Прокатимся, или Почему антикор заинтересовался договором "ҚазАвтоЖола" по взиманию платы за проезд?

8190

В чем смысл введения платных дорог, когда за систему оплаты требуется платить больше, чем составляет сбор от проезда.  

Прокатимся, или Почему антикор заинтересовался договором "ҚазАвтоЖола" по взиманию платы за проезд?

Дорожный оператор по договору с концессионерами должен выплатить 138,7 млрд тенге за 11 лет, или 12 млрд тенге в год. Набирается ли такая сумма с выплат, поступающих от платных дорог? Если не набегает 12 млрд тенге, то возникает резонный вопрос: из каких источников будет собираться недостающая сумма? Редакция inbusiness для прояснения финансовой картины обратилась с запросами в "ҚазАвтоЖол".

Накануне на наш официальный запрос сообщили, что антикоррупционной службой в марте этого года проведена аудиторская проверка договора, заключенного между АО "НК "ҚазАвтоЖол" и консорциумом в составе ТОО Computer Vision Technologies, ТОО "Темiржол Жөндеу" и FAR EASTERN ELECTRONIC TOLL COLLECTION CO., LTD. Об итогах проводимых мероприятий необходимо обратиться к инициатору проверки – в агентство РК по противодействию коррупции, порекомендовали в "ҚазАвтоЖоле".

К настоящему времени антикор не публиковал информации по данной проверке.

Напомним, в 2019 году между "КазАвтоЖолом" и консорциумом в составе ТОО COMPUTER VISION TECHNOLOGIES, ТОО "Темиржол Жондеу" и FAR EASTERN ELECTRONIC TOLL COLLECTION CO., LTD был заключен договор сроком на 11 лет по устройству и обслуживанию системы взимания платы за проезд по автомобильным дорогам республиканского значения. Общая сумма договора составила 138,7 млрд тенге без учета НДС. Она включает в себя стоимость капитальных работ в размере 25,6 млрд тенге и стоимость услуг сервисного обслуживания в размере 113,1 млрд тенге. Возмещение же инвестиций планируется осуществлять только за счет средств, поступающих от взимания платы с ведением учета по каждому участку.

В 2021 году "ҚазАвтоЖол" сообщал, что совместно с консорциумом проводятся обсуждения по пересмотру условий заключенного договора. Однако, как отмечается в ответе на первый запрос редакции, пришедшем 19 мая, "внесение изменений в инвестиционный договор в данное время не планируется". Тогда в компании проинформировали, что сумма по обслуживанию системы взимания платы за 2021 год составила 434,7 млн тенге. Сборы по всем участкам за прошедший год достигли 8,2 млрд тенге.

В аудиторском отчете компании за 2020 год указывалось, что "в случае недостаточности средств от взимания платы для осуществления платежа по возмещению инвестиций недостающая сумма переносится на последующий период и выплачивается при достаточности средств".

Другими словами, в любом случае компания должна будет оплатить 138,7 млрд тенге в течение 11 лет, или 12 млрд тенге в год. В 2020 году сумма от сбора платных дорог составила 5,7 млрд тенге, в 2021 году – 8,2 млрд тенге. Как мы видим, это гораздо меньше ежегодного сервисного обслуживания. В случае его полной ежегодной уплаты теряется смысл введения платных дорог, когда за систему оплаты требуется платить больше, чем составляет сбор от проезда платных дорог. В этой связи интересно, к какому заключению придут в антикоррупционном ведомстве?

Майра Медеубаева