Количество брошенных казахстанских вагонов в направлении Китая уже 7 тыс. Многие грузы не могут двинуться с места более 40 дней. Отечественный бизнес терпит убытки, китайские партнеры грозят штрафами за срыв поставок. При этом в профильных ведомствах по-прежнему разводят руками, обещая в очередной раз обратиться в правительство КНР за разъяснением ситуации. Во Внешнеторговой палате Казахстана пояснили, что для оформления форс-мажора необходимы официальные документы, постановления об ограничениях. Иначе оснований для признания срыва поставок форс-мажором нет.
22 декабря МИИР РК собрал на онлайн-площадке представителей Нацпалаты, национального перевозчика АО "НК "Казахстан темір жолы", предпринимателей сельскохозяйственной отрасли, чтобы услышать проблемы бизнеса по вопросу транспортировки грузов железнодорожным транспортом.
Глава ТОО "Северное зерно" Евгений Карабанов рассказал, что у компании на пути к станции Достык стоит 17 вагонов, срок простоя некоторых растянулся до 42 суток.
"Часть вагонов стоит на станции Достык, часть – в Нур-Султане, Акколе и находятся без движения. У нас нет никакого официального документа ни с казахстанской стороны, ни с китайской. Без официального письма правила форс-мажора не применимы, и госорганы не дают разъяснений. К сожалению, КТЖ не является госорганом, и информация от них не может стать основой для оформления документа форс-мажора. Мы же полгода говорим, дайте экспортерам документ, что ситуация возникла по причине неприема вагонов со стороны Китая", – обратился к МИИР РК Евгений Карабанов.
При этом китайские партнеры по просьбе компании обратились к властям своей страны. Китайская сторона ответила, что Казахстан не подает вагоны.
"Как вагоны подадут, мы их и разгрузим, так ответили нашим партнерам", – добавил спикер.
АО "НК "Продкорпорация" еще в октябре отправило 438 вагонов в сторону Китая, однако границу смогли пройти лишь 60 вагонов.
Представитель Зернового союза Казахстана Шокан Бадыхан добавил, что это проблема не одного месяца, а казахстанским предпринимателям грозят штрафы за невыполнение договорных обязательств.
"По последней информации мы поняли, что было совещание с КНР и было заключено соглашение, что будет подготовлено официальное обращение к правительству, удалось ли договориться? Есть информация, что в течение I квартала 2021 года ситуация останется на повестке дня и это осложнит нашу работу", – отметил Шокан Бадыхан.
По информации исполнительного директора по планированию перевозок ТОО "КТЖ – Грузовые перевозки" Нуржана Кельбуганова, никаких проблем с подачей вагонов со стороны перевозчика нет. Более того, в КТЖ отменили ранее объявленные запреты. На сегодняшний день остается лишь запрет на погрузку крытых вагонов с зерновыми и масленичными культурами из-за отказа китайской стороны принимать крытые вагоны.
"Наши вагоны не принимает китайская сторона. Отчасти задержки со стороны КНР связаны с ужесточением на границе и противоковидными мероприятиями: ПЦР-тестирование грузчиков, проверки грузов. В целом отмечу, что компания принимает системные меры по снижению брошенных вагонов, по изменению технологии погрузки, и все они дают положительные результаты. С 15 ноября, когда пропускная способность опустилась до шести-семи поездов в сутки, мы смогли добиться результата в 12-13 поездов, это 450-500 вагонов в сутки. Мы постоянно на связи с Китайской железной дорогой, однако проблема пока не решается", – рассказал Нуржан Кельбуганов.
КТЖ, как нацперевозчик, намерена самостоятельно обратиться к правительству КНР.
НПП "Атамекен" неоднократно обращалась в комитет транспорта и МИД для помощи в решении проблемы. Было направлено письмо в правительство с просьбой провести переговоры с китайской стороной на уровне глав правительств.
"Мы просили посла Казахстана в КНР и МИД РК посодействовать в решении вопроса либо дать нам документ с указанием точных дат по запрету со стороны КНР, чтобы предприниматели могли апеллировать бумагой в общении с партнерами и не получали штрафы. Но официальных документов к нам не поступало", – сказал эксперт департамента логистики и перевозок НПП РК "Атамекен" Дархан Муратханов.
К тому же в дорожной карте по решению вопросов перевозки грузов железнодорожным транспортом в направлении КНР прописан пункт по предоставлению письма от уполномоченного органа в области транспорта КНР о сложностях перевозок ж/д транспортом, однако с августа ни одной бумаги из Китая не поступило.
"Мы совместно с КТЖ неоднократно обращались в администрацию Китайских железных дорог, обращались в МИД РК, вы это знаете. Давайте мы от себя подготовим письмо по текущей ситуации на границе и направим его всем предпринимателям через Нацпалату", – прокомментировал ситуацию заместитель председателя комитета транспорта МИИР РК Жанибек Тайжанов.
Дархан Муратханов подчеркнул, что для оформления форс-мажора необходимы точные даты запретов.
"Мы просим, чтобы в вашем письме были отражены временные рамки введенных запретов и ограничений", – обратился к министерству Дархан Муратханов.
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!