/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 25 771,89 РТС 1 386,20
Hang Seng 26 826,59 FTSE 100 6 796,29
KASE 2 302,72 Brent 50,81
Промпредприятия и компании потребсектора настроены повысить цены

Промпредприятия и компании потребсектора настроены повысить цены

Одновременно больше половины финорганизаций намерены сохранить стоимость услуг.

23 Июнь 2019 09:52 2804

Промпредприятия и компании потребсектора настроены повысить цены

Автор:

Карина Алимова

Новости

Все новости

Провести политику повышения цен планируют казахстанские компании в 2019 году. Такой вывод содержится в свежем отчете «Финансовый климат в РК», подготовленном исследовательским центром «Делойт» в СНГ.

Опрос руководителей ведущих казахстанских компаний, проведенный аналитиками международной аудиторской компании, показал наметившийся тренд.

«Больше половины участников нашего опроса (52%) говорят о том, что их компании в 2019 году планируют провести политику повышения цен (в среднем на 10%). Однако другие 48% компаний сохранят цены на прежнем уровне», – отмечают эксперты.

В исследовании уточняется, что 75% респондентов из промышленных предприятий, а также 67% представителей компаний потребительского сектора заявили о том, что планируют увеличить цены на свою продукцию в 2019 году. Одновременно больше половины опрошенных в сфере финансов (57%) планируют сохранить цены на уровне 2018 года. Аналогичные планы у предприятий сектора высоких технологий (60%).

В целом большинство представителей казахстанских компаний оптимистично оценивают перспективы развития своих организаций. Уверенность в росте доходов компании выразили 69% респондентов, которые ожидают увеличения выручки в среднем на 14%. Снижения прибыли в среднем на одну пятую часть предвидят 11% опрошенных.

«Важно отметить, что об ожидаемом росте доходов говорят чаще, чем о росте операционной прибыли (на 26 п. п.). На текущий момент 43% представителей бизнеса в Казахстане ожидают роста операционной прибыли в среднем на 20%. Другие 43% прогнозируют ее сохранение на том же уровне, а 14% – ее снижение (в среднем на 17%). Ожидания относительно операционных издержек распределились следующим образом: об их росте говорят 46% респондентов (в среднем на 14%), 43% опрошенных не ожидают изменений, а 11% прогнозируют снижение затрат в среднем в пределах 20%», – уточняет Deloitt.

Чаще рост доходов прогнозируют представители компаний сектора высоких технологий, а также с численностью сотрудников, превышающей 5 тыс. человек.

Больше половины участников исследования (54%) ожидают сохранения капитальных затрат на уровне 2018 года. Однако 37% имеют планы по увеличению данных затрат в 2019 году в среднем на 10%.

Сокращение капитальных затрат планируется почти в каждой десятой компании Казахстана. Половина респондентов не ожидают существенных изменений ни в численности сотрудников, ни в среднем уровне заработной платы (48% и 51% соответственно).

Каждый третий представитель бизнеса в Казахстане (34%) планирует увеличить численность сотрудников. При этом о росте заработной платы задумываются 40% опрошенных. Напротив, каждая пятая компания (20%) ожидает снижения числа работников.

Казахстанские компании адаптируют свои стратегии управления валютными рисками к рыночной ситуации двумя подходами – включением в контракт валютной оговорки и диверсификацией портфеля сделок относительно валюты. По 42% респондентов применяют их для снижения рисков. Еще 29% организаций осуществляют финансирование и кредитование исключительно в тенге. Достаточно популярны увеличение оборотных средств, запасов капитала, а также хеджирование (19-23%).

«В два раза больше доля компаний (60%), которые осуществляют финансирование и кредитование исключительно в тенге, среди компаний отрасли высоких технологий. Кроме того, представители компаний данной отрасли чаще других включают в контракт валютную оговорку и диверсифицируют портфель сделок (на 18 п. п. по каждому подходу). 40% компаний сектора высоких технологий увеличивают оборотные средства, для того чтобы снизить валютные риски. Диверсификация портфеля сделок, а также хеджирование являются популярными методами управления валютными рисками в компаниях финансового сектора (57%). Только участники опроса из финансового сектора заявили о том, что их компания рефинансирует имеющиеся валютные кредиты (14%)», – отмечают особенности эксперты.

Что касается готовности к рискам, несмотря на низкий уровень неопределенности, руководители компаний в Казахстане не склонны считать, что сейчас подходящее время для принятия рискованных бизнес-решений. Причем более склонны к риску компании производственного сектора и добывающей промышленности. Ниже доля тех, кто считает, что сейчас подходящее время для принятия рискованных решений, среди представителей компаний потребительского сектора.

«Эксперты из Казахстана оценивают уровень неопределенности при принятии стратегических решений как низкий: чистый уровень неопределенности равен -26 пунктов», – говорится в отчете.

Карина Алимова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Год начался с роста цен

По итогам января инфляция в Казахстане составила 0,7%. Годовая инфляция вышла на максимум за последние почти полтора года.

06 Февраль 2020 10:01 1007

Год начался с роста цен

В январе инфляция в Казахстане составила 0,7%. За последние семь лет лишь дважды год начинался хуже: в 2016 году цены скакнули на 1,3%, а 2017-й стартовал с подорожания товаров и услуг на 0,8%. В 2019-м показатель составлял 0,5%, а это значит, что годовая инфляция в республике продолжает расти. За последние 12 месяцев она составила 5,6%. Это максимум за последние 14 месяцев. Столь высокой она не была с сентября 2018 года.

Напомним, перед Нацбанком стоит задача удержать инфляцию в коридоре 4-6%. Профессиональные участники финансового рынка считают, что задача будет выполнена. По результатам январского опроса экспертов, проведенного Ассоциацией финансистов Казахстана, средний прогноз по инфляции на 2020 год составил 5,8%. Для сравнения: по итогам 2019-го цены выросли на 5,4%.

И этот уровень не удовлетворил президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева. 24 января на расширенном заседании правительства он раскритиковал чиновников за то, что не смогли сдержать рост цен. В первую очередь – на социально значимые товары.

«К сожалению, констатирую, что и соответствующие министры, и акимы эту работу провалили. Я понимаю, есть и объективные трудности, связанные с состоянием нашей экономики и ростом цен на зарубежных рынках, в целом уязвимостью нашей экономики. Но работу надо выполнять качественно, и, главное, выполнять мое поручение. На 10% в среднем повысились цены на продукты, которые абсолютно необходимы нашим гражданам», – отметил глава государства.

Сезон отразился на ценах

Не удалось этого сделать и в январе. Рост цен на продукты питания вновь (уже четвертый месяц подряд) стал главным драйвером инфляции. В январе их стоимость выросла на 0,9%. Впрочем, это лучше, чем годом ранее (1,3%). Сильнее всего сыграл сезонный фактор: подорожали те продукты, которые всегда растут в стоимости в начале года.

Так, овощи в январе стали дороже на 5,6%. Основной вклад внесли огурцы (+22,6%) и помидоры (+15,5%), которые не начинали год со столь сильного роста с 2015-го. Также выросли цены на свеклу (+2,3%) и капусту (+2,2%).

Традиционно в январе дорожают и яйца. В этом году – на 1,6%. Рост цен продолжается уже шесть месяцев подряд, однако, судя по прошлым годам, вскоре прекратится: следующие полгода с большой долей вероятности яйца будут только дешеветь.

Не обошлось без очередного повышения цен на табачную продукцию. В январе сигареты подорожали на 1,9% – в последний раз меньший рост в начале года был аж в 2013 году (0,8%). Вообще, табак традиционно позывает наиболее сильный рост именно в январе, а в остальное время обычно дорожает относительно незначительно. Зато стабильно – за последние 28 месяцев (с октября 2017-го) без роста цен обошлось лишь однажды (в мае 2019-го).

Не обошлось и без очередного (уже шестой месяц подряд) роста цен на гречневую крупу. За месяц цена на нее выросла на 2,2%. В целом крупы подорожали на 1,5%.

Однако не все продукты питания в Казахстане становятся недоступнее. Тех, что падают в цене, относительно немного, но они достаточно востребованы:

  • Рис подешевел в третий раз за четыре месяца. В январе его стоимость снизилась на 0,9%.
  • Подсолнечное масло дешевеет третий месяц подряд. Сейчас скорее символически, всего на 0,1%.
  • Сахар теряет в стоимости с июня 2018-го (в январе – минус 0,5%). На падение цен обратил внимание даже Всемирный банк: тут советуют Казахстану поднять налог на содержащие его продукты. Это и поможет бюджету (даст до 182 млрд тенге), и отразится на здоровье населения.
  • Бонус – впервые с февраля 2018-го в Казахстане подешевело пшено. В январе его цена снизилась на 0,5%. Напомним, в 2019 году пшено стало самым быстрорастущим в стоимости товаром – более чем в полтора раза. 

Бензин резко пошел в рост

Непродовольственные товары в прошедшем месяце в республике подорожали на 0,5%. Это максимум для января за последние три года. За последние 12 месяцев их стоимость выросла на 5,2%, то есть темпы роста цен ниже темпов инфляции. На те же 0,5% в январе подорожали и платные услуги. При этом годом ранее они дешевели на 0,2%. Но многое из того, что дешевело в начале 2019-го, теперь пошло в рост.

Например, коммунальные тарифы в январе 2019 года в республике снизились на 1%. Сейчас выросли на 0,3%. Сильнее всего подорожала электроэнергия – на 1%. В Алматы киловатт стал дороже на 4,6%, в Шымкенте – на 5,3%. При этом в среднем по республике подешевели холодная вода (на 0,1% благодаря снижению цен в Кызылординской области, которое было частично компенсировано ростом в Шымкенте) и канализация (на 0,4% благодаря той же Кызылординской области).

Довольно непривычно выглядит рост цен на бензин – его стоимость выросла в январе на 2,7%. Это самое сильное повышение с октября 2017-го. Но его можно было ожидать, ведь причиной для этого стал рост акцизов, о котором было объявлено еще в конце 2019 года.

Четвертый месяц подряд дорожает и дизельное топливо. В этот раз – на 0,3%. В январе 2019-го ДТ теряло в стоимости 0,1%. Вместе с ростом цен на топливо подорожали и услуги автотранспорта. Рост составил 1,8%. 

В начале 2019-го дешевели и железнодорожные билеты (-4,2%). В январе 2020-го никакого снижения не произошло. Но хотя бы обошлось без повышения – до этого цены росли семь месяцев подряд.

Зато продолжает радовать динамика цен на авиаперелеты. Расценки упали в пятый раз за шесть месяцев. В январе – на 1,3%. Но годом ранее падение было значительно больше – почти 8%. Сейчас перелеты стоят дешевле (на 1,4%), чем год назад.

По официальным данным, правовые услуги в Казахстане дорожают лишь один раз в год – в январе. Начиная с 2013 года еще ни разу в феврале-декабре ни в одном регионе ни на один тенге цены не менялись. Так что январская динамика задает тон на ближайшие месяцы. В начале 2020-го цены выросли на 5% (так же как и в 2019-м). И до следующего января они, видимо, уже не изменятся.

Самая сильная инфляция – на юге

В разрезе регионов наибольший рост цен в начале года произошел на юге республики. В Туркестанской области стоимость товаров и услуг увеличилась на 1,4% – вдвое больше среднереспубликанского уровня. Услуги транспорта тут подорожали на 20%, стоимость бензина выросла на 5,1%. В Шымкенте общий рост цен оказался чуть ниже – 1%, чему немало способствовал рост коммунальных тарифов, ставок на аренду жилья, а также общий рост цен на продовольственные товары (1,2%).

Наименьший рост цен в январе зафиксирован в Акмолинской, Мангистауской и Восточно-Казахстанской областях – тут он составил всего 0,4%, т. е. оказался почти вдвое ниже среднереспубликанского. Таким образом, разница в темпах роста цен между регионами составила 1% – в последний раз столь сильный разбег был в феврале 2018-го (1,1%).

Алексей Никоноров

Караганда под властью интервентов

Осенью на регион нападали гречка и картофель, в январе – капуста.

28 Январь 2020 11:39 6128

Караганда под властью интервентов

В период пикового роста цен на овощи и бакалею на рынок поступают продукты из стабилизационного фонда. Об этом inbusiness.kz сообщили в управлении сельского хозяйства.

Из 19 наименований социально значимых продовольственных товаров в Карагандинской области производится 14 видов, из которых регион  полностью обеспечивает себя девятью: мука пшеничная 1 сорта, хлеб из муки 1 сорта, картофель, говядина, мясо птицы, молоко сырое, кефир, яйцо и морковь.

Не в полном объеме область обеспечена пятью видами продуктов питания: рожки, лук (6%), капуста, творог и масло сливочное.

Еще пять наименований в регионе не производятся и завозятся из других областей: гречка, рис, сахар, масло растительное и соль.

Вопросы о наличии продуктов в стиле одного из героев фильма «Интервенция», которого играл Ефим Копелян, «Мадам Токарчук, или у нас есть сейчас приличных бомб?», карагандинцы не задают. Да и мадам Токарчук не отвечает «Да боже ж мой!»

Ежегодно в области формируется стабилизационный фонд продовольственных товаров, который рассчитан на межсезонные колебания цен в период их максимального роста.

На 2019–2020 годы стабфонд сформирован в объеме 3370 тонн, из которых 2600 тонн отведено на овощи и 770 тонн на бакалейную продукцию, а также имеется запас подсолнечного масла в объеме 50 тыс. литров.

Причем, как пояснил inbusiness.kz руководитель отдела информационного обеспечения и оргработы управления сельского хозяйства Карагандинской области Жасулан Тарпанов, фонд сформирован по двухуровневой системе:

«Если по бакалее использованы бюджетные средства, то по овощной продукции формирование стабфонда идет из внебюджетных средств. Социально-предпринимательская корпорация (СПК) «Сарыарка» как оператор фонда осенью после сбора урожая заключает с крестьянскими хозяйствами договоры консигнации. Фермеры хранят продукцию на своих складах, а в период пикового роста цен СПК выбирает у них и реализует: интервенцию провели, деньги вернули, берут другую партию».

Прошлой осенью была проведена интервенция по гречке, которой продано 18 тонн по 185 тенге за килограмм. В это же время СПК «Сарыарка» отпускала картофель по 65 тенге. В середине января по 83 тенге продавалась капуста. Эти продукты, по словам председателя правления СПК «Сарыарка» Маргулана Карибекова, распространяются «через социальные павильоны, для того чтобы создать конкуренцию на рынке и не допустить роста цен».

Олег И. Гусев

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: