Возможности пролонгации моратория на проведение проверок малого бизнеса и микропредпринимателей до 1 января 2024 года вошли в проект указа, подготовленный министерством национальной экономики РК, который в настоящее время находится на стадии согласования с госорганами. Что дает эта мера бизнесу и населению, в интервью inbusiness.kz рассказал Эрик Джамбулов, директор департамента политики развития предпринимательства МНЭ РК.
– Скажите, чем руководствовалось министерство национальной экономики РК, решив продлить мораторий на проверки бизнеса до 2024 года?
– 19 мая текущего года состоялась встреча главы государства и предпринимателей, на которой был поднят вопрос о необходимости продления самого моратория и правительству совместно с Генеральной прокуратурой и Национальной палатой предпринимателей "Атамекен" президентом страны поручено рассмотрение возможностей продления самого моратория. Соответственно, министерство национальной экономики разработало соответствующий проект указа, который сейчас находится на стадии согласования с заинтересованными госорганами.
– На недавнем заседании маслихата Нур-Султана чиновники высказывались, что мораторий на проверки МСБ чинит препятствия в деятельности контролирующих органов по жалобам населения на завышение цен торговых надбавок и ряд других нарушений. Зачем тогда продлевать мораторий, поддерживающий лишь бизнес, а не интересы граждан? Поясните.
– В прошлом году у нас был принят закон по реализации реформы "с чистого листа", подписанный главой государства. В чем же он заключается? В пересмотре всех требований для бизнеса, исключении либо внесении изменений в части тех требований, которые неактуальны, архаичны и не отвечают духу сегодняшнего времени, мешают бизнесу активно развиваться и выходить на рынки.
Говоря о продлении моратория, мы как раз-таки в новом проекте закладывали следующее. Мы предусматривали только проведение плановой проверки, то есть с 1 января 2023 года все плановые проверки отменяются, остаются лишь профилактические, на них мораторий сохраняется. Но со следующего года министерством предложено оставить внеплановые проверки, в том числе по заявлению граждан в сферах контроля, связанных с угрозой жизни и здоровью населения.
– Насколько улучшит экономику страны продление моратория еще на два года? Поделитесь Вашим видением и приведите аргументы.
– Как вы знаете, стартовала реформа "с чистого листа", эта работа рассчитана на 2022-2023 годы, чтобы законодательная база была готова и не создавала дополнительной нагрузки на бизнес. Тем самым мы снижаем административную нагрузку на бизнес, и я думаю, что на добросовестных и законопослушных субъектах предпринимательства и на экономике в целом этот мораторий скажется благоприятно.
– С одной стороны, эта мера для развития предпринимательства и среднего класса в стране, с другой – может породить недобросовестных игроков рынка. В чью пользу чаша весов, на Ваш взгляд? Минусы и плюсы.
– Вы знаете, при государственном регулировании мы всегда руководствуемся таким принципом, как обеспечение баланса интересов потребителей (то есть граждан), субъектов предпринимательства и государства. Соответствующий проект указа мы подготовили, руководствуясь данным принципом. Тем самым сохраняется необходимая минимальная нагрузка на бизнес при максимальном недопущении угрозы для здоровья и жизни людей, создается благоприятная среда для ведения бизнеса.
В то же время, объективно понимая, что есть потенциальная угроза жизни и здоровью людей, условно говоря, если, например, кто-то где-то отравился, то на такие факты органы контроля, на мой взгляд, должны реагировать в целях предупреждения массового отравления и причинения вреда жизни и здоровью людей.
– А как же завышение цен и торговые надбавки со стороны недобросовестных предпринимателей? На эти нарушения будут реагировать?
– Проект указа сейчас на стадии рассмотрения в госорганах, и если они будут инициировать вопросы по исключению из моратория проверок, связанных с торговыми надбавками на социально значимые товары, то этот вопрос будет рассмотрен и при необходимости предусмотрен в самом документе и вынесен на рассмотрение правительству и президенту.
В целом государственное регулирование с учетом новой регуляторной политики ориентирует на предупреждение самих нарушений без применения карательных мер – штрафов и дополнительных санкций.
Дополнительно хотел бы отметить, что проводится работа по автоматизации проверок – системы управления рисками в госконтроле. С момента внедрения автоматизации субъекты контроля – предприниматели будут выбираться искусственным интеллектом без участия человека. То есть, условно говоря, система будет настроена так, что все, кто не нарушает, к ним органы контроля приходить не будут, она будет ориентирована на проблемных (недобросовестных) предпринимателей. Система будет запущена уже в течение этого года по основным сферам контроля, работа активно ведется с МЦРИАП РК, с Центром реинжиниринга. По всем сферам работа активно проводится совместно с другими госорганами контроля. Часть сфер будет охвачена уже в текущем году, а оставшаяся часть должна быть завершена к середине следующего года. Тогда бизнес существенно почувствует снижение административной нагрузки именно в части контроля.
– Поделитесь мнением, каким образом данная мера поможет искоренить коррупцию?
– Ну, это очевидно – чем меньше контакта бизнеса с проверяющими госорганами, тем, соответственно, ниже коррупционная восприимчивость тех или иных нечистых на руку чиновников.
Новая политика в отношении предпринимательской деятельности – реформа "с чистого листа" обращает внимание государства именно на проблемные сегменты бизнеса, тем самым оберегая и защищая законопослушных предпринимателей.
Индира Кусаинова