Производители Казахстана выходят на экспорт: что для этого нужно?

897

Об этом предприниматели узнали в ходе семинара от QazTrade Academy в Алматы.

Производители Казахстана выходят на экспорт: что для этого нужно?

С таможенными процедурами экспорта, мерами нетарифного регулирования и обучению по заполнению грузовой таможенной декларации отечественные производители товаров ознакомились в ходе семинара от QazTrade Academy. Об этом сообщает корреспондент inbusiness.kz.  

Проблема в процедуре перехода

Как отмечает главный специалист управления таможенного администрирования департамента госдоходов Алматы Ринат Акбергенов, проблемы предпринимателей при экспорте товара всегда связаны с разными деталями процедуры.

"У предпринимателей неправильное понимание от процедур, связанных с экспортом. Многие считают, что государство должно заключать соглашения между странами для экспорта конкретной продукции. Конечно, невозможно за пять часов объяснить бизнесу все подробности экспортных процедур. Задача семинара состоит в том, чтобы за отведенное время сформировать у них хотя бы структурное понимание того, что такое экспорт, как проводить экспортную процедуру, какие документы для этого необходимы, как к нему готовиться, как печатать декларацию в "Астана-1", – сказал специалист.

По словам Рината Акбергенова, с одной стороны, государство делает многое для продвижения экспорта и его конкурентоспособности товаров с другими странами. В то же время знание элементарных основ мешает бизнесу правильно воспринимать и строить структурно планы по экспорту.

"В целом это простые вопросы, начиная с этапов заключения договоров, правильного составления счетов-фактур, понимания, что такое таможенное оформление и чему оно предшествует. Возьмем тот же сахар. Вроде все просто, сырьевой товар, никогда не было проблем с его вывозом. Кто знал, что сейчас будут вводиться ограничительные меры квотирования на его вывоз? Точно так же в отношении других товаров могут возникать ограничения или обстоятельства, связанные с необходимостью получения разрешительных документов. Поэтому нельзя все товары подвести под одинаковую процедуру экспорта", – заметил спикер.

Как отметил Ринат Акбергенов, таможенный орган, который проходит каждый товар при экспорте, не является специализированным органом в области конкретного товара. На момент пересечения границы предполагается, что у товара должны быть разрешительные документы. Таможенные специалисты не курируют, а контролируют наличие необходимых разрешительных документов у товара, которые должны быть получены от курирующего органа.

На вопрос о том, что для наименьших проблем при экспорте предприниматель должен самостоятельно изучить всю процедуру, специалист отметил, что это двоякая ситуация.

"С одной стороны, мы говорим о том, что бизнес должен заниматься бизнесом. Если это хороший производитель, он должен знать все о своем продукте. И тут зависит от производителя, его объемов и желания экспорта. При маленьких объемах бизнесу можно не вдаваться во все подробности, а просто нанять таможенного представителя. Но если это крупная агропромышленная корпорация, намеревающаяся заключать несколько договоров на большие объемы, то для успешной деятельности нужно предусматривать наличие специалиста, который не просто будет сопровождать товар, но и давать прогнозы и направления на заключение договоров", – заметил Ринат Акбергенов.

Бизнес – об аутсорсинге

Начальник отдела логистики ТОО "Производственный комплекс "Аврора" Алуа Сатаева отметила, что, занимаясь производством бытовой химии, дезинфицирующих средств и пищевой моющей химии, компания экспортирует продукцию в Россию и Кыргызстан. Есть некоторые клиенты в Узбекистане и Туркменистане. Процедуры оформления таможенных процедур экспорта компания отдает на аутсорс.

"В нашем понимании экспорт – это компетенция определенного таможенного представителя, брокера. Оформление экспортных и импортных деклараций мы переводим на аутсорсинг, платим брокеру за его расходы. А это дополнительные затраты на аутсорсинг.  Так как мы производители, все наши расходы отражаются на себестоимости продукции. Как начальнику отдела логистики, мне самой было интересно посетить этот бизнес-практикум, чтобы сократить издержки компании. Если это не так сложно, то эту процедуру можно переложить на отдел логистики и самим заниматься оформлением документов. Хотелось бы больше увидеть на практике, как заполняется экспортная декларация и проводится эта работа", – поделилась Алуа Сатаева.

По словам специалиста, основные проблемы, с которыми сталкивается компания при выходе на экспорт соседних стран, – это документация и меры нетарифного регулирования. Они создают некоторое преткновение для более легкого экспорта. Так, при выходе на рынок Туркменистана компания столкнулась с тем, что необходимо было получить регистрацию на товары внутри новой страны, что оказалось не просто.

"Это касается разрешительных документаций на товар, что создает общую картину того, что экспорт – это сложно. Прежде чем экспортировать продукт, необходимо по его коду узнать, какие разрешительные документы нужны, что подразумевает выпуск экспорта, какие процедуры необходимо произвести для экспорта, какие сертификаты получить. То есть прежде, чем совершить экспорт, наша продукция должна быть зарегистрирована и сертифицирована. А эту документацию получить тоже не так просто. Мы платим за каждое движение. Цель – изучить этот процесс, так как на самом деле все не так сложно", – считает начальник отдела логистики.

Мария Галушко, фото автора