Путин и Назарбаев поговорят про 25 млрд долларов

6038

4 октября в Астане состоится ХІІІ Форум межрегионального сотрудничества Казахстана и России с участием глав государств двух стран.

Путин и Назарбаев поговорят про 25 млрд долларов

В рамках Форума состоится казахстанско-российского бизнес-форум, на который слетятся руководители ведущих казахстанских и российских компаний, входящих в списки Forbesи Global-2000.

Тема будущего форума: "Развитие транспортного и логистического потенциала Евразийского пространства". В фокусе дискуссий двух сторон развитие транспортно-логистического потенциала, туристической отрасли двух стран, устранение барьеров и ограничений в сфере торговли между Казахстаном и Российской Федерацией.

О том, почему акцент нынешней казахстанско- российской встречи будет  сделан на транспорт и логистику в интервью abctv.kz пояснил руководитель Общественного Фонда "Мир Евразии", политолог, Эдуард Полетаев.

- Господин Полетаев, мы видим, что с каждым годом форум межрегионального сотрудничества, а это уже тринадцатый по счету,  набирает силу, и по составу участников и по тематике обсуждаемых вопросов... Чем объясняется такая тенденция?

 - Да, проведение тематических ежегодных форумов межрегионального сотрудничества России и Казахстана с участием глав государств стало традиционным.

Во-первых, сам формат проведения этих форумов уже доказал свою эффективность. Впервые данное мероприятие было проведено в Омске в апреле 2003 года. В рамках всех прошедших форумов было подписано достаточно много различных договоров, обсуждено острых и актуальных тем.

Во-вторых, стратегический характер отношений между Казахстаном и Россией создает условия для многоформатного сотрудничества, в котором особо выделяется приграничное взаимодействие. Мировой опыт развития современных государств свидетельствует, что приграничные регионы в большой степени влияют на их экономический рост.

Подчеркну, что именно на межрегиональном и приграничном уровнях закладывается реальная кооперация между странами.

- Почему внимание сегодня на транспорт и логистику?

- Кстати, тему нынешнего форума предложил, если помните, именно президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Это "Развитие транспортного и логистического потенциала Евразийского пространства".

По  его мнению,  данная тема крайне важна как для России, так и для Казахстана. Речь на предстоящем форуме будет идти о достаточно серьезных вещах. Один только пример: как сказал Нурсултан Назарбаев в Сочи, готовится очень много проектов, примерно на 25 млрд  долларов США.

Дело в том, что вопросы развития транспортно-логистического потенциала в интеграционной повестке 2016 году носят приоритетный характер. Это, в том числе, сопряжение проектов Евразийского экономического союза и экономического пояса "Нового шелкового пути", имеющее хорошую перспективу.

Скорей всего, на форуме стороны обсудят крупный международный мега-проект "Западная Европа- Западный Китай". Дело в том, что вопрос завершения строительства этой магистрали остается актуальным. Дело в том, что китайцы свой участок уже сдали в эксплуатацию в 2011 году (его протяженность по территории КНР 3425 км). 

Казахстан намерен закончить строительство своего участка дороги в конце 2016 года (из 2787 км по стране реконструкции подлежит 2452 км). А вот в  Российской Федерации начало строительства дороги планируется только в 2017 году, а завершение - к 2020 году (всего по территории РФ 2233 км).

Проект российского участка дороги, получивший название "Меридиан", долгое время был в проработке. Во многом это связано с получением множества разрешений и согласований, так как в ряде мест дорога пройдет по новому маршруту, где раньше вообще не было автомобильного сообщения.

Как подсчитали специалисты, после завершения проекта грузы из Китая в Западную Европу по магистрали будут доставляться за 10-11 дней и дешевле, чем по морю (морской путь занимает до 80 дней – прим. автора).

Стоит отметить, что проект Координация действий по развитию автомобильных дорог проекта создания международного автомобильного маршрута Западная Европа - Западный Китай" - единственный, предусмотренный совместным сотрудничеством в сфере транспорта, указанный в Программе межрегионального и приграничного сотрудничества между РК и РФ на 2012-2017 годы.

Но, при этом транзитные мощности приграничья двух стран недостаточно загружены.

- Почему?

- Давайте обрисую ситуацию в целом. Протяженность российско-казахстанской государственной границы составляет около 7,5 тыс. км. Приграничная территория двух стран охватывает 12 регионов с российской стороны (Астраханская, Волгоградская, Курганская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Саратовская, Самарская, Тюменская, Челябинская области, Алтайский край и Республика Алтай)  и семь областей с казахстанской (Актюбинская, Атырауская, Восточно-Казахстанская, Западно-Казахстанская, Кустанайская, Павлодарская и Северо-Казахстанская).  На приграничье  в совокупности проживает около 32 миллионов человек.

104 места пересечения государственной границы обеспечивают приграничную торговлю, на которую приходится значительная часть двустороннего товарооборота.

Но между многими регионами Казахстана и России отсутствует авиасообщение. Из 12 российских приграничных регионов только в четыре можно попасть из Казахстана самолетом (в аэропорты Астрахани, Омска, Новосибирска и Тюмени).

Что касается железных дорог, то в приграничье сокращено пригородное сообщение, считающееся убыточным. В связи с тем, что включается межгосударственный тариф на поездах дальнего следования, путешествие между центрами приграничных регионов жителям обходится дорого (и долго, учитывая простои на границе).

Кроме этого, много автомобильных дорог нуждаются в ремонте. Это все мешает развитию полноценного сотрудничества, поэтому-то и требуется модернизация транспортной инфраструктуры.

- Почему, на Ваш взгляд, два таких соседа, как Казахстан и Россия до сих пор не могли улучшить транспортное взаимодействие при тесных взаимоотношениях?

 - Во многом проблемы сохраняются из-за того, что базовое понятие "граница" носит амбивалентный характер. Ведь приграничье - это не только дружба, выгодная торговля, коммуникативные какие-то функции взаимодействия. Это в тоже время еще и барьер, который призван ограничивать территорию государства, его национального суверенитета.

Граница – это уязвимая часть любой страны, которую пересекают нелегальные мигранты, наркотики, контрабанда и т.д. Часто приграничные территории воспринимаются как малопривлекательные для инвестиций из-за периферийности и удаленности от городов-центров притяжения больших денег.

Суть в том, что барьерность и контактность - две противоположности восприятия границы. В этом плане приграничные регионы еще нуждаются в более высоком уровне внимания к себе, потому что основные проблемы, которые существуют, связаны с тем, что традиционных форм взаимодействия между регионами (заключение разных соглашений во время встреч и форумов, создание совместных координирующих органов и т.д.) сегодня недостаточно.

Многие проекты реализуются только после отмашки соответствующего руководства.

- Что бы следовало предпринять, чтобы снять барьеры?

- Одной из слабых сторон является недостаточное информационно - аналитическое сопровождение приграничного сотрудничества на республиканском и федеральном уровнях. Новых форм взаимодействия, например, на уровне активностей гражданского общества, еще мало.

Тем не менее, есть штучные инициативы, которые привлекают к себе внимание и способные наладить сотрудничество с привлечением большего количества людей.

Например, в Омске, которому в этом году исполнилось 300 лет, а в празднествах принимали участие и представители Казахстана, был в конце июля презентован проект, так называемой, "гостевой карты" казахстанца. Это инициатива Фонда межгосударственного сотрудничества "Союз-Восток". Суть проекта в том, что туристическая карта предоставит гостям из Казахстана ряд бонусов и скидок при посещении различных заведений – не только развлекательных, но и культурных объектов, гостиниц, при поездках на муниципальном транспорте.

Ну и бизнес, разумеется, заинтересован в новых клиентах. Таким образом, карта способствует  развитию взаимодействия приграничных областей, и выгодна для жителей обеих стран.

- Насколько я понимаю, нужны новые законодательные инициативы, способствующие усилению приграничного сотрудничества?

- Да, надо упомянуть о ситуации, связанной с законодательным обеспечением приграничного сотрудничества. Не раз от региональных властей России шли пожелания о расширении полномочий приграничных регионов с помощью преференций и (или) особых статусов, чтобы оперативнее решать проблемы приграничья на местах.

Еще в 2004 году проект федерального закона "О приграничном сотрудничестве" (это была законодательная инициатива Совета Федерации) был внесен в Государственную Думу, но не был поддержан российским правительством.

При этом, Россия – это страна с несколько иными полномочиями регионов, чем в Казахстане с его унитарной системой. Видимо, некоторые региональные инициативы не всегда могут соответствовать планам федерального центра.

Также не раз поднимался вопрос о правовом урегулировании приграничной торговли. Некоторые эксперты считают, что в федеральном законе "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" не раскрыты основные элементы приграничной торговли. Статья 41 закона всего лишь содержит определение, что такое приграничная торговля.

Тем не менее, Казахстан продолжает оставаться одним из главных торговых партнеров для многих субъектов Российской Федерации. Между регионами двух стран заключено порядка 300 соглашений, охватывающих разные области взаимодействия. В приграничье очень сильно взаимопроникновение необходимых сейчас инвестиций.

- Каков уровень инвестиционного взаимодействия сегодня между нашими странами?

- Для взаимных инвестиций между Россией и Казахстаном характерна положительная динамика. Правда, как отметил Владимир Путин еще на встрече с Нурсултаном Назарбаевым в Сочи, в связи с кризисными явлениями есть спад, заметный в валютном измерении.

Но в физических объемах он составляет всего 7%. Российский президент отметил, что российские инвестиции в казахстанскую экономику составляют 9 млрд долларов США. Казахстанские инвесторы также проинвестировали значительный объем средств в российскую экономику – около 3 млрд долларов.

Это достаточно неплохая цифра, если сравнить соотношение экономик. Бизнес, который работает непосредственно в приграничье, не боится вкладывать деньги в регионы соседней страны, поскольку владеет информацией о том, что там происходит.

Яркий пример – казахстанская многоотраслевая агропромышленная группа компаний "Иволга-Холдинг", которая как раз вкладывала инвестиции в приграничные российские регионы.

- От вопросов развития транспортной инфраструктуры мы перешли к законодательной теме. Но за все эти годы законодательная база все – таки была создана?

 - В настоящее время приграничное сотрудничество двух стран базируется на Соглашении между правительствами России и Казахстана о межрегиональном и приграничном сотрудничестве, заключенном 7 сентября 2010 года в Усть-Каменогорске.

Главный акцент в документе сделан на развитии экономического сотрудничества в различных отраслях, а также в таких сферах, как научно-техническая, культурная, гуманитарная, социальная и образовательная. Механизмы сотрудничества более конкретизированы в двусторонних соглашениях между российскими и казахстанскими регионами.

Многое сделано с помощью народной дипломатии, взаимодействия ученых, деятелей искусств, деловых кругов.

Но, потенциал приграничного и межрегионального сотрудничества стороны еще не использован в полную меру. Именно поэтому на предстоящем форуме в Астане стороны планируют существенно усилить это направление в будущем.

Кульпаш Конырова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться