Путь кыргызским товарам укажет дорожная карта

Жанболат Мамышев Жанболат Мамышев
4660

Первые вице-премьеры РК и КР выработают решение по выходу из "холодной торговой войны".

Путь кыргызским товарам укажет дорожная карта

Премьер-министр Кыргызской Республики Сапар Исаков, прибывший накануне во главе официальной делегации в составе порядка 30 человек, провел переговоры с премьер-министром Республики Казахстан Бакытжаном Сагинтаевым.

Сам визит главы кыргызского кабмина стал возможен по итогам телефонного разговора, состоявшегося по инициативе кыргызской стороны.

"Я, как премьер-министр Кыргызстана, настроен на конструктивную работу", – отметил Сапар Исаков.

Как сообщил по окончании переговоров Бакытжан Сагинтаев, состоялся "детальный" разговор по широкому спектру экономических вопросов. В частности, в узком и расширенном форматах были рассмотрены вопросы, касающиеся пограничного, транспортного, фитосанитарного и ветеринарного контроля, таможенного и налогового администрирования с учетом соответствующих норм и правил Евразийского экономического союза и Всемирной торговой организации.

"Во-первых, мы обсудили проблемные вопросы двусторонних экономических отношений. Они касаются взаимодействия наших стран в сфере пограничного, транспортного, фитосанитарного и ветеринарного контроля. Также рассмотрены проблемные вопросы, касающиеся таможенного и налогового администрирования с учетом соответствующих норм и правил ЕАЭС", – цитирует его пресс-служба премьера РК.

Речь в том числе идет о том, что таможенные органы РК выявляют факты недостоверного декларирования кыргызскими импортерами товаров из Китая при транзите через территорию Казахстана в РФ.

"Из-за этого мы несем прямые убытки", – справедливо замечает Бакытжан Сагинтаев.

Ранее в министерстве финансов РК и подконтрольном ему комитете государственных доходов уже отмечали необходимость усиления контроля на границах за передвижением товаров.

Так, министр финансов Бахыт Султанов сообщил журналистам, что с целью качественного оснащения нового периметра внешней границы Евразийского экономического союза и защиты экономических интересов всех стран ЕАЭС Казахстан уже ратифицировал соглашение об оказании соседям помощи в размере 41,2 миллиона долларов на укрепление внешнего контура. В том числе помощь Бишкеку была оказана и Москвой.

Председатель комитета государственных доходов министерства финансов РК Ардак Тенгебаев сообщил, что с 1 октября запущена в опытную эксплуатацию подсистема "Транзит" новой информационной платформы "Астана-1", которая позволяет представлять таможенные декларации в электронном виде, а также осуществлять эффективный таможенный контроль. При этом автоматизированная система управления рисками исключает человеческий фактор при принятии решений по мерам таможенного и административного реагирования и минимизирует коррупционные проявления.

Г-н Тенгебаев отметил, что на сегодняшний день в новой информационной системе оформлено 13599 транзитных деклараций, причем в большинстве случаев система управления рисками сработала по транзитным декларациям в Кыргызстан.

"В целом анализ объемов транзита товаров из Китайской Народной Республики в Кыргызстан через территорию Казахстана показал резкое увеличение объемов таких перевозок. Так, в 2015 году было перемещено товаров на 130 тысяч тонн, в 2016 году уже 216 тысяч тонн. За девять месяцев 2017 года объем товаров составил 160 тысяч тонн. При этом импорт китайских товаров в Республику Казахстан сократился практически пропорционально увеличению транзита китайских товаров в Кыргызскую Республику", – сказал он.

При этом отмечается занижение таможенной стоимости. Сопоставление индексов таможенной стоимости товаров, применяемых при таможенной очистке в Республике Казахстан и Кыргызской Республике, показало, что принимаемая таможенными органами Кыргызской Республики таможенная стоимость зачастую ниже той, которая принимается таможенными органами Республики Казахстан. В некоторых случаях отклонение составляет два и более раза от таможенной стоимости, заявляемой в Республике Казахстан. Все это, заявляют в КГД, связано с более жестким администрированием таможенной стоимости товаров в Республике Казахстан и недостаточным контролем за достоверностью декларирования и таможенной стоимостью товаров со стороны таможенных органов Кыргызской Республики.

Также в рамках мониторинга за перемещаемыми товарами из КНР в Кыргызскую Республику выявляются факты не только занижения таможенной стоимости, но и ввоза товаров контрабандным путем, незаявления в товарно-транспортных накладных фактического веса и наименования товаров, замены наименований товаров и так далее.

На фоне этого только за эти дни бюджет недополучил пять миллиардов тенге из-за "серого" ввоза товаров из Кыргызстана.

"Мы взяли данные из декларации и увидели, что часть товаропотока не находит отражения. По нашим подсчетам, стоимость незадекларированных товаров составила порядка 49 миллиардов тенге. Как вы понимаете, НДС недоплачен в бюджет Казахстана. Это уже наши чистые потери свыше пяти миллиардов тенге. В связи с этим в настоящее время органами госдоходов осуществляется контроль товаров из Кыргызской Республики", – сказал Ардак Тенгебаев.

В целом же страны ЕАЭС терпят порядка 300 миллионов долларов убытков из-за теневого оборота товаров на границах Кыргызстана.

В свою очередь министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек сообщил, что во время усиления контроля выявлены нарушения в сфере транспортных перевозок.

"За первые семь дней проверено 2721 транспортное средство, выявлены 193 нарушения. Хотел бы отметить, что более 60% этих нарушений принадлежат автотранспортным средствам из Кыргызстана. То есть каждое шестое-седьмое кыргызское автотранспортное средство идет с нарушениями через территорию Казахстана", – сказал г-н Касымбек.

По его словам, зачастую у перевозчиков отсутствуют товарно-транспортные накладные, машины едут с превышением весогабаритных параметров, также есть ряд других нарушений.

Кыргызская сторона, по словам Бакытжана Сагинтаева, согласилась с поставленными вопросами.

"Премьер-министр Сапар Исаков гарантировал конструктивный подход к решению проблем, связанных с выполнением Кыргызстаном своих обязательств, а также с соблюдением экономических интересов пространства Евразийского экономического союза", – сказал глава казахстанского правительства.

По итогам наших переговоров было принято решение о создании рабочей группы под председательством первых заместителей премьер-министров Казахстана и Кыргызстана. Рабочая группа в течение пяти рабочих дней должна будет разработать совместную дорожную карту. После принятия дорожной карты стороны обязуются обеспечить полное выполнение достигнутых договоренностей.

Что касается реальных успехов для Кыргызстана, то стороны договорились обеспечить приоритетный порядок пересечения государственной границы между странами (особенно на Кордае) для: физических лиц с личным багажом; автотранспортных средств, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки; легкового автотранспорта; порожних грузовых автотранспортных средств.

Таким образом, в отношении грузоперевозок усиленный контроль сохраняется.

Ситуация с прохождением людей и грузов на казахстанско-кыргызской границе ужесточилась после ряда скандальных заявлений президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева. Казахстанская сторона усилила контроль на ряде контрольно-пропускных пунктов с 10 октября. В результате этого на КПП скопились сотни грузовиков, в том числе и со скоропортящейся продукцией. В Кыргызстане пошли заявления о понесенных различными игроками рынка убытках. Кыргызстан традиционно поставляет в Казахстан и транзитом через Казахстан в РФ ряд товаров, в том числе плодовоовощную, молочную и текстильную продукцию.

Жанболат Мамышев​

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться