Другой вопрос, что проект работающий и развивающийся. Аstana Taxi, к примеру, обслуживает городской акимат, благодаря чему город экономит порядка 20 миллионов тенге в месяц. А в день количество перевозок компании достигает 3,5 тысяч. И здесь, как говорится, клиент делает свой выбор сам.
"Мы не заставляем клиента, не принуждаем ездить только с нами, - говорит Сакен Ханхожин. – В любой момент любой наш клиент может воспользоваться тем сервисом, которым он пожелает. Выбор всегда за клиентом".
"Я уверен, что в Нур-Султане необходимо создавать условия для развития легального рынка. Чтобы все мы были конкурентны, доступны, - продолжает Медет Курманов. - У нас было все хорошо, но появился антимонопольный орган, который решил нас наказать. А кому плохо мы сделали? Вот это пока непонятно".
Константин Харламов