Стабилизацию и ускорение темпов роста экономики ожидает правительство Казахстана. В прогнозе социально-экономического развития страны до 2022 года закладывается среднегодовой темп роста ВВП на уровне 3,7%.
По словам министра национальной экономики Тимура Сулейменова, по итогам 2017 года рост ВВП ожидается на уровне 3,4%. На 2018 год его реальный рост прогнозируется на уровне 3,1% с последующим ростом до 4,2% в 2022 году.
Номинальный ВВП, согласно прогнозам, вырастет с 55906,2 млрд тенге в 2018 году до 75875,4 млрд тенге в 2022 году. ВВП на душу населения составит 9,0 тыс. долларов в 2018 году с увеличением до 11,7 тыс. долларов в 2022 году.
Ожидаются более высокие, чем ранее прогнозировалось, темпы роста отдельных отраслей промышленности. При этом катализатором роста станут государственные программы: развития агропромышленного комплекса, "Нұрлы жол" и "Нұрлы жер". В частности, темпы роста в обрабатывающей промышленности прогнозируются на уровне 4,2%, сельском хозяйстве – 5,7%, строительной отрасли – 4,0%, транспорте – 5,1% и торговле – 3,5%. Объем добычи нефти увеличится с 86 млн тонн в 2018 году до 88,6 млн тонн в 2022 году.
Экспорт составит 47,5 млрд долларов в 2018 году с увеличением до 60,6 млрд долларов в 2022 году, импорт вырастет с 34,0 млрд долларов в 2018 году до 45,5 млрд долларов в 2022 году.
Коридор годовой инфляции прогнозируется в пределах 5,0-7,0% в 2018 году, 4,0-6,0% – в 2019 году с последующим снижением до 3,0-4,0% в 2020-2022 годах.
Уровень безработицы снизится с 4,9% в 2018 году до 4,7% в 2022 году.
На основе нового прогноза социально-экономического развития сформирован проект республиканского бюджета на 2018-2020 годы. В его основу лег консервативный прогноз среднемировой цены на нефть 45 долларов за баррель (оптимистичный сценарий предусматривает 55 долларов за баррель, пессимистичный – 35 долларов). Расчетный курс тенге к доллару закладывается на уровне 340 тенге за доллар.
"Это расчетный курс, который берется только для расчета определенных бюджетных параметров. Вполне возможно, он не будет полностью соответствовать тому курсу, который будет складываться непосредственно на рынке. Мы будем готовы этот вопрос мониторить и в случае необходимости на уточнение бюджета корректировать", – объяснил г-н Сулейменов, подчеркнув, что этот курс "ни в коем случае не является индикатором того, что будет происходить на валютных рынках".
В проекте трехлетнего бюджета заложены такие параметры. Доходы (без учета трансфертов) прогнозируются в 2018 году в сумме 5,5 трлн тенге (с увеличением на 636,5 млрд тенге по сравнению с 2017 годом), в 2019 году – 6,4 трлн тенге, в 2020 году – 7,1 трлн тенге. При этом объем ненефтяных поступлений в 2018 году составит 5,2 трлн тенге, что превышает план текущего года на 851,1 млрд тенге, или на 19,3%.
При этом правительство постепенно сокращает объем привлечения средств из Национального фонда. Так, размер гарантированного трансферта на 2018 год определен в размере 2,6 трлн тенге, в 2019 году – 2,3 трлн тенге, в 2020 году – 2,0 трлн тенге. Целевой трансферт из Нацфонда привлекаться не будет. Сам же Нацфонд к 2020 году должен составить 62,4 млрд долларов, или 32,5% к ВВП страны.
Общий размер расходов республиканского бюджета в 2018 году определен в объеме 9,2 трлн тенге, в 2019 году – 9,7 трлн тенге, в 2020 году – 10,2 трлн тенге. При этом почти половину расходной части – 44,5% занимают расходы социального сектора. При этом в сравнении с 2017 годом расходы бюджета на эту сферу вырастут в 2018 году более чем на 400 млрд тенге.
Как пояснил министр финансов Бахыт Султанов, основной составляющей роста является увеличение размеров пенсий и пособий по случаю рождения детей, в том числе в результате пересмотра структуры прожиточного минимума и порядка назначения пенсий.
На развитие реального сектора экономики в 2018 году планируется направить 1,4 трлн тенге. На продолжение реализации программы "Нұрлы жол" предусмотрены расходы в сумме 512,6 млрд тенге, из них на 2018 год – 243,3 млрд тенге. На программу жилищного строительства "Нұрлы жер" предлагается направить 208,8 млрд тенге, из которых 125,2 млрд тенге – на 2018 год. По Программе развития агропромышленного комплекса на 2018 год предусмотрено 195 млрд тенге на мероприятия по повышению доступности финансовых услуг (субсидий), развитие водного хозяйства и ветеринарии, обеспечение фитосанитарной безопасности.
На реализацию второго этапа государственной программы индустриально-инновационного развития предусмотрены расходы в общей сумме 232,9 млрд тенге, из них на 2018 год – 76,1 млрд тенге. На развитие транспортной инфраструктуры в 2018 году будет направлено 292,6 млрд тенге.
На обеспечение обороноспособности и безопасности государства, охрану правопорядка и поддержание внутренней стабильности расходы в 2018 году составят 1,08 трлн тенге, в 2019 году – 1,1 трлн тенге, в 2020 году – 1,2 трлн тенге.
Дефицит бюджета в 2018 году предлагается снизить до 1,1% к ВВП, в 2019-2020 годах определить на уровне 1,0% к ВВП. В денежном выражении в 2018 году дефицит бюджета составит 639,6 млрд тенге, в 2019-м – 608 млрд тенге, в 2020 году – 653,5 млрд тенге. По оценкам Миннацэкономики, это позволит удерживать долг правительства в трехлетнем периоде на уровне не более 25% к ВВП. Ненефтяной дефицит, согласно прогнозам, сократится с 7,1% к ВВП в 2018 году до 5,1% к ВВП в 2020 году.
Ирина Севостьянова