Промпредприятия и компании потребсектора настроены повысить цены

4412

Одновременно больше половины финорганизаций намерены сохранить стоимость услуг.

Промпредприятия и компании потребсектора настроены повысить цены

Провести политику повышения цен планируют казахстанские компании в 2019 году. Такой вывод содержится в свежем отчете "Финансовый климат в РК", подготовленном исследовательским центром "Делойт" в СНГ.

Опрос руководителей ведущих казахстанских компаний, проведенный аналитиками международной аудиторской компании, показал наметившийся тренд.

"Больше половины участников нашего опроса (52%) говорят о том, что их компании в 2019 году планируют провести политику повышения цен (в среднем на 10%). Однако другие 48% компаний сохранят цены на прежнем уровне", – отмечают эксперты.

В исследовании уточняется, что 75% респондентов из промышленных предприятий, а также 67% представителей компаний потребительского сектора заявили о том, что планируют увеличить цены на свою продукцию в 2019 году. Одновременно больше половины опрошенных в сфере финансов (57%) планируют сохранить цены на уровне 2018 года. Аналогичные планы у предприятий сектора высоких технологий (60%).

В целом большинство представителей казахстанских компаний оптимистично оценивают перспективы развития своих организаций. Уверенность в росте доходов компании выразили 69% респондентов, которые ожидают увеличения выручки в среднем на 14%. Снижения прибыли в среднем на одну пятую часть предвидят 11% опрошенных.

"Важно отметить, что об ожидаемом росте доходов говорят чаще, чем о росте операционной прибыли (на 26 п. п.). На текущий момент 43% представителей бизнеса в Казахстане ожидают роста операционной прибыли в среднем на 20%. Другие 43% прогнозируют ее сохранение на том же уровне, а 14% – ее снижение (в среднем на 17%). Ожидания относительно операционных издержек распределились следующим образом: об их росте говорят 46% респондентов (в среднем на 14%), 43% опрошенных не ожидают изменений, а 11% прогнозируют снижение затрат в среднем в пределах 20%", – уточняет Deloitt.

Чаще рост доходов прогнозируют представители компаний сектора высоких технологий, а также с численностью сотрудников, превышающей 5 тыс. человек.

Больше половины участников исследования (54%) ожидают сохранения капитальных затрат на уровне 2018 года. Однако 37% имеют планы по увеличению данных затрат в 2019 году в среднем на 10%.

Сокращение капитальных затрат планируется почти в каждой десятой компании Казахстана. Половина респондентов не ожидают существенных изменений ни в численности сотрудников, ни в среднем уровне заработной платы (48% и 51% соответственно).

Каждый третий представитель бизнеса в Казахстане (34%) планирует увеличить численность сотрудников. При этом о росте заработной платы задумываются 40% опрошенных. Напротив, каждая пятая компания (20%) ожидает снижения числа работников.

Казахстанские компании адаптируют свои стратегии управления валютными рисками к рыночной ситуации двумя подходами – включением в контракт валютной оговорки и диверсификацией портфеля сделок относительно валюты. По 42% респондентов применяют их для снижения рисков. Еще 29% организаций осуществляют финансирование и кредитование исключительно в тенге. Достаточно популярны увеличение оборотных средств, запасов капитала, а также хеджирование (19-23%).

"В два раза больше доля компаний (60%), которые осуществляют финансирование и кредитование исключительно в тенге, среди компаний отрасли высоких технологий. Кроме того, представители компаний данной отрасли чаще других включают в контракт валютную оговорку и диверсифицируют портфель сделок (на 18 п. п. по каждому подходу). 40% компаний сектора высоких технологий увеличивают оборотные средства, для того чтобы снизить валютные риски. Диверсификация портфеля сделок, а также хеджирование являются популярными методами управления валютными рисками в компаниях финансового сектора (57%). Только участники опроса из финансового сектора заявили о том, что их компания рефинансирует имеющиеся валютные кредиты (14%)", – отмечают особенности эксперты.

Что касается готовности к рискам, несмотря на низкий уровень неопределенности, руководители компаний в Казахстане не склонны считать, что сейчас подходящее время для принятия рискованных бизнес-решений. Причем более склонны к риску компании производственного сектора и добывающей промышленности. Ниже доля тех, кто считает, что сейчас подходящее время для принятия рискованных решений, среди представителей компаний потребительского сектора.

"Эксперты из Казахстана оценивают уровень неопределенности при принятии стратегических решений как низкий: чистый уровень неопределенности равен -26 пунктов", – говорится в отчете.

Карина Алимова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться