Производители хризотила настаивают на его безопасности

8745

На протяжении нескольких лет они борются с призывами запретить продажу и добычу этого минерала.

Производители хризотила настаивают на его безопасности

На протяжении нескольких лет производители хризотила борются с призывами запретить продажу и добычу этого минерала. Председатель казахстанского филиала отраслевого профсоюза "Хризотил" Владимир Чернов заявил, что "оппоненты используют данные прошлого века".

"Хризотил не может причинить такого вреда здоровью работников, как асбест группы амфиболов. Асбест – это собирательное слово, оно как металл, который представляет собой и золото, и железо, и никель. Все асбесты делятся на две группы – хризотил и амфиболы. Последние как раз-таки и опасны. (…) Наши оппоненты хотят запретить использование асбеста, включая хризотил. И в 1985 году в странах ЕС им это удалось. В 1986 году в Европе началось массовое производство его заменителей", – говорит он в кулуарах международной конференции на тему хризотила и его безопасности.

В Казахстане производством хризотила занимается единственное предприятие – АО "Костанайские минералы" (г. Житикара). В целом на мировом рынке доминируют Россия, Казахстан, Бразилия и Китай.

"Мы производим около 200 тысяч тонн в год – Казахстан. И ещё 700 тысяч – Россия. Наша продукция на 95 процентов идёт на экспорт в Индию, Китай, Узбекистан, Украину", – говорит Владимир Чернов. По его словам, казахстанский производитель не конкурирует с российскими.

"Мы не мешаем друг другу, держим единую ценовую политику", – сказал В. Чернов.

162-я конвенция МОТ, или, как ее называют, "асбестовая", разрешает применение хризотила в промышленности, но под строгим контролем, с соблюдением всех защитных мер. Именно этот документ позволяет нашим производителям вздохнуть свободно.

"В законодательстве нас всё устраивает, но есть другие площадки, кроме МОТ. Это Роттердамская конвенция по химическим веществам. Мы сейчас находимся в третьей группе – это наравне с табачным дымом, алкоголем, копчёной рыбой. А нас хотят в этой конвенции перевести в первый список, где находятся особо опасные химические вещества, которые в производстве и торговле требуют согласования на уровне государств, правительств. То есть мы сейчас напрямую с потребителями работаем, а так надо будет через министерства. Это повлечёт удорожание расходов", – пояснил спикер.

В 2019 году вновь предстоит защита Роттердамской конвенции, где будет поднят этот вопрос.

"Если мы проиграем, мы станем неконкурентоспособными, и нас вытеснят с рынка", – добавил он.

Председатель международного профсоюзного альянса "За хризотил" Андрей Холзаков поясняет, что антиасбестовая кампания возникла еще в 1970-е годы. В те годы Европа перешла на производство заменителей асбеста. И, по его словам, научных исследований на предмет безопасности искусственных волокон нет. Отказ от хризотила повлечёт серьёзные экономические последствия для многих постсоветских стран.

"Почти все предприятия, добывающие хризотил, градообразующие. Хочу сразу сказать, что примерно 50 тысяч человек задействовано на территории стран СНГ в добыче и производстве асбоцементных минералов. Это серьёзные цифры для наших государств, и наш альянс был создан, чтобы высказывать свою точку зрения. Эта тема из экономической превратилась в политическую", – добавил он.

Айгуль Тулекбаева

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться