Проект Социального кодекса нуждается в серьезной концептуальной доработке – мажилисмен

3268

Вне рамок документа осталось огромное количество острых социальных проблем казахстанцев, не решаемых годами.

Проект Социального кодекса нуждается в серьезной концептуальной доработке – мажилисмен Фото: kazpravda.kz

В ходе правительственного часа мажилисменам был представлен проект Социального кодекса. По словам депутата Ерлана Смайлова, впечатления от него двойственные, передает inbusiness.kz.              

"С одной стороны, виден большой объем проделанной работы министерством труда и социальной защиты населения. Есть отдельные хорошие блоки по социальным работникам, по приведению отдельных норм социального обеспечения к уровню международных стандартов, по миграции и цифровизации и так далее, но это не меняет картины в целом. С другой стороны, вне рамок документа осталось огромное количество острых социальных проблем казахстанцев, не решаемых годами",  заявил он.

Более того, чиновники правительства и министерства труда и социальной защиты населения неоднократно утверждали, что эти проблемы найдут свое решение в Социальном кодексе, напомнил мажилисмен.

"Но по факту это абсолютно не так! Мы видим, что министерство не отреагировало на критику концепции документа, прозвучавшую в стенах мажилиса в апреле 2021 года. Как не отреагировало и на многие проблемные запросы населения. Считаем, в первую очередь из-за непонимания и неверного целеполагания, отраженного в концепции к кодексу. Так, в концепции ни разу не встречаются такие фундаментальные, конституционные понятия, как "социальное государство", "социальная справедливость", "справедливый Казахстан". Нет в кодексе и объективного анализа актуальных для казахстанцев проблем, рисков и угроз в социальной сфере",  пояснил Смайлов.

Соответственно, по его словам, не встречаются там такие слова и словосочетания, как бедность, детская бедность, работающая бедность, неравенство, нарушение трудовых и социальных прав, борьба с дискриминацией, человекоцентричность. 

"Население Казахстана рассматривается как предмет трат государства, хотя бюджет государства складывается из налогов казахстанцев, из их вклада в экономику в качестве человеческого капитала. Исходная оценка ситуации также, по нашему мнению, неверна. Так, как достижение отмечена либерализация трудовых отношений, сферы занятости и формирование устойчивой системы социального обеспечения. В реальности мы имеем огромный пласт нерешенных проблем в сфере трудовых отношений, а также в сфере социальной защиты населения",  продолжил Смайлов. 

Министерство остается в старой парадигме "защиты населения", но никак не развития и инвестиций в человеческий капитал, констатировал депутат.   

"То есть документ получился больше ведомственным и техническим, задает параметры решения ряда проблем, и это положительно. Цели, по сути, правильные, именно как меры технического характера. Но он не дает абсолютно никакого понимания, каким образом Казахстан станет подлинно социальным государством. В кодексе не решен вопрос важнейшего перехода от минимальных стандартов жизни к достаточным стандартам жизни – это важнейший момент! Нет ответа, изменится ли потребительская корзина с наших всего 43 наименований. Не вводится полноценная детская потребительская корзина",  считает он. 

Весной текущего года в проекте закона о качестве жизни людей с инвалидностью депутаты предлагали снизить пенсионный возраст для работающих казахстанцев с инвалидностью, поднимали вопрос о необходимости пересмотра их пенсионного обеспечения, чтобы после выхода на пенсию они получали заработанную пенсию и продолжали получать пособие, напомнил мажилисмен. Особенно актуален этот вопрос для лиц с третьей группой инвалидности. 

"В проект закона были направлены поправки по запрету любых видов дискриминации лиц с инвалидностью, а также о необходимости решения вопроса индивидуальных помощников для осужденных инвалидов первой группы, отбывающих наказание в учреждениях УИС, таких в стране 57 человек, 25 из них не могут обходиться без посторонней помощи. Представители министерства заверяли, что эти вопросы найдут свои решения в Социальном кодексе, но здесь нет этих решений!" - возмутился он.  

В проекте кодекса нет ничего об инклюзивном обществе, нет описания гарантированных госуслуг для лиц с инвалидностью по линии образования, здравоохранения и физической культуры и спорта и других, перечислил депутат.

"А ведь это те услуги, доступ к которым определяет уровень качества жизни лиц с инвалидностью. Один из самых больных вопросов, право на жилище, тоже остался нерешенным. Несмотря на все замечания и предложения экспертов и сообществ казахстанцев с инвалидностью о необходимости пересмотра механизма постановки на учет, предоставления жилья, о приватизации выделенного жилья, пересмотре субсидирования арендного жилья и так далее. Нет в Социальном кодексе и обещанного механизма решения по снижению пенсионного возраста шахтеров, металлургов и других работников вредных и опасных условий труда! Никак не отражена здесь проблема шахтеров-инвалидов-регрессников!"  подчеркнул он. 

На совещании в правительстве весной этого года на тему "Программы повышения доходов населения" депутаты фракции НПК поднимали вопрос о необходимости повышения базового должностного оклада бюджетных работников или перехода к системе оплаты труда, основанной на минимальной заработной плате, напомнил Смайлов. 

"Этот вопрос представители правительства были намерены решить в рамках Соцкодекса. Но и этого решения в нем нет. Соотнесение с реальностью – вообще важный момент всего документа. Частный пример, но показательный. В концепции говорится, как о достижении, об увеличении суммы пособия по уходу за ребенком. А как за это время изменились цены? По сообщениям СМИ, за 15 лет хлеб подорожал в среднем в 6-7 раз, вторичное жилье подорожало в 25 раз, можно продолжать. Дороговизну продуктов, одежды и услуг мы каждый день видим в магазинах, на рынках и в квитанциях!"  продолжил он. 

Кроме того, никак не отражены вопросы прогрессирующего неравенства и бедности населения. 

"Нужно понимать, что такое бедность в Казахстане, сколько у нас бедных, насколько эти оценки соотносятся с реальностью. Одно дело, если это 4,8% населения, и совсем другое – если четверть и больше. Притом что 58% населения являются не устойчивым средним классом, а живут от зарплаты до зарплаты. А от 27% до 34% работающих казахстанцев относят себя к работающим бедным. Это совсем другая картина страны, другой уровень проблемы, который требует других решений",  пояснил мажилисмен.

По вопросам занятости отмечены действительно актуальные проблемы, такие как низкое качество создаваемых рабочих мест и так далее, продолжил он.

"Какие решения предлагаются? Так, например, качественным индикатором успешной занятости могла бы служить стабильность обязательных пенсионных отчислений трудоустроенных лиц – от года и выше. Документ не содержит рисков и возможностей при реализации Социального кодекса. И соответственно, управления рисками. Учитывая масштаб и значение Социального кодекса, его характер, нужно другое качество и видения, и реализации этого документа. Считаем, что документ нуждается в серьезной концептуальной доработке", резюмировал мажилисмен.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться