/img/tv1.svg
RU KZ
Промбез «сшил дело» «Арселору» из семи томов

Промбез «сшил дело» «Арселору» из семи томов

Однако гарантий, что взрывы газопроводов на комбинате прекратятся, нет.

09:30 11 Январь 2019 3980

Промбез «сшил дело» «Арселору» из семи томов

Автор:

Олег И. Гусев

Фото: Олег И. Гусев

Как выяснилось, у контролирующих органов нет прав на проверку технологических трубопроводов продуктов разделения воздуха. А именно такой и взорвался на «АрселорМиттал Темиртау»10 ноября 2018 года.

Об этом стало известно на внезапной пресс-конференции, которую устроил 10 января 2019 года Департамент индустриального развития и промышленной безопасности Карагандинской области одноимённого комитета МИИР. Она прошла в здании «Жактау» – профсоюза металлургов «АМТ».

Полутора часами ранее на сайте комитета был размещён пресс-релиз об итогах расследования аварии 10 ноября 2018 года на «АрселорМиттал Темиртау».

Напомним, что сам акт комиссии об итогах расследования, материалы которого составили семь томов, был подписан ещё 26 декабря 2018 года, однако общественности он представлен не был.

И только после депутатского запроса на имя премьер-министра РК 9 января 2019 года Комитет промбеза МИИР мобилизовался и выдал на-гора пресс-конференцию.

Кстати, советник гендиректора «АМТ» по связям с общественностью, гражданин иностранного государства Алексей Агуреев по своему обыкновению продолжил было журналистский апартеид, тщательно отсортировывая журналистов (не на свою, заметим) пресс-конференцию. Но после телефонного разговора с пресс-секретарём акима Темиртау Ольгой Горячевой тема такой «сегрегации» на этом мероприятии отпала сама собой.

Промбезовские чтения

Итак, пресс-конференцию вёл и зачитывал итоговый акт комиссии заместитель руководителя Департамента индустриального развития и промышленной безопасности Карагандинской области Кенгирбай Есенеев.

Начал он с оглашения длинного перечня данных: состав комиссии по расследованию причин аварии, какую продукцию производит комбинат, проектная мощность конвертерного цеха, какие марки стали в нём варят, для производства стали используют жидкий чугун и даже доломит, диаметры труб газопроводов и так далее.

На это вступительное слово ушло 22 минуты. Многие из присутствующих начали клевать носом, а в их ушах, как они потом рассказывали, звучало: «Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иуду и братьев его, Иуда родил Фареса и Зару от Фамари, Фарес родил Есрома…».

«У меня на это пять причин»

Теперь что касаемо непосредственно итогов расследования аварии. В акте комиссии он обозначен как «групповой несчастный случай», в котором травмированы четыре человека.

«Все пострадавшие при данном инциденте, к счастью, не получили тяжёлых травм. Компания «АрселорМиттал Темиртау» каждому оплатила лечение и возместила финансовые убытки. Также всем пострадавшим оказана материальная помощь в соответствии с коллективным договором», – заявил исполнительный директор АО «АрселорМиттал Темиртау» Вадим Басин.

Причинами аварии на трубопроводе, по мнению комиссии, стало «сочетание целого ряда неблагоприятных факторов: резкое понижение температуры наружного воздуха в день аварии; неритмичная работа конвертерного цеха АО «АрселорМиттал Темиртау» в дни, предшествующие аварии; недостаточный уровень координации действий между поставщиком продуктов разделения воздуха и представителями конвертерного цеха».

Но основным фактором, приведшим к взрыву, стало применение в строительстве газопровода изделия из непроектной марки стали при строительстве ещё 15 лет назад этой ветки трубопровода:

«Значительные динамические нагрузки на трубопроводы из-за больших колебаний величин расхода и давления в трубопроводах кислорода высокого давления и азота высокого давления с 06.11.2018 г. до момента аварии привели к разрыву сварного соединения отвода под углом 90° с прямолинейным участком трубы кислородопровода высокого давления диаметром 720 мм, изготовленного из стали 20 ГОСТ 1050-84 вместо стали 09Г2С и установленного в 2003 году между опорами 126к и 127к», – говорится в заключении комиссии.

Этот отвод, разорванный «ромашкой», нашли недалеко от места первого взрыва. И только после углеродного анализа стало ясно, что он изготовлен из непроектной марки стали.

По словам Вадима Басина, сейчас трудно выяснить, на каком этапе произошла такая подмена на материал с более низкой ударной вязкостью: или отвод перепутали на складе, или с завода-изготовителя поступила труба не по ГОСТу.

Автор этих строк, как бывший работник комбината, считает возможным и тот факт, что и на сам трубный завод могла поступить так называемая пересортица, когда в одной партии металла может «затесаться» рулон или пачка другой марки стали.

Как бы то ни было, но при совокупности обстоятельств 10 ноября 2018 года разорвался именно этот отвод.

К слову сказать, члены комиссии дали понять, что рано или поздно авария в этом месте всё равно бы случилась, когда сложилась бы именно такая «совокупность».

«Гранаты у нас не той системы»

Когда начальник отдела промышленной безопасности г. Темиртау Департамента промбеза Карагандинской области Сергей Ли отчитался о проведённых на комбинате за последние годы проверках, abctv.kz спросил у Кенгирбая Есенеева: «Когда департамент в последний раз заходил на «АМТ» с проверкой по газопроводам?».

И вот здесь-то выяснилась одна интересная вещь, которая, возможно, и стала пятой причиной аварии: после объединения в 2014 году МВД и МЧС кое-какие права у промбеза «потерялись».

«В проверочных листах Департамента индустриального развития и промышленной безопасности нет проверок «технологических трубопроводов продуктов разделения воздуха». Поэтому мы их проверять не имеем права», – ответил замруководителя департамента.

То есть те самые газопроводы, которые с завидной постоянностью взрываются на «АМТ» (предпоследний такой случай был в марте 2018 года), никто не проверяет и не контролирует. И за состоянием этих трубопроводов «АрселорМиттал Темиртау» должен следить сам.

Но технологический газопровод – это не автотранспортное средство. Напомним, что взрыв 10 ноября 2018 года был такой силы, что осколки труб разлетались как ракеты, а одним из них проломило стену конвертерного цеха.

Департамент промышленной безопасности может судиться с «АрселорМиттал Темиртау» и наказывать его ответственных работников практически в безостановочном режиме.

Но состояние Карагандинского металлургического комбината от этих проверок и судов не улучшается.

Так что ключевой вопрос, который правительство РК должно задать себе после взрыва газопровода 10 ноября 2018 года на «АрселорМиттал Темиртау», не «Кто виноват?», а «Что делать?».

Олег И. Гусев

P. S. В настоящее время комбинат, по словам исполнительного директора «АМТ» Вадима Басина, выходит на рабочие параметры.

Теракт 11 сентября 2001 года в США: хроника, последствия

11 сентября 2001 года в США боевики-смертники террористической организации "Аль-Каида" захватили четыре пассажирских самолета, направив два из них на символ делового Нью-Йорка – башни Всемирного торгового центра, а два других – на Пентагон и, предположительно, на Белый дом или Капитолий.

11 Сентябрь 2020 14:21 2678

Все самолеты, кроме последнего, достигли целей. Четвертый захваченный самолет рухнул в поле недалеко от города Шанксвилл в штате Пенсильвания.

Жертвами терактов стали 2 977 человек, в том числе 343 пожарных и 60 полицейских. Погибли не только граждане США, но еще 92 государств. В Нью-Йорке жертвами теракта стали 2 753 человека, в Пентагоне – 184 человека, 40 человек разбились в Пенсильвании.

Погибшими при терактах также числятся 19 террористов, 15 из них были гражданами Саудовской Аравии, двое – Объединенных Арабских Эмиратов, один – Египта и один – Ливана.

Всемирный торговый центр состоял из семи зданий. Центральными элементами комплекса являлись две 110-этажные башни-близнецы – Северная и Южная. В каждом здании находились офисные помещения примерно для 35 тысяч человек и 430 компаний.

11 сентября 2001 года в 8.46 (здесь и далее время местное) самолет Boeing 767 авиакомпании American Airlines, следовавший из Бостона в Лос-Анджелес, врезался в Северную башню Всемирного торгового центра (ВТЦ) на острове Манхэттен в Нью-Йорке между 93 и 99 этажами. На борту самолета был 81 пассажир (в том числе пять террористов) и 11 членов экипажа. В 9.03 самолет Boeing 767 авиакомпании United Airlines, следовавший из Бостона в Лос-Анджелес, врезался в Южную башню ВТЦ между 77 и 85 этажами. На борту самолета были 56 пассажиров (в том числе пять террористов) и девять членов экипажа.

В 9.37 самолет Boeing 757 авиакомпании American Airlines, следовавший из Вашингтона в Лос-Анджелес, врезался в здание Пентагона (штаб-квартира министерства обороны США), расположенного недалеко от Вашингтона. На борту самолета были 58 пассажиров (в том числе пять террористов) и шесть членов экипажа.

В 10.03 самолет Boeing 757 авиакомпании United Airlines, следовавший из Ньюарка (штат Нью-Джерси) в Сан-Франциско, упал на поле в юго-западной части Пенсильвании, около города Шанксвилл, в 200 километрах от Вашингтона. На борту самолета были 37 пассажиров (в том числе четыре террориста) и семь членов экипажа.

Врезавшиеся в здания ВТЦ самолеты были с полными топливными баками. Топливо разлилось, в башнях-близнецах возник пожар. Сильно поврежденная и охваченная огнем, ослабленная Южная башня рухнула в 9.59. Северная башня упала в 10.28. Обломки башен также разрушили или повредили другие здания внутри и вокруг комплекса. В том числе и 47-этажное здание ВТЦ-7. Обломки Северной башни вызвали в ней пожар, который продолжался в течение почти семи часов. В 17.20 здание ВТЦ-7 рухнуло.

Точная цифра ущерба, нанесенного терактами 11 сентября, неизвестна. В сентябре 2006 года президент США Джордж Буш-младший сообщил, что ущерб от терактов 11 сентября 2001 года составил для США по самой низкой оценке 500 миллиардов долларов.

На месте разрушенных башен-близнецов в Нью-Йорке 11 сентября 2011 года был открыт Национальный мемориал и музей 11 сентября. Мемориал представляет собой парк из более чем 400 деревьев (белый дуб), которые окружают два бассейна с водопадами, расположенные на месте бывших башен-близнецов.

Имена почти 3 тысяч жертв терактов (в том числе шесть человек, погибших при теракте во Всемирном торговом центре в 1993 году) высечены на бронзовых парапетах, окружающих мемориальные бассейны-близнецы. Находящийся на территории мемориала музей является основным учреждением США, занимающимся изучением последствий событий 11 сентября, их документированием.

11 сентября с 2002 года отмечается в США, как День патриота, с 2009 года, после утверждения акта 111-13 Всеобщего закона США, эта дата именуется также как общенациональный День служения и памяти (National Day of Service and Remembrance).

Для расследования терактов 27 ноября 2002 года в США была создана независимая комиссия (комиссия 9/11). В 2004 году она обнародовала итоговый доклад о расследовании обстоятельств трагедии. Одним из главных выводов 600-страничного документа стало признание того, что исполнители терактов воспользовались "глубокими административными провалами" в работе правительства и спецслужб США.

Последняя глава доклада была очень долго засекречена. 28 страниц были опубликованы лишь в июле 2016 года, обнародовав информацию о возможной связи между террористами и представителями властей Саудовской Аравии. При этом доказательств на страницах отчета не приводится.

Единственным осужденным по делу о терактах 11 сентября 2001 года в США является гражданин Франции марокканского происхождения Закариас Муссауи. Он был арестован в августе 2001 года после того, как окончил летную школу в Оклахоме и проходил тренировку на тренажере Boeing-747 в Миннесоте. В апреле 2005 года Муссауи был признан виновным в намерении совершить теракт, который должен был стать пятым по счету в череде трагических событий 11 сентября 2001 года. По личному указанию Усамы бен Ладена он должен был захватить самолет и пойти на таран Белого Дома в Вашингтоне – об этом террорист сам заявлял на суде.

В мае 2006 года решением федерального суда города Александрия (штат Вирджиния), где проходил процесс, Закариас Муссауи был приговорен к пожизненному тюремному заключению.

Шестеро других подозреваемых в причастности к терактам были арестованы в 2002 и 2003 годах, они провели несколько лет в тюрьмах ЦРУ, а в 2006 году были доставлены в лагерь на американской базе в Гуантанамо на Кубе.

В феврале 2008 года министерство обороны США предъявило шестерым заключенным обвинения в убийстве и совершении военных преступлений в рамках расследования терактов 11 сентября.

Обвинения были выдвинуты против Халида Шейха Мохаммеда, который в соответствии с докладом комиссии 9/11 является центральной фигурой в подготовке терактов в США 11 сентября 2001 года; уроженца Йемена Рамзи Биналшиба (другое написание Рамзи бин аз-Шиба), который обеспечивал организационную поддержку террористам и переводил им деньги; Мохаммеда аль-Кахтани, который, по версии следствия, 11 сентября 2001 года должен был стать еще одним, 20-м угонщиком четырех американских самолетов, но не смог получить американскую визу; а также Али Абдул Азиза Али, Мустафы Ахмеда Хавсави (другое написание Мустафа Ахмад Хаусауи) и Валида бин Атташ.

В 2008 года обвинения с Мохаммеда аль-Кахтани сняли, но он продолжает оставаться в Гуантанамо.

После того, как президент Барак Обама в январе 2009 года распорядился приостановить всю деятельность военной прокуратуры в тюрьме Гуантанамо и пообещал закрыть учреждение, военному ведомству пришлось отказаться от обвинений. Однако это обещание президента так и осталось невыполненным. Не получив поддержки в конгрессе, глава государства в начале марта 2011 года дал указание возобновить военные суды в отношении удерживаемых в тюрьме на Гуантанамо подозреваемых в терроризме.

В начале апреля 2011 года генпрокурор США Эрик Холдер подтвердил, что обвиняемый Халид Шейх Мохаммед и еще четверо обвиняемых по делу 11 сентября предстанут не перед гражданским судом США, а перед специальной военной комиссией на базе Гуантанамо.

В мае 2011 года военная прокуратура США снова предъявила обвинения в причастности к организации теракта 11 сентября 2001 года пятерым подозреваемым, в том числе Халиду Шейху Мохаммеду.

5 мая 2012 года военный трибунал предъявил им официальные обвинения в организации заговора, нападении на мирных жителей, намеренном причинении физического ущерба, убийстве, нарушении законов войны, причинении разрушений, угоне самолета и терроризме. Все пятеро обвиняемых отказались отвечать, признают ли они себя виновными.

В июле 2014 года военный трибунал на базе Гуантанамо постановил, что суд над одним из пяти обвиняемых в причастности к организации теракта – Рамзи Биналшиба – должен проводиться отдельно из-за заключения военных врачей о наличии у него "серьезного психического заболевания".

В марте 2017 года родственники жертв терактов 11 сентября 2001 года в США подали коллективный иск против Саудовской Аравии, которую они обвиняют в финансировании и иной поддержке террористической группировки "Аль-Каида". Иск был подан от имени 800 человек с целью получения компенсации от правительства королевства. Позднее более двух десятков страховых организаций США подали иск против двух банков Саудовской Аравии и компаний, связанных с семьей Усамы бен Ладена, а также против нескольких благотворительных организаций на общую сумму не менее 4,2 миллиарда долларов в связи с атаками 11 сентября 2001 года.

В июле 2019 года стало известно, что обвиняемый в организации теракта Халид Шейх Мохаммед заявил о готовности дать показания в суде на стороне людей и компаний, подавших иски против Саудовской Аравии, если власти США не станут требовать для него смертной казни.

В августе 2019 года газета The New York Times сообщила, что военный суд в США назначил слушания по приговору организаторам теракта 11 сентября на январь 2021 года.

США требуют выплатить компенсации жертвам теракта и Исламскую Республику Иран, хотя специальная комиссия по расследованию терактов не нашла прямых доказательств причастности этой страны.

Однако в 2016 году федеральный окружной судья Нью-Йорка Джордж Дениэлс постановил, что Тегеран не смог доказать свою непричастность к оказанию помощи организаторам теракта, в связи с чем власти Ирана несут долю ответственности за нанесенный в ходе него ущерб.

В мае 2018 года американский суд обязал Исламскую Республику Иран, Корпус стражей исламской революции (КСИР) и Центробанк Ирана выплатить миллиарды долларов компенсации родственникам жертв терактов 11 сентября в Нью-Йорке, так как признал их причастными к смерти 1008 человек.

Суд в Нью-Йорке счел достаточными для вынесения решения доводы о том, что Тегеран якобы предоставлял материальную помощь террористической группировке "Аль-Каида".

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников


Подпишитесь на наш канал Telegram!

«Если не хотите, чтобы мы вас прокляли, посадите 500 тысяч деревьев в городе, а не в степи»

Жителям города первого президента нужен чистый воздух, а не украшение автодороги Темиртау – Караганда.

29 Август 2020 11:31 25591

Именно такой наказ передали министру экологии, геологии и природных ресурсов на совещании 28 августа. Оно прошло в режиме телеконференции и было посвящено оценке принимаемых мер по улучшению экологической ситуации в городе Темиртау. Председательствовал на мероприятии сам Магзум Мирзагалиев, исполнивший свое обещание об организации ежеквартальных слушаний, на которых основные загрязнители будут отчитываться об исполнении планов экологических мероприятий.

Глава минэкономики напомнил, что, поскольку основным загрязнителем атмосферного воздуха в городе Темиртау является стальной департамент «АрселорМиттал Темиртау», министерством актуализирована дорожная карта меморандума о сотрудничестве между минэкологии и АМТ. А касательно исполнения мероприятий этой дорожной карты он предоставил слово председателю комитета экологического регулирования и контроля  Зулфухару Жолдасову.

Как и ожидалось, выступившие позже руководитель департамента экологии по Карагандинской области Канат Мусапарбеков и замакима региона Серик Шайдаров отчитались мощно и красиво. Автору даже на минуту показалось, что он увидел в небе этот отряд бэтменов и суперменов, летающих над умирающим городом металлургов и разгоняющих «плохую экологию».

Основные загрязнители – АМТ и АО «ТЭМК» отчитались тоже на ура.

Генеральный директор АМТ Биджу Наир, не моргнув глазом, рассказал про «Негативное влияние выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от АО «Арселор Миттал Темиртау» на качество  окружающей среды города Темиртау». А затем, чуть было не осенив себя крестным знамением и не сказав «вот те крест», уверенно заявил, что экология для его компании – приоритет. Правда, добавил, что 60% вредных выбросов дают две комбинатовские ТЭЦ, а уменьшить выбросы на 30% АМТ сможет только к 2024 году, когда (на все воля Будды) «Арселор» подключится к газопроводу «Сарыарка». Ну а пока Биджу Наир все еще торгуется за приемлемую для него цену на экологичный газ.

О вторичном загрязнении и поступлении ртути в поверхностные воды через  водовыпуск АО «ТЭМК», а также о путях решения данной  проблемы отчитался директор предприятия Иван Леннов.

Судя по лакированным отчетам, господа загрязнители ночей не спят, думая о здоровье народа, и вместе с вышеуказанными госорганами в таких же обтягивающих костюмах и широких плащах стремительно скользят в небе над Темиртау, разгоняя дым и собирая в экологичные бумажные пакеты свои вредные выбросы.

Но если бы предприятия соблюдали законы, а надзирающие органы также по закону делали бы свою работу, то тогда и не пришлось бы составлять комплексные планы, дорожные карты и прочие документы. Да и необходимости в этой встрече не было бы.

Затем настало время выступить самим жителям Темиртау.

Чингиз Лепсибаев, поблагодарив министерство и областной акимат за эту встречу – новую главу в отношениях жителей и власти, обратил внимание на то, что АМТ уповает на подключение своих ТЭЦ к газу в непонятной перспективе, но не говорит о том, что именно сейчас необходимо заниматься установкой фильтров на своих трубах. А не ждать у моря погоды.

Адвокат Сергей Бондаренко озвучил длинный список экологических нарушений «Арселора», начиная от цеха ректификации коксохимпроизводства и заканчивая блоком химустановок листопрокатного цеха № 2.

Председатель экологического ОО «Отражение» Елена Варганова внесла свой комплекс предложений для улучшения экологической ситуации в Темиртау:

  1. Проводить экологический «ВСЕОБУЧ» руководителей на всех уровнях для повышения экологической грамотности и ответственности.
  2. Открыть доступ к электронной карте зеленых насаждений в Темиртау с обозначением территорий для возможности посадки деревьев, согласно составленному дендроплану.
  3. Организовать для населения города смотровые площадки на предприятиях природопользователей для информационно–разъяснительной работы по проблемам воздействия на окружающую среду, реализации экологических проектов предприятий и их эффективности.
  4. Установить в городе экраны с демонстрацией данных по качеству воздуха в онлайн-режиме.
  5. Систематизировать работу по раздельному сбору и переработке отходов.
  6. Осуществить реальное социальное экопартнерство для решения экологических проблем в комплексе всеми заинтересованными или участвующими в процессе воздействия сторонами.
  7. Поддержка экологических бизнес-проектов.
  8. Сохранение трамвайного парка.
  9. Контроль за осуществлением качества топлива в частном секторе, чтобы не топили отходами и пластиком.

Автор также выступил по интересующим его темам:

«Мои друзья, у которых благодаря «Арселору» болеют родители или дети, дали мне такой наказ: передай министру, если он не хочет, чтобы темиртаусцы его прокляли, то пусть посадит обещанные 500 тысяч деревьев не в степи на трассе Темиртау – Караганда, а в самом нашем городе. Тогда мы при жизни причислим его к лику святых».

Здесь разговор шел о достигнутой договоренности между минэкономики и «АМТ»: компания под нажимом министра пообещала, что высадит между Карагандой и Темиртау 500 тысяч саженцев.

Далее журналист рассказал о том, что «АрселорМиттал Темиртау» многие проекты делает без разрешительных документов, в частности на золошламонакопителе ТЭЦ-2 и ТЭЦ-ПВС:

«Во-первых, в него сливаются отходы (хвосты) с углеобогатительных фабрик, что категорически запрещено, ибо токсические промышленные отходы необходимо хранить раздельно. Во-вторых, на золошламонакопителе идут строительные работы – наращивание тела дамбы до отметки 103 метра. Работы на 70% уже завершены, однако разрешительных документов на эту стройку на сайте elicense.kz нет. Так же как нет там документов на проект 2017 года «Реконструкция пылеочистного оборудования аспирационных установок № 5 и 6 корпуса выделения постели агломерационного цеха». Проект завершили, дыма стало больше, документов на сайте нет. Я прошу министра экологии провести внеплановую проверку по указанным фактам».

Магзум Мирзагалиев, слегка покачав головой и улыбнувшись, ответил на первую часть выступления автора:

«Вы не оставляете мне выбора: или святоша, или проклятый. Но наказ жителей города Темиртау понятен. В прошлом году мы с «Арселор Миттал Темиртау» договорились по посадке 500 тысяч деревьев. Это важный проект, он должен стать украшением не только города, но и области. Я, пользуясь случаем, попрошу акима города Темиртау рассмотреть возможность выделения соответствующего земельного участка в городе, мы поработаем с компанией, общественностью, чтобы эти деревья посадить именно в городе», – ответил министр.

Глава минэкономики также обрадовал жителей города металлургов тем, что направляет в город экологического инспектора, который будет жить в Темиртау и оперативно докладывать об экологических нарушениях и проблемах:

«Что касается отдельного эколога в Темиртау, нами такое ранее не практиковалось. Но месяц назад, когда мы встречались с общественностью города, этот вопрос тоже поднимался. Мы его решили. Мы выделяем отдельного экологического инспектора, который будет жить и работать в Темиртау, чтобы своими глазами и носом, как говорится, он чувствовал и видел экологические проблемы, которые есть, оперативно направлял информацию. Этот вопрос мы решили», – сказал Магзум Мирзагалиев,

Одной из главных тем обсуждения также стало состояние атмосферного воздуха и эмиссии предприятий.

Министр напомнил, что в проекте Экологического кодекса вводится норма о внедрении предприятиями страны наилучших доступных технологий.

«Это европейский опыт. Благодаря этому Европа смогла снизить объемы выбросов на 94%. Хочу сразу оговориться, что это процесс не быстрый, в Европе он занял 15 лет. На аудит предприятий, который мы, кстати, уже начали в этом году, на аудит, на подготовку соответствующих стандартов, справочников закладывается порядка трех-четырех лет. И с 2025 года начинается перевод всех заводов на такие НДТ. На этот перевод предприятиям будет даваться 10 лет. Если предприятие не переходит на НДТ, то в этом случае плата за эмиссии будет расти в два, четыре, восемь раз. Но при этом государство отказывается от платежей за эмиссию. То есть государство, условно говоря, разделяет затраты предприятия на внедрение НДТ. Но мы не хотим ждать 2035 года, когда у нас уже законодательно будут внедрены НДТ, мы эту работу уже начали в прошлом году и будем ее продолжать», – проинформировал Магзум Мирзагалиев.

Он также заверил, что все предложения общественности города будут включены в дорожную карту по улучшению экологии Темиртау.

Олег И. Гусев

 Подпишитесь на наш канал Telegram!