/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 427,45 Brent 36,55
«Путь Тамерлана» объединит четыре страны ЦА

«Путь Тамерлана» объединит четыре страны ЦА

Представители туристической отрасли сверяют часы.

12:23 10 Ноябрь 2019 15344

«Путь Тамерлана» объединит четыре страны ЦА

Автор:

Мира Бахытова

В течение четырех дней профессионалам туротрасли  Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и самого Казахстана, а также Китая, Армении, России показали самые известные достопримечательности Шымкента и Туркестанской области. Экспертам предложили оценить удобство и комфорт местных отелей.

Тур был организован двумя туристическими ассоциациями – Ассоциацией индустрии туризма Туркестанской области и Евразийской туристической ассоциацией – для туроператоров и блогеров стран Центральной Азии. Это сотрудничество началось совсем недавно, признается президент Евразийской ассоциации туризма Рысты Карабаева.

«После обретения независимости нам было интересно узнать, что там, за кордоном. И мы ринулись путешествовать в дальние страны. Турцию знаем от и до, а Казахстан – нет. Сейчас мы возвращаемся к своим корням и задаем вопрос: «Почему европейцы или турки могут гордиться и показать свои достопримечательности, а у нас что этого нет?» –  говорит Рысты Карабаева.

Насыщенная программа включила в себя посещение городищ Сауран и Отырар, выставку ремесленников и гастрофестиваль в Туркестане, пещеру Акмечеть, мавзолеи Арыстан-Баба и Ходжи Ахмета Яссави. Однако на последний объект из-за повышенных мер безопасности, связанных с визитом в Туркестан высокого гостя, участники тура не попали, чем были очень разочарованы. Зато признались, что пещера Акмечеть, природный объект в Байдибекском районе, впечатлила всех. Не хватило только некоторых небольших нюансов для полной упаковки красивой дистинации.

«Я была впечатлена пещерой Акмечеть. Единственное – хотелось кофе или чая. Знаете, в мире, в Турции особенно, это умеют делать. Не хватает, чтобы кто-то оделся в казахскую национальную одежду и предлагал чай, шоколадку. Даже кушать необязательно», – заметила руководитель «Эксперт-тур» из Ташкента Мадина Тагаева.

Гости также были удивлены отсутствием сувениров. Турист еще не заехав в город, в аэропорту может приобрести небольшие и доступные по цене сувениры, рассказывающие об этом городе или стране, о футбольной команде или природных особенностях. Да, чаще всего это все произведено в Китае и является ширпотребом по большому счету, но даже на такую продукцию гости готовы тратить деньги, а значит вкладывать в экономику твоей страны, поясняют предприниматели.  Но в Шымкенте и Туркестанской области все еще сложно найти хоть Madе in China, хоть авторские работы местных ремесленников. По крайней мере, их не оказалось в тех дистинациях, куда возили гостей.

«Только в мечети один маленький магазинчик, – говорит хозяин компании Vizit Armenia Владимир Геворкян –  Для Армении попасть сюда – это 500 долларов, через Москву. Поэтому инфраструктура важна в первую очередь. Я, как предприниматель, говорю: у вас есть то, на чем можно просто зарабатывать деньги».

Руководитель Зерафшанского совета по туризму из Таджикистана Зафар Норов поддерживает коллегу, он уверяет: можно продавать даже глину, если подвести под это интересную историческую платформу.

«По поводу сувениров. Мы вчера были на археологических раскопках, нам сказали, что восстанавливают разрушенную стену. Но возьмите пример Берлинской стены, они каждый ее камушек продают как сувенир, за 5-10 евро. Почему бы не сделать то же самое и здесь. Глину можно упаковать и, не разрушая, продавать. Туризм – это эмоции, и люди за ними приезжают, они знают, что здесь много древностей», – предлагает Зафар Норов.

Привлекательная упаковка – залог продаж

В Шымкенте турбизнесменам показали краеведческий музей, раскопки на городище Шымкент. Здесь планируется восстановить по фотографиям исторический облик древней цитадели. Возили в село Сайрам, где расположен древний город Исфидюаб с сохранившимся минаретом Хызр. Это место рождения Ходжи Ахмета Яссави. Однако предприниматели отметили, что объекты Сайрама пока не готовы к приему туристов, нет соответствующей упаковки.

«Мы были в Сайраме, и мне это интересно. Я интересуюсь суфизмом, но как турпродукт я пока буду сомневаться предлагать, потому что не готов. А что показывать? Вот сказали, что пришли в дом, где родился Яссави. Обычный дом. Надо создать о нем историю, его слова есть, чтобы о нем это говорило, что он там жил, не просто дворик. Там еще и куча срубленных деревьев лежала. Продукт для туриста не готов. В первую очередь, это все надо красиво упаковать», – считает  Мадина Тагаева.

«Мы были в Сайраме: минарет Хызры, дом Яссави, я ожидал, что мы туда пойдем и соседи смогут пригласить нас на чай. У нас, в Таджикистане, так делают. В сельской местности есть гостевые дома. И такое же развито в Кыргызстане. Люди получают доход и улучшают условия приема гостей. Если это сделать, турист всегда оставит чаевые, доллары», – считает эксперт из Таджикистана Зафар Норов.

Тема событийного туризма не раз поднималась как один из путей привлечения гостей в этот регион. Традиционными для Шымкента и Туркестанской области уже стали фестивали тюльпанов (Путь тюльпана) и дынь (Кауын фест). Потому и инфотур приурочили к гастрофестивалю в Туркестане. Однако гости заметили, что такие мероприятия должны быть в регулярном календаре, фестивалей должно быть намного больше, проводиться они должны чаще и рекламироваться не за неделю до проведения. Иначе заманить на них туристов не получится.

По мнению казахстанского блогера Якова Фёдорова, фестивали с содержательным контентом плохо афишируются. Мало кто о них знает, и, соответственно, их не посещают.

«Событийный туризм должен быть системным, он не должен зависеть от государственных тендеров», – говорит известный  блогер.

Тамерлан объединяет

Несмотря на то, что принимающей стороне было не очень приятно выслушивать критику со стороны гостей, они вынуждены были признать, что все озвученное ими – ныне существующая в местном туризме реальность, они сами об этом знают и пытаются решить давно. Да, страдает инфраструктура, в придорожные туалеты все еще лучше не входить, не хватает сувениров, туристических автобусов, объекты не упакованы для турпродажи. Но четырехдневное общение не прошло даром, родился новый туристический пакет под рабочим названием «По стопам Тамерлана», который объединит своего рода кольцом сразу четыре центральноазиатских страны (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан), где жил, воевал, строил  знаменитый полководец Амир Тимур.

«У нас возникла идея создать проект, который называется «Кольцо Центральной Азии» (Ring Central Asia). Создать такой турпакет, который называется «Путь Тамерлана», или «Тамерлан-тур».  В рамках этого кольца можно создавать множество туров по Центральной Азии. Мы уже обсудили участников этого тура: Кыргызстан,  Казахстан, Таджикистан и Узбекистан, четыре страны. Уже разработали до мелочей. Почему круг? Потому что, с какой бы точки ни начинали бы этот тур туристы, они всегда будут возвращаться в ту же точку», – пояснила президент объединения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц Industry Tourism Association of Central Azia Гульмира Ахбердиева.

Руководитель узбекской компании «Эксперт-тур» Мадина Тагаева считает, что человечество нуждается в героях. Особенно своих героев не хватает жителям наших стран, и, для того чтобы их возродить, существуют все возможности. Один из таких героев – Тамерлан.

«Эмир Тимур – великий среднеазиатский полководец. Я бы не сказала, что он только узбекский, он наш общий герой. Мне кажется, стоит его отметить отдельно. Он не только был полководцем, он был культурным человеком. В Узбекистане мы рассказываем, где  он родился, что построил. История его жизни заканчивается здесь, в Южном Казахстане. Он погибает от ран. Мне всегда хотелось, чтобы было начало и был конец. А тут получилась красивая история. И наша цель – сделать ее вместе, рассказать не только о завоеваниях, исторических датах, а больше о человеке, каким он был, как он собирал ученых и архитекторов», – отметила представительница туротрасли Узбекистана.

По словам представителя Совета по развитию туризма Таджикистана Давлата Хабибова, проект кольца привлекателен с точки зрения роста числа туристов и ознакомления молодого поколения с культурой и традициями всего региона.

«Мы предлагаем тур по тем местам, где собирал свои лечебные травы Ибн Сина, он жил здесь. Мы предложим тур в рамках кольца по тем местам, где жил и творил великий Рудаки. Мы предложим тур по тем местам, где ходили самые передовые наши предки, которые внесли великий вклад в сокровищницу ислама. И использовали ислам для того, чтобы максимально развить науку в мировом масштабе», – подчеркнул представитель Совета по развитию туризма Таджикистана Давлат Хабибов.

Нужно отметить, что гостям особо понравился мастер-класс по приготовлению бешбармака, который им организовали в Шымкенте. Все взяли это на заметку для своей работы и предложили обязательно включать его в турпакеты не только для иностранных, но и для туристов из ближайших соседних стран. Мало того, ташкентцы пообещали, что обеспечат бесперебойный поток гостей буквально каждые выходные.

«Вчера выставила фото бешбармака в Facebook, и у меня все спрашивают, где это ты его достала, куда нужно поехать, чтобы его попробовать. Мы делаем праздник плова, можно такой же сделать праздник бешбармака, выбрать определенный день в неделю, и наши туристы толпами будут к вам приезжать, потому что любят мясо, и такого бешбармака у нас нет. Это реально можно сделать», – уверяет представитель турфирмы BenTour из Ташкента Азатгуль Торениязова.

Казахстанские представители туротрасли отметили, что на границе с Узбекистаном в Сарыагаше, напомню, что Ташкент находится всего в 120 км от Шымкента, строится новый терминал, где будет предусмотрен зеленый коридор для туристов. Вопрос решается на межправительственном уровне. В следующем году должен быть готов и новый терминал шымкентского аэропорта. Это позволит увеличить пассажиропоток, а значит, и туризм. На 2020 год Шымкент избран культурной столицей стран СНГ, а потому гостей и туристов в третий мегаполис страны ожидается много. А вот времени на устранение самых очевидных ошибок совсем мало.

Мира Бахытова

Живые уроки: туротрасль предлагает развивать детский образовательный туризм

Идею создания в Казахстане аналога проекта «Живые уроки», который реализуется в России с 2015 года, туроператоры начали предлагать в 2018 году. Однако поддержки в лице госорганов предприниматели найти не смогли.

12 Август 2020 15:59 201

Живые уроки: туротрасль предлагает развивать детский образовательный туризм

В апреле 2020 года между НПП и «Казахтуризмом» была подписана дорожная карта по развитию туризма. Проект «Живые уроки» стал одним из важных компонентов дорожной карты.

Оригинальный проект осуществляется при содействии министерства культуры РФ, «Ростуризма» и субъектов РФ – участников проекта. За два с половиной года к «Живым урокам» присоединились 36 субъектов РФ. Образовательные экскурсии и туры в рамках проекта разработаны в соответствии с учебными программами разных предметов на базе природного, культурно-исторического, производственного и научного потенциала российских регионов.

«Живые уроки» хорошо вписываются во внеклассную деятельность, на которую в школах выделяется примерно 10 часов в неделю. Некоторые регионы придумали паспорт школьника, куда проставляются печати о посещенных уроках. На первых порах мы столкнулись с проблемой, когда туроператоры активно вошли в проект, но оказались не готовы музеи. Переделать программы под образовательные предметы не все смогли. Туроператоры также не всегда понимали, какие требования стоят перед ними. Когда ведется работа с детьми, то, помимо качественных программ, которые дополняли бы школьные предметы, должно быть полноценное питание, места размещения, хорошие дороги», – рассказала о реализации проекта в РФ генеральный директор компании «Интерс-Рус» Татьяна Козловская.

Заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Юлия Якупбаева отметила, что министерства культуры и образования в целом поддерживают проект.

«Для того чтобы проект стал действительно глобальным, необходима синергия усилий бизнес-сообщества с МИО, понимание от министерства образования – какие именно дополнения в школьной программе можно сделать за счет «живых уроков». Например, проводить уроки физики и географии в музее Экспо, уроки биологии и рисования – в зоопарке и нацпарках, развививать профориентацию через промышленный туризм,» – отметила Юлия Якупбаева.

Для качественной реализации проекта АО Kazakh Tourism совместно с бизнес-сообществом и НПП начнет разработку методики «Живых уроков»: определение мест проведения уроков, знакомство с учебными программами, составление критериев по отбору педагогов для проведения уроков, иллюстрации и подготовка дополнительного материала.

«Пока мы наметили четыре направления, которые подойдут для уроков истории, физики, биологии и литературы. Это Алматы, Нур-Султан, Туркестан – Тараз и Семей – Жидебай. Планируется, что участниками пилотного проекта могут стать дети медработников, отличники и активисты, учащиеся седьмых-девятых классов. Также в связи с ограничениями на групповые передвижения между регионами, пока уроки рассматриваются без передвижения групп в соседние области. Коллеги, хотелось бы начать активную работу и до конца августа разработать методологию», – рассказал директор департамента организации мероприятий Даниэль Сержанулы.

Спикер добавил, что рассматривается несколько вариантов субсидирования, однако необходимо понять позволят ли нормативные акты такого рода финансирование.

В свою очередь представитель МОН Раиса Шер отметила, что к подготовке проекта нужно подойти серьезно, учитывать нагрузку на детей и сделать программу интересной:

«Живые уроки» – хорошая инициатива, необходимая. Но, может, не называть проект «уроки»? Это сразу заставит детей скучать, нужно подойти к вопросам креативно. Сегодня не каждый ребенок согласится во внеурочное время пойти в музей. В регионах есть маршруты, но возникают вопросы безопасности, питания и т. д. Возможно, надо начать со сбора данных программ. Мы готовы активно подключиться к работе», – отметила Раиса Шер.

Участники совещания в качестве успешного опыта предложили использовать опыт детских туров во время ЭКСПО. В течение лета 2017 года столицу посетило более 400 тысяч детей из регионов Казахстана.

«В каждом регионе есть комплекс маршрутов для детей. И их уже можно использовать в проекте. Что касается специалистов, думаю, найдем специалистов с большим опытом, наработками. Нам стоит начать мониторинг, чтобы понять, какой фундамент для создания «Живых уроков» уже имеется. Стоимость маршрутов не будет высокой, но встает вопрос, как добраться, например, из Актау до Алматы. Самолет – удовольствие дорогое», – сказала директор туркомпании «Турист» из Актау Евгения Слюсарева.

Директор туркомпании «Гвидон-тур» из Нур-Султана Татьяна Верницкая предложила сделать программу Kids go free круглогодичной.

«Мы можем расширить программу на групповой туризм. Не каждая многодетная мама может выехать со всеми детьми, но отправить одного ребенка на экскурсию семья может. Нельзя делать программу полностью социальной, какую-то часть должны оплачивать родители. Мы же можем определять малообеспеченные семьи и спонсировать. Не одноразовые экскурсии должны быть, чтобы был комплекс. При этом такие программы должны быть доступны для городских школьников, сельских ребят, для этого нужна детальная планировка тура, чтобы туроператор смог просчитать стоимость такой экскурсии», – отметила Татьяна Верницкая.

Завершая совещание, Юлия Якупбаева подчеркнула, что необходимо разрабатывать методологию с учетом возможного передвижения детей между регионами.

«Детям из Алматы не так интересно ходить в зоопарк, в котором они были уже много раз, в отличие от школьников, например, из Алматинской области. То есть должны быть варианты реализации проекта – региональные и межрегиональные. Аналогично должен обсуждаться вопрос финансирования. Однозначно нужно подключить к работе управления культуры на местах. Нам нужно будет подготовить музеи и гидов. «Пилоты» можно делать на базе частных школ, у которых есть финансирование, и регионов, у которых накоплена база турпродуктов. Одновременно нужно будет решать вопросы удешевления и улучшения качества логистики, питания, безопасности и т. д. Поэтому к методологии нам надо подойти серьезно и привлечь специалистов и экспертов. Мы создадим проектную группу, куда пригласим всех заинтересованных участников», – резюмировала Юлия Якупбаева.


Подпишитесь на наш канал Telegram!

«Атамекен»: Комплекс мер поддержки туротрасли необходимо дополнить с учетом последствий, вызванных пандемией

Несмотря на признание отрасли наиболее пострадавшей, проблемы остаются.

05 Август 2020 15:24 1317

«Атамекен»: Комплекс мер поддержки туротрасли необходимо дополнить с учетом последствий, вызванных пандемией

Заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Юлия Якупбаева подчеркнула, что, несмотря на признание отрасли наиболее пострадавшей, проблемы остаются. До сих пор размыта ответственность за несоблюдение саннорм между бизнесом, властью и населением.

«Мы предлагаем четко зафиксировать ответственность бизнеса, власти, населения за соблюдение санитарных норм. То есть если вспышка происходит на общественной территории, то субъект бизнеса, добросовестно выполняющий санитарные нормы врача, страдать не должен. Закрывать следует те объекты, в которых была обнаружена вспышка инфекции. При этом обязательно после эпидемиологических расследований либо каких-то обоснований, а не просто с учетом рейдовых проверок. Есть пример Акмолинской области, где общественные пляжи уже закрыты, а пляжи субъектов бизнеса остались и стоят на мониторинге. Там все меры безопасности соблюдаются. Эта практика может быть использована по всей стране, причем не только в отношении пляжей. Однозначно должны использоваться возможности цифрового мониторинга, о чем неоднократно НПП говорила. Несколько месяцев на эту задачу уже было отведено, пока практика реализована только в Алматы», – сказала Юлия Якупбаева.

Председатель Республиканской ассоциации детско-юношеского туризма Кайрат Султанов обратил внимание на различные в регионах правила санитарных норм.

«Если у нас в Акмолинской области не разрешали купаться, но можно было загорать, то в Алматы наоборот. Баянаул не работал, и все хлынули самостоятельно отдыхать, произошел перекос. Многие не хотят брать ответственность», – сказал Кайрат Султанов.

Зампред Нацпалаты поддерживает бизнес в вопросе необходимости единых для всех регионов постановлений санитарных врачей.

«Мы направили свои предложения о том, чтобы нормы главного государственного санитарного врача были едиными для всех регионов. Чтобы бизнес четко понимал правила игры, а не так, что в одном месте требуется ПЦР, а в другом месте не требуется. Где-то можно купаться, а где-то нельзя загорать», – отметила Юлия Якупбаева.

Детские лагеря в этом году не приняли ни одной смены. Также пострадала экскурсионная деятельность.

«Многие в этом году в лизинг взяли автобусы для работы, но вынуждены простаивать, дети совсем не отдохнули. Давайте сделаем туры для детей двух-трехдневные», – предложил Кайрат Султанов.

Министерство культуры и спорта РК предложило внести изменения в постановления главных санитарных врачей регионов по части посещения национальных государственных парков. Для этого в госоргане разработали изменения по снятию ограничительных мер на территории областей, городов Алматы и Нур-Султана, Шымкента.

«Мы изначально планировали 8-15 человек. Доставка и транспортировка на территории нацпарка осуществляется в соответствии с утвержденными требованиями эпидемиологических норм для работы общественного транспорта. В принципе, почему бы и нет? У нас сейчас самолеты летают два-три часа по территории Казахстана. На микроавтобусе, я думаю, за полтора-два часа можно доехать, и то это в самые дальние парки», – озвучил председатель комитета индустрии туризма МКС РК Дастан Рыспеков.

Председатель Ассоциации внутреннего и въездного туризма Альбина Веймер отметила, что, пока туроператоры сидят без работы и не могут вывозить группы людей, наплыв стихийных туристов может погубить казахстанскую природу.

«Вы же увидели, что было на Кобейтузе, посмотрите, что в горах происходит. Нет организованных туров и ответственности. Если мы сейчас неправильно подойдем к формированию культуры отдыха, то стихийный туризм погубит природу. Мы предлагаем разрешить туроператорам совершать организованные туры от восьми человек» – сказала Альбина Веймер.

Предложения бизнеса дополнил директор ТОО «Туризм Казахстана» Михаил Клименко, помимо организации туров для групп от 8-50 человек с контролем со стороны туроператоров по туристам и поставщиками и выполнением всех саннорм и эпидемиологических требований, ассоциация предлагает разрешить проведение бизнес-мероприятий. Также расширить список безвизовых стран и упростить правила для получения электронных виз иностранным гражданам для реабилитации въездного туризма.

«Просим оказать содействие во взаимном открытии наземных границ с сопредельными странами для пересечения организованными группами иностранных граждан Центральной Азии: Узбекистана, Кыргызстана и дополнить Россией. Сейчас мы рассматриваем и отдельно вынесем вопросы по субсидированию внутреннего туризма: возможно, дотаций, субсидирования по авиаперелетам, проживанию. Предлагаем включить возврат предприятиям туристской отрасли сумм налогов, перечисленных за КПН и НДС и оплаченных, задекларированных за 2020 год. У бизнеса есть проблемы с кредитованием, на данный момент БВУ просто отказываются кредитовать МСБ в сфере туризма. Нам нужна государственная поддержка в туристическом бизнесе в виде предоставления льгот на финансирование в национальной валюте сроком не менее трех лет по ставке от 5% до 8% на действующие и открывающиеся кредитные линии», – озвучил предложения Михаил Клименко.

Руководитель управления санитарно-гигиенического надзора КККБТУ МЗ РК Марал Рахимжанова напомнила, что никаких запретов для нацпарков и туротрасли не было.

«Сама администрация парка установила запрет, и потом за плату или не за плату, не знаю за что, туда пропускает своих людей. Работу туротрасли мы не запрещали, постановлений не было. Туры невозможно совершать, так как междугородние перевозки были запрещены. По разрешению на деятельность лагерей однозначная позиция минздрава – нет. Мы снова ожидаем волну коронавируса и пока не можем достичь стабильности по снижению заболеваемости по всем регионам. Картина неплохая, но должны выдержать карантин. Наши СанПиНы 7 июля вступили в силу, мы за месяц увидели недостатки. Соцсети помогли, были комментарии не в бровь, а в глаз, и мы устраняем недочеты. Сейчас дорабатываются алгоритмы работы, у вас осталось несколько дней. Если у вас будут концептуальные предложения, присылайте, и будем вместе их смотреть», – сказала Марал Рахимжанова.

Предложения по алгоритмам экскурсионного туризма и прочие поправки в проект санитарных правил будут рассмотрены в рамках Zoom-конференции на площадке НПП «Атамекен».

В ходе совещания АО «НК Kazakh Tourism» рассказало о реализации пунктов дорожной карты по формированию национального туристского продукта и презентовало стратегию развития на 2021-2030 годы. Дорожную карту НПП РК «Атамекен» и АО «НК «Kazakh Tourism» подписали 7 апреля 2020 года. Она направлена на формирование национального туристского продукта, реализацию мер государственной поддержки отрасли и антикризисных мер и состоит из пяти разделов, включающих 27 мероприятий, которые планируется реализовать в период 2020-2021 годов.

Основной акцент сделан на развитии национального турпродукта и туристской инфраструктуры:

  • исследование стандартов – инвентаризация турмаршрутов;
  • продвижение агро- и сельского туризма;
  • инвентаризация санаторно-курортных объектов;
  • продвижение ремесленничества;
  • караванинг-экспедиция;
  • живые уроки (ДЮТ).

Инициатива реализуется как одно из направлений посткризисных системных мер для обеспечения выхода туристской отрасли из кризисной ситуации и подготовки к туристскому сезону 2020-2021 гг.

Подытожив совещание, Юлия Якупбаева подчеркнула, что НК Kazakh Tourism необходимо проработать стратегию с учетом изменений рынка и коронакризиса.

«Все вокруг меняется, и нужно смотреть развитие отрасли с учетом тех вызовов, которые нам делает время. В части дорожной карты получились обширные предложения, поэтому давайте совместно с бизнесом на следующей неделе проведем отдельные совещания по каждому блоку карты для их доработки», – сказала Юлия Якупбаева.


Подпишитесь на наш канал Telegram!