Сертификат «СТ-КZ» окончательно дискредитирован. Национальная палата предпринимателей предлагает иной вариант подтверждения казахстанского содержания.
Сертификат «СТ-KZ» в своем сегодняшнем состоянии – фикция. Об этом во всеуслышание заявил вице-президент Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности Игорь Проценко. Заявление было сделано на Второй ежегодной конференции предпринимателей в Алматы.
По словам предпринимателя, сегодня «СТ-KZ» зачастую служит своего рода «охранная грамотой» для лжепроизводителей. Под прикрытием сертификата в Казахстан ввозят продукцию зарубежного производства и выдают ее за свою. А наличие глянцевой бумаги с водяными знаками дает хитроумным фабрикантам преимущество в тендерах квазигосударственных компаний. В проигрыше оказываются те, у кого весь производственный цикл завязан на исключительно казахстанские материалы.
- Совместно с НПП «Атамекен» нами была проделана огромная работа, в том числе по выявлению недобросовестных производителей, - пояснил Игорь Проценко. – Нами выявлено, что в сфере производства мебели большая часть поставщиков продукции по госзаказу оказались «липовыми» фирмами-однодневками. Это посредники, не имеющие собственного производства, скупающие импортный товар. Получается, что по бумагам казсодержание в госзакупках у нас показывает высокую долю, а в реальности мы кормим зарубежные рынки. Здесь необходимо изменить работу по регламентирующим документам «СТ-КZ».
Вопрос был поднят не вчера. Сомнения в целесообразности присвоения сертификата высказывались и раньше. Напомним, что в декабре прошлого года на Первом форуме отечественных производителей председатель правления НПП «Атамекен» заявил о необходимости отказаться от «СТ-КZ», введя взамен новую форму подтверждения казахстанского содержания – так называемый «Индустриальный сертификат».
Но вся проблема заключалась в том, что сертификаты выдают на основании решений представителей независимых экспертных групп. На практике эти «универсальные эксперты» лишь взимают оплату своих услуг и ставят штамп о прохождении процедуры. Формально эксперты подотчетны Комитету по техническому регулированию и метрологии при Мининвестразвитии. Но сертификация не входит в число регулируемой государством деятельности, и потому оспорить ранее выданные заключения экспертов крайне непросто. Чтобы выйти из заколдованного круга противоречий поступило предложение передать функции экспертизы отраслевым ассоциациям предприятий. Уж они-то точно знают, кто реально работает в их бизнесе, а кто «торгует воздухом».
Председатель Президиума НПП «Атамекен» Тимур Кулибаев поддержал инициативу.
- Такая проблема существует, в закупках квазигосударственного сектора было выявлено всего 4 процента отечественных товаропроизводителей, хотя мощности у нас есть, - отметил Тимур Кулибаев. - Мебель - это же не самолеты, не хай-тек технологии. И можно было бы отдать эту сферу полностью на заполнение местным содержанием. И здесь можно было бы предусмотреть предоставление долгосрочных контрактов. Такую работу мы ведем с крупными недропользователями. К примеру, мы знаем, что 80 процентов закупок по своему содержанию одни и те же, повторяются из года в год. С заключением долгосрочных контрактов мы упростили эти процедуры, а закупки в сфере недропользования, как итог, заполнились местным содержанием более чем на 50 процентов. То же самое можно было бы предложить акимату: договориться с компаниями о поставке мебели в школы, детские сады, больницы на долгосрочной основе. Этим вы поддержите и отечественный бизнес..
По словам главы «Атамекен» в НПП уже ведется работа по внедрению Индустриального сертификата.
- Индустриальные сертификаты должны выдавать отраслевые ассоциации, которые сами состоят из отечественных производителей. Они сами будут смотреть и оценивать продукцию, подтверждая: «Да, это реальный производитель. А этот лишь производит сборку». Это позволит создать круг компаний, которые реально могут локализовать производство. И, возможно, под это стоит давать долгосрочные контракты от акимата на условно постоянные закупки госорганов. Нацпалата займется сопровождением таких проектов, поможет им с финансированием через банки второго уровня, через институты развития. У нас госзакупки - в приоритете, и мы будем этими вопросами постоянно заниматься.
Алексей Банцикин