Закончился очередной учебный год, а следовательно, впереди сдача Единого национального тестирования с целью получения высшего либо профессионально-технического образования. Как ни крути, а выбор серьезный, определяющий во многом судьбу любого человека. О том, какие барьеры попадаются школьникам на пути профориентации, о казахстанской реальности, которую также надо учитывать при выборе, а также о том, какие профессии пригодятся в новом мире, в интервью inbusiness.kz рассказал бизнес-тренер Самат Панов.
– Самат Тулегенович, с какими проблемами сталкиваются абитуриенты при выборе профессии?
– Я занимаюсь профориентацией и помогаю подросткам и взрослым в выборе профессии. Часто сталкиваюсь с тем, что подростки не знают, как выбирать профессию. Выбор профессии – это первое сложное решение, которое им приходится принимать в жизни. Ранее родители принимали решения за них, например, в выборе школы, одежды или кружков. Когда встает вопрос о выборе профессии, у них нет понимания, как это делать. Это одна из основных проблем.
Вторая проблема заключается в том, что подростки до момента выбора профессии не знают себя, свои склонности и способности, свои интересы. Если подросток не знает, кем себя видит в будущем, что ему нравится и что получается лучше всего, – эта проблема является ключевой при выборе профессии.
Третья проблема связана с тем, что подростки слабо знакомы с миром профессий. Зачастую им неизвестны многие профессии, которые могут быть для них интересны.
Моя работа заключается в решении этих проблем и помощи в выборе профессии. Я помогаю подросткам определить свои способности, находить интересы в профессиональной сфере и знакомлю их со множеством профессий.
– Как помочь выбрать профессию?
– Важную роль в выборе профессии играют родители, которые хотят, чтобы их дети сделали осознанный выбор и чувствовали себя комфортно в своей будущей профессии. Для этого родители должны максимально вовлечь своих детей в различные виды деятельности и наблюдать, что именно их дети любят делать в свободное время. Например, если ребенок проявляет интерес к рисованию, родители могут помочь ему найти хорошего педагога в этой области. Главное, чтобы родители начали наблюдать за своим ребенком с малых лет и создавали все условия для его развития в определенной области, чтобы к 15 годам уже понимали, где у ребенка получается хорошо.
Также важно, чтобы дети имели возможность посещать различные кружки и секции, чтобы раскрыть свой потенциал. Если все эти условия соблюдены до 13-14 лет, то уже в подростковом периоде ребенку будет легче делать выбор будущей профессии. Роль родителей в выборе профессии снижается после 14 лет, поэтому важно внести максимальный вклад в развитие ребенка на ранних этапах его жизни.
– Насколько наличие грантов влияет на выбор той или иной профессии?
– Наличие грантов может оказывать влияние на выбор профессии, особенно в тех семьях, где родители не могут себе позволить оплатить обучение по выбранной специальности их детей. В этом случае родители могут ориентировать своих детей на получение гранта в определенной области, где он имеет высокую возможность получить его. Тем не менее это влияние не должно быть единственным критерием при выборе профессии.
Я рекомендую искать профессии, которые близки по духу и интересны. Например, если ты хочешь стать программистом, но конкурс на этой специальности очень высок, можно выбрать смежную профессию, такую как прикладная математика или учитель математики. Таким образом, на гранте полученные знания и умения можно применять в выбранной профессии.
Однако стоит понимать, что выбор профессии только на основе наличия грантов может быть ошибочным. Важно выбирать профессию, которая действительно интересна и подходит личности. Если выбор профессии был основан только на наличии гранта, то это может привести к трудностям в отработке гранта и в дальнейшем развитии карьеры.
– Наблюдается ли такое явление, что выбор возможных профессий ограничивается первой десяткой: учителя, врачи, программисты, юристы и экономисты, то есть абитуриенты не знают о других профессиях, не думают о них?
– Действительно, проблема недостаточного знания рынка профессий среди подростков существует. Часто многие из них не знают о множестве профессий, которые существуют на рынке труда. На моих тренингах я предлагаю выполнить задание – составить список специальностей, которые им известны. В среднем они пишут 6-7 профессий, некоторые могут написать 11-12 профессий за одну минуту. В принципе, это низкий показатель, который говорит о том, что подростки не знают в принципе, какие профессии существуют на рынке. Это может быть вызвано разными факторами и не обязательно является ошибкой школ или родителей.
Стоит отметить, что количество профессий на рынке труда зависит от развития экономики страны. В наиболее развитых странах может быть до 60 тысяч профессий, в то время как в менее развитых странах это число может быть меньше. К сожалению, в Казахстане официальной статистики по количеству профессий на рынке труда нет, но это не означает, что их мало.
– Какие профессии будут актуальны в будущем для казахстанского рынка труда?
– Это сложный и интересный вопрос. Для получения информации о перспективных отраслях в Казахстане мы можем обратиться к прогнозам различных международных и национальных организаций, в том числе министерства труда и социальной защиты населения РК.
Согласно их оценкам, перспективными отраслями являются сельское хозяйство, услуги, бизнес, нефтехимия, строительство, IT-направление, образование и медицина. Также возможен спрос на высококвалифицированных специалистов сельского хозяйства со знанием современных технологий.
Однако важно помнить, что профессии, наиболее популярные сегодня, могут постепенно терять свою актуальность, в то время как новые профессии появляются. Поэтому при выборе профессии необходимо ориентироваться не только на текущий спрос на рынке труда, но и на свои сильные стороны, интересы и личностные качества.
Анализ прогнозов и тенденций рынка труда может быть полезен, но не является единственным решающим фактором в выборе профессии. Перед принятием решения нужно учитывать свои личные цели и перспективы, а также возможности профессионального развития и обучения.
– С какого класса необходимо начинать определяться с выбором профессии?
– Конкретно сказать, с какого класса начинать думать о будущей профессии, нельзя. Однако чем раньше подросток начнет задумываться об этом, тем лучше. Обычно критическим возрастом можно считать 13-14 лет, когда подростку нужно задавать вопросы: "Кем ты хочешь быть?" или "Кем ты себя видишь в будущем?".
Желательно, чтобы до седьмого-восьмого класса подросток попробовал свои силы в различных сферах и прошел через разные кружки, чтобы к началу восьмого класса уже иметь представление о том, какую профессиональную область он хочет выбрать. В этот период родители должны активно поддерживать ребенка и помочь ему определиться с выбором.
Однако если подросток находится в 11-м классе и еще не знает, какую профессию хочет выбрать, это еще не конец света. В любом случае желательно, чтобы к концу девятого класса подросток уже имел конкретное представление о том, кем он хочет стать в будущем.
Важно понимать, что выбор профессии – это длительный процесс и в любой момент его можно пересмотреть и сделать новый выбор. Главное – это быть открытым для новых возможностей и готовым к профессиональному развитию.
– Что касается переучивания людей, представители каких профессий чаще всего идут переучиваться? В целом насколько это популярная тенденция среди казахстанцев?
– Нет официальных данных о причинах изменения профессии, но, работая на практике, я могу сказать, что здесь есть внутренние и внешние факторы. К внутренним факторам относится то, что человек выбрал профессию, поработал некоторое время и понял, что это неподходящая специальность для него. Тогда он начинает думать о новом выборе.
Внешние факторы могут играть роль, когда рынок труда сокращается, например, в отрасли происходит спад и спрос на эти профессии уменьшается. В таких случаях люди вынуждены переучиваться и менять профессию.
Однако я не наблюдаю сильных тенденций подобного рода в Казахстане. В основном люди меняют профессию по внутренним причинам. Например, если рассматривать нефтяную сферу, то можно заметить, что пик в добыче нефти в Казахстане ожидается примерно к 2030 году. Поэтому выбор профессии нефтяника и работа в этой сфере могут быть рискованными, потому что до того времени, когда современный выпускник закончит обучение и наберется опыта, добыча нефти может сократиться. Это может создать трудности в трудоустройстве для человека в данной сфере.
– Если говорить о рабочих профессиях, таких как электрик, сантехник, плотник, меняется ли к ним отношение у молодежи, хотят ли они на них учиться?
– Да, на мой взгляд, происходят некоторые изменения в отношении к рабочим профессиям, таким как электрик, сантехник, плотник и другие. Раньше был стереотип и культ высшего образования, который перешел от предыдущего поколения. Но сегодня, когда говорят об острой нехватке рабочих специальностей, это меняет ситуацию.
Молодежь, которая хорошо работает руками и интересуется этим, уже больше не рассматривает высшее образование как единственно возможный путь. Сейчас очень востребованы рабочие специальности в строительстве и промышленности. Стабильная работа на таких профессиях может приносить отличный доход, не хуже, чем многие высокооплачиваемые специальности.
Теперь молодежь видит потенциал в рабочих профессиях, и они готовы учиться этим специальностям, чтобы получить хорошие перспективы. Не нужно бояться, что такие профессии не престижны или менее оплачиваемы, потому что это не так. Поэтому, если вы умеете и любите работать руками, не стесняйтесь выбрать рабочие профессии – они могут стать отличной основой для вашей достойной жизни.
– В целом какие выводы Вы делаете при работе с абитуриентами?
– Я считаю, что подростки часто не сталкиваются с настоящей жизнью. Это может быть связано с тем, что они не имеют много возможностей для подработки, практики или стажировки. Поэтому я считаю, что хорошей идеей было бы поощрять детей устраиваться на работу летом. В Казахстане ребенок может работать уже с 14 лет при согласии родителей. Это может стать полезным опытом и помочь им лучше понять, как трудно заработать деньги, и научиться ценить их.
К тому же работа на летних каникулах, практика и стажировка в компаниях помогут детям определиться, что они хотят делать в будущем и насколько реально зарабатывать на этом деньги. Таким образом, я считаю, что мы должны поощрять детей и подростков устраиваться на работу, чтобы научить их трудолюбию, ответственности и самостоятельности в заработке.