Производителям урана в Казахстане добавят фискальную нагрузку

10123

Налоговая нагрузка в урановой отрасли вырастет из-за изменения формулы расчета налога на добычу полезных ископаемых, но есть нюансы.

Производителям урана в Казахстане добавят фискальную нагрузку Фото: knu.kazatomprom.kz

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на уран будет выплачиваться по-иному с 2023 года благодаря недавним поправкам в Налоговый кодекс, подписанным в июле президентом. Корреспондент inbusiness.kz при помощи налоговых экспертов компании Angels Niko Advisory попытался разобраться, действительно ли бремя по этому налогу вырастет на 30% по внебиржевому металлу урану, как утверждали разработчики изменений, среди благородных целей которых заявлялись восполнение дефицита бюджета и справедливая налоговая нагрузка на горную промышленность для увеличения доходов населения после январских событий. 

Согласно пояснению управляющего партнера консалтинговой компании Angels Niko Advisory Веры Капацина, сейчас и до 2023 года НДПИ на уран рассчитывается по сложной формуле, разработанной более десяти лет назад. Для этого в качестве расчетной базы берутся производственные затраты на добычу и первичную переработку урана, которые увеличиваются на 20%, к этой сумме применяется налоговая ставка НДПИ в 18,5% в связке с коэффициентом 1,2, в итоге фактически при обложении добычных расходов на производство урана используется ставка в 29%, сообщила эксперт в телефонной беседе. 

Отметим, что сейчас НДПИ, чья сущность должна быть заточена на изъятие природной ренты, для урановых компаний не является доминирующим в их налоговой нагрузке. Если изучить отчетность "Казатомпрома" за 2021 год, то там указывается, что выплата НДПИ за этот годовой период составила 23,6 млрд тенге или всего 3,5% от выручки в 691 млрд тенге, хотя, конечно, на этот показатель повлияла продажа в прошлом году 49% акций СП "Орталык" китайской CGN за 185,6 млрд тенге, что привело к снижению доли производства в нем и изменению годовой выручки. Выплаченный в прошлом году НДПИ урановой нацкомпании был гораздо меньше ее корпоративного подоходного налога (КПН) в 85,3 млрд тенге и суммы других налогов и платежей в бюджет – 62,5 млрд тенге. Здесь нужно напомнить, что в холдинге работает 20,6 тыс. человек, за которых выплачивается подоходный налог. 

Кроме того, в отчете указывается, что урановый НДПИ на данный момент рассчитывается отдельно по каждому контракту на недропользование, и его сумма прямо зависит от себестоимости добываемой продукции. Таким образом, можно сделать вывод, что сейчас масштабы применения НДПИ для пополнения казны и перераспределения природной ренты от урана среди всего населения страны определены способностью урановых компаний сдерживать свой рост затрат и сложностью структур месторождений. Предположительно, у "Казатомпрома" и его партнеров, по крайней мере в теории, есть реальный сдерживающий стимул контролировать расходы при добыче, чтобы не допустить роста НДПИ, рассчитываемого на производственных издержках.  

Однако на деле затраты на фунт урана у урановой госкомпании постепенно росли в последние годы, несмотря на продолжавшееся обесценение курса тенге и большое местное содержание, что увеличивало налогооблагаемую базу для НДПИ. К примеру, денежная себестоимость по доле участия у "Казатомпрома" была в 2021 году была 8,8 долларов на фунт, что больше на 1% уровня 2020 года в 8,67 долларов на фунт. В то же время капитальные затраты выросли на 26% с 2020 по 2021 год от 3,05 до 3,83 долларов на фунт. В итоге сумма капзатрат и денежной себестоимости выросла до 12,63 с 11,72 долларов на фунт, рост составил 8%.

В целом же капитальные затраты добычных предприятий на 100% основе увеличились в 2020-2021 годы с 60,9 млрд до 91 млрд или на 49%, что частично объяснимо увеличением добычи урана в Казахстане с 19,5 тыс. тонн в 2020 году до 21,8 тыс. тонн в 2021 году, хотя бурение и подготовка скважин занимает долгие месяцы, поэтому временной разрыв между началом капзатрат и самой добычей растянут.

Такой рост производственных издержек вылился в увеличение выплат НДПИ, чей объем вырос на 18% до 23,6 млрд тенге с 20,1 млрд тенге в 2020 году. К слову, на 2022 год "Казатомпром" ожидает дальнейший рост денежной себестоимости до 9-11 долларов на фунт, а в совокупности с капзатратами - и вовсе до 16-17,5 долларов на фунт, а значит, выплачиваемый нацкомпанией НДПИ должен вырасти еще больше в этом году при сохранении прошлогодних объемов добычи. 

Здесь стоит сказать, что не у всех урановых компаний, работающих в Казахстане, растущая себестоимость добычи урана. К примеру, у канадской Cameco, согласно ее отчетности за 2021 год, себестоимость добычи урана на месторождении Инкай, где она владеет долей в 40% и получала производственную долю более 50%, находилась в последние годы в коридоре 6-7 долларов на фунт. За прошлый год СП "Инкай" заплатило налогов на 60,3 млн долларов при выручке в 387 млн долларов и прибыли в 229 млн долларов. Это говорит о том, что налоговое бремя предприятия пока составляет всего 15%. Такой уровень налоговой нагрузки достаточно распространен в горной промышленности, в том числе в золотодобывающей отрасли. С учетом такого небольшого налогового бремени и было задумано увеличение НДПИ на 30% в урановой отрасли, так как прибыльность урановых компаний огромна на данный момент, и природная рента, получаемая ими из казахстанских недр, должна больше изыматься в пользу населения.  

Вместе с тем возникает вопрос, действительно ли с новыми поправками нагрузка по НДПИ вырастет на треть в следующем году, как утверждали их разработчики и в "Казатомпроме"? Благодаря изменениям новая формула уранового НДПИ теперь будет определяться как умножение средневзвешенной цены на материал, выставленной такими отраслевыми ценовыми агентствами как UxC и TradeTech, на количество добытого урана и ставку НДПИ в 6%. То есть фактически НДПИ превратится в роялти, более прозрачный и понятный механизм изъятия природной ренты. К слову, сейчас спотовая цена на уран составляет 47,75 долларов на фунт, по версии UxC. 

В разговоре с inbusiness.kz Вера Капацина напомнила, что в последнее время спотовая цена на уран сильно выросла, в особенности весной из-за усложнившейся геополитической ситуации. По ее мнению, государству будет выгодна просто привязка в 6% к цене в период роста по аналогии с нефтью. 

Здесь стоит добавить, что у "Казатомпрома" цена реализации урана в основном бывает ниже средневзвешенных текущих рыночных цен, выставляемых ценовыми агентствами, и даже меньше цены реализации аналогичных компаний типа Cameco. В урановой нацкомпании это обычно объясняют временным промежутком между ценообразованием и фактической поставкой, специфическими условиями долгосрочных договоров. Кроме того, "Казатомпром" часто сбывает уран спекулятивным урановым фондам с дисконтом. 

В целом, можно предположить, что потенциал роста цен на уран в ближайшем будущем будет ограничен пределами в 55-60 долларов за фунт, поскольку после этого уровня многие добытчики урана по миру, в США в том числе, смогут разворачивать производство и таким образом увеличивать давление на цену вниз. Поэтому доход государства от роста цены на уран при расчете НДПИ будет ограничен в ближайшем будущем. 

Между тем, по мнению различных наблюдателей, цена на уран в последние годы в чем-то была последовательна основным трендам на товарных рынках, хотя в ближайшее время она может отвязаться (decoupling) от этих рыночных тенденций из-за нестабильности на урановом рынке и резкого роста потребления материала новыми АЭС в различных странах в ближайшие десять лет. Пока же мы видим, что в ожидании глобальной рецессии большинство таких рынков смотрят вниз, а значит и цена на уран, которая в последние месяцы незначительно колеблется, может последовать за ними, что снизит налогооблагаемую базу по НДПИ уже в 2023 году. 

Так что с учетом растущих производственных расходов "Казатомпрома" в контексте ревущей глобальной инфляции еще не факт, что новый НДПИ увеличит налоговую нагрузку по своей линии именно на 30% больше старого, который основывался на объеме затрат. 

Увеличение налоговой нагрузки по новой ставке НДПИ теперь будет варьироваться в зависимости от рыночной цены на уран, подчеркнула в разговоре с inbusiness.kz налоговый эксперт Angels Niko Advisory Юлия Ли. 

"По новой поправке в Налоговый кодекс, которая прошла 11 июля 2022 года, принцип расчета НДПИ для урана вообще поменялся. В первоначальных версиях поправок министерством национальной экономики было заявлено увеличение НДПИ на 30%. Далее, если смотреть ставку, которую законодатель предлагал до введения новой формулы – она составляет 50%. Это видно из сравнительных таблиц с поправками в Налоговый кодекс. В рамках обсуждения в марте-апреле 2022 г. был вариант увеличить ставку НДПИ до 27,5% с прежних 18,5%, а уже потом в финальной сравнительной таблице, которая ушла в мажилис и сенат, была установлена новая ставка НДПИ в 6% с новой формулой для расчета. Теперь расчет НДПИ с урана будет исходить из средневзвешенной цены за килограмм урана в форме концентрата природного урана. Сейчас за счет того, что пересмотрели подход в расчете НДПИ, налоговые органы рассчитывают на увеличение поступлений НДПИ с урана на 50%", - пояснила специалист.  

По мнению Веры Капацина, выплаты НДПИ урановыми компаниями однозначно повысятся в объеме. 

"НДПИ будет больше, потому что поменялась сама база расчета, и она привязана к рыночным ценам, будет применяться другой процент. Цена на уран имеет тенденцию увеличиваться, и она будет расти в виду геополитических событий, которые мы наблюдаем. То, что Казахстан занял место России по некоторым урановым контрактам в Америку – цена тоже с этого будет повышаться. По нашему мнению, и растущему графику цен можно сказать, что бремя НДПИ в данный момент времени будет только увеличиваться. Однако если цена будет падать на рынке, то и НДПИ будет падать", - отметила она в разговоре.

По словам налогового консультанта Angels Niko Advisory Ольги Пивоваровой, несмотря на общую тенденцию увеличения налоговой нагрузки через НДПИ на горнодобывающую промышленность, государство в то же время приняло законодательные изменения, касающиеся низкорентабельных контрактов на недропользование. 

"Там предусмотрено снижение ставки даже до 0% в некоторых случаях. То есть одной рукой государство вроде как увеличивает нагрузку, а другой рукой наоборот дает льготы определенным налогоплательщикам, потому что рентабельность месторождений за все эти годы операций в Казахстане государство уже знает, где какая рентабельность и чего ждать в виде поступлений в бюджет, каким конкретно налогоплательщикам эти льготы будут распределены, и нагрузка будет уже известна заранее", - поделилась она.

Отметим, что льготы по НДПИ по низкорентабельным месторождениям ранее получали "Казахмыс" и "Алюминий Казахстана", в урановой отрасли их массово не наблюдалось из-за низкой себестоимости добычи. 

Комментируя вопрос inbusiness.kz, Ольга Пивоварова подтвердила, что увеличение НДПИ повлечет за собой снижение базы корпоративного подоходного налога (КПН).

"НДПИ берется на вычеты, как обычный расход, связанный с деятельностью недропользователя, и, соответственно, налог, который выплачивается уже на прибыль – он будет меньше, поскольку сама прибыль будет меньше. Однако, если компания стала убыточной, то, заплатив НДПИ и увеличив расходы, она только увеличивает убыток, после чего компания попадает в выборку системы управления рисками, что вероятнее всего приведет к необходимости дополнительно объяснять налоговым органам причины возникновения убытка. Так что не всегда бывает, что вычет будет иметь положительный эффект", - уточнила она.

К слову, по данным СМИ, многие предприятия урановой отрасли столкнулись с доначислением налогов в 2021 году. 

Данияр Сериков

 

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться