Путин проинспектирует Центральную Азию

Аскар Муминов Аскар Муминов
14338

Кремль попытается укрепить позиции в регионе.

Путин проинспектирует Центральную Азию Фото: reuters.com

Президент России Владимир Путин 27 февраля начинает свое турне по республикам Центральной Азии. Сообщается, что планируется посещение практически всех центральноазиатских государств, за исключением Туркменистана. В первую очередь российский лидер прибудет в Казахстан, где у него состоится в Алматы встреча с президентом Нурсултаном Назарбаевым.

По сообщению пресс-службы Кремля, на встрече будут обсуждаться актуальные вопросы двустороннего сотрудничества в торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах, энергетике и космосе. Будет затронута проблема межсирийского урегулирования.

Помощник президента РФ Юрий Ушаков сообщил, что это первая встреча лидеров в текущем году. Ожидается, что в ходе нее будут обсуждены состояние и перспективы двустороннего сотрудничества, а также актуальные международные проблемы.

Ранее, 20 февраля, премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев и первый заместитель председателя правительства Российской Федерации Игорь Шувалов уже обсудили перспективы развития казахстанско-российского торгово-экономического сотрудничества. Среди прочего были затронуты вопросы расширения взаимодействия в сфере сельского хозяйства и транзитных перевозок в рамках Евразийского экономического союза.

В целом же, как отмечают эксперты, сейчас ситуация внутри ЕАЭС достаточно напряженная, в частности, из-за проблем между Белоруссией и Россией. Высказывалось предположение, что именно Астана может стать модератором диалога между Путиным и Лукашенко после серии громких заявлений последнего в ходе недавней большой пресс-конференции.

Г-н Ушаков заметил, что интенсивность контактов Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева достаточна высока. Он сказал, что, например, в 2016 году они провели шесть личных встреч и 12 телефонных бесед. Последний раз лидеры встречались в конце декабря 2016 года в Санкт-Петербурге и подписали ряд документов и приняли концепцию сотрудничества на "Байконуре".

Сверить часы и прощупать почву
Следующим пунктом назначения Путина станет Кыргызстан (КР), куда он прибудет 28 февраля. К этому визиту приковано особое внимание, дело в том, что в этом году в КР впервые в истории должна быть оформлена конституционная передача власти. Накануне визита российского лидера кыргызская пресса во всю пестрит заголовками, что Путин едет в Бишкек, чтобы самолично назначить следующего президента этой страны. Тем временем в недавнем интервью каналу Euronews президент КР Алмазбек Атамбаев заверил, что вопрос о том, кто станет следующим лидером Кыргызстана, будет решать народ на выборах, а основной целью приезда Путина назвал "вопросы в рамках интеграционных процессов".

Однако кыргызский политолог Марс Сариев убежден, что Кремль обязательно скажет свое веское слово в вопросе будущего лидера КР.

"Не исключено, что по выбранной кыргызскими властями кандидатуре будут консультации с Кремлем. Лояльность будущего президента к России имеет важное значение. Россия окажет поддержку только в том случае, если будет такая уверенность в одном из кандидатов. Понятно, что для достижения победы на выборах властям нужны дополнительные ресурсы", - подчеркнул Марс Сариев.

Также лидеры могут обсудить ситуацию с кыргызскими мигрантами в РФ. Ранее мэр Москвы Сергей Собянин довольно жестко высказался о гастарбайтерах из КР, назвав их "головной болью" города, что вызвало недовольство кыргызской стороны. Бишкек напомнил Москве, что одной из задач вступления республики в ЕАЭС было облегчение работы трудовых мигрантов в РФ.  

Побывает Путин и в Таджикистане. Здесь как раз ключевым эксперты называют рассмотрение со стороны двух лидеров вопросов возможного вступления ТР в ЕАЭС. В последнее время в Таджикистане заметно оживились споры о целесообразности присоединения к Евразийскому экономическому союзу, в частности, местные оппозиционеры и националисты активно используют эту тему против президента Эмомали Рахмона, утверждая, что он "снова ждет сигналов из центра и сдает независимость республики".

Главный интерес Путина в ТР, помимо включения этой республики в орбиту влияния Москвы, по словам экспертов это вопросы обеспечения безопасности на южных рубежах России, где неспокойному Таджикистану Москва отводит особое значение. Последняя информация об активизации боевиков в Афганистане не может не беспокоить Кремль. Предполагается, что лидеры двух стран также обсудят вопросы, связанные с российской военной базой в Таджикистане. Ожидается, что после визита Путина из "черного списка" будут выведены от 14 до 68 тыс. депортированных из России таджикских трудовых мигрантов. 

"Российская военная база в Таджикистане является одним из гарантов безопасности в регионе. Это важно, потому что у Таджикистана – более 1300 км границы с Афганистаном, откуда исходит растущая террористическая угроза. Поэтому проблема границы и мер безопасности будет подниматься. В контексте вопроса о трудовых мигрантах может возникнуть вопрос членства Таджикистана в ЕАЭС. У России есть позитивный пример сотрудничества с Кыргызстаном, граждане которого с вступлением их страны в Евразийский экономический союз получили больше прав и возможностей в России", - подчеркнул научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения Российской академии наук Станислав Притчин.

Примириться с новыми узбекскими реалиями
Пока не ясно, состоится ли визит Путина в Узбекистан, ранее предполагалось, что он посетит и эту республику, однако в официальных сообщениях Кремля Ташкент не фигурирует. Примечательно, что изначально предполагалось, что первая поездка в качестве главы государства нового узбекского лидера Шавката Мирзиеева состоится именно в Россию, однако теперь выясняется, что он приедет в Казахстан. Вряд ли все эти факторы говорят о наличии сложностей во взаимоотношениях Москвы и Ташкента, по словам экспертов, сейчас Путин пока присматривается к новому узбекскому лидеру, с прежним - Исламом Каримовым - у него хоть были и не ровные, но доверительные отношения. К тому же Путин и Мирзиеев встречались в начале сентября 2016 года в Самарканде, где, вероятно, обсуждались перспективы дальнейшего сотрудничества РФ и Узбекистана.  

15 февраля в Ташкенте прошло заседание Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, на котором обсуждались  вопросы диверсификации торгово-экономических связей двух стран.

"Практическая реализация подписанных документов по созданию "зеленого коридора" при поставках узбекской плодоовощной продукции в Россию позволит сократить временные затраты, а также кратно увеличить объемы поставок. В свою очередь Узбекистан готов наращивать закупку в России пшеницы твердых сортов, семенного картофеля, семян сои, рыбной, масложировой и другой продукции", - сообщил тогда заместитель премьер-министра Узбекистана Рустам Азимов.

По его словам, Россия устойчиво занимает позиции крупнейшего внешнеторгового партнера Узбекистана. По итогам 2016 года товарооборот между двумя странами составил 4,2 млрд долларов. В Узбекистане действует 961 предприятие с участием российских инвестиций, из них 810 СП и 151 предприятие со 100-процентным российским капиталом. На территории РФ созданы 569 предприятий с участием резидентов Узбекистана.

Abctv.kz попросил экспертов оценить перспективы центральноазиатского турне Владимира Путина и основные цели и задачи, которые поставил перед собой Кремль.

Политолог, руководитель информационно-аналитического центра "Институт евразийской политики" Максим Крамаренко заметил, что Центральная Азия в настоящий момент является одним из важных регионов с точки зрения обеспечения национальной безопасности России. Во-первых, это афганская проблематика, где еще продолжается гражданская война между официальными властями и движением "Талибан", что, несомненно, является очагом нестабильности для всего региона. В Москве недавно завершились шестисторонние международные консультации по Афганистану, где российская сторона выступила с предложением привлечения в переговорный процесс государств Центральной Азии.

Поэтому следует ожидать обсуждения этого вопроса в ходе путинского турне, считает он. Г-н Крамаренко заметил, что если говорить о Казахстане, то Астане может быть предложена роль переговорной площадки по международным проблемам, помимо Сирии, так как у республики уже есть опыт в этой сфере. Во-вторых, Кремль интересует ситуация в самих странах. В Казахстане грядет конституционная реформа, которая неоднозначно воспринимается в обществе. Есть попытки со стороны оппозиции "раскачать" ситуацию как в прошлом году, когда планировалось провести земельную реформу, убежден он.

В Кыргызстане Алмазбек Атамбаев покидает свой пост в этом году, и Москву не может не волновать вопрос, как пройдут выборы, кто из наиболее вероятных претендентов на пост президента этой страны. Таджикистан интересен с точки зрения уровня террористической угрозы, так как там сильны позиции исламской оппозиции.

"Вопрос посредничества в конфликте между Минском и Москвой, думаю, не является каким-то пунктом повестки визита Владимира Путина в Казахстан. Конечно же, стоит ожидать, что этот вопрос будет поднят Нурсултаном Назарбаевым. Так как по его инициативе на днях состоялся телефонный разговор с президентом Белоруссии. Но все будет зависеть от позиции Путина: захочет ли он "работать" с Лукашенко через посредника. Разумеется, в любом случае после встречи Назарбаева и Путина руководитель Белоруссии получит определенный сигнал. Отказ от обсуждения этой темы ведь тоже несет в себе определенный сигнал", - заметил г-н Крамаренко.

Не отдать регион в зону влияния Китая
Политолог, эксперт общественного фонда Bilig Brains Расул Арин считает, что предстоящий визит Путина в страны ЦА может иметь как внутриполитические, так и внешнеполитические основы. Если смотреть с точки зрения действий на фондовой бирже, то Путин, как брокер после провальных ожиданий на рынке, пытается заверить своих вкладчиков в своем профессионализме, и что подобные несбывшиеся ожидания не должны повлиять на их сотрудничество, провел аналогию эксперт. По его словам речь идет об ожиданиях по поводу лояльной политики Дональда Трампа в отношении РФ и возможном снятии санкций. Но глобальный тренд не изменился.

"Нельзя не сказать, что даже внутри самой РФ люди с оптимизмом смотрели на нового президента Штатов. Дальнейшее ухудшение российско-американских отношений не сулит ничего хорошего и странам ЦА. Ведь экономическая ситуация в наших странах не в последнюю очередь зависит от ситуаций в России, как стратегического и крупного торгового партнера, а так же члена ЕАЭС. Как раз-таки ЕАЭС станет еще одной темой, как для уже вошедших стран, так и для возможных новичков. Перспективы ЕАЭС, каковы они? На это вопрос должен будет ответить Путин, и подспудно предложив решение для уже имеющихся проблем в рамках Союза. Ведь когда даже "ближайший друг" РФ, Белоруссия, недовольна своим положением - это заставляет задуматься и других партнеров. И кстати, здесь вряд ли понадобится помощь Астаны в разрешении спора между Минском и Москвой. Астана вступает в дело, только когда на чаше весов напротив Москвы оказывается страна с кардинально другим взглядом", - подчеркнул Расул Арин.

По его словам,  еще одним стимулом для РФ в ЦА является нарастающее влияние Китая в регионе. Экономический пояс Шелкового пути развивается уверенно в отличие от ЕАЭС, даже если формально они не конкурируют между собой. Но успешность проекта демонстрирует профессиональные качества исполнителя. Хотя в теории в ЕАЭС нет единственного исполнителя, но большинство споров упираются в двухсторонние экономические отношения с РФ, убежден эксперт.

"Для стран ЦА всегда будут важны две вещи - это экономические проекты и вопросы безопасности. Эти два аспекта соответствуют исключительным ролям Китая и РФ в ЦА. Тогда как РФ зажата между двумя процессами, экономические потери от санкций и низких цен на нефть, то нарастающее экономическое влияние Китая в ЦА заставляет Москву искать новые подходы к центральноазиатским режимам. Из внутриполитических основ для визита можно назвать предстоящие президентские выборы в России в 2018 году. Кардинальная смена внутриполитической ситуаций в РФ также может создать проблемы как для самих стран ЦА, так и для трудящихся граждан ЦА в России. Конечно, кардинальных изменений мало кто ожидает, но все может быть. Кроме этого, в ЦА должны пройти президентские выборы, в Кыргызстане в этом году и недавно прошедшие выборы в Узбекистане также создают определенные предпосылки для визита. Важно понимать, с кем или с чем придется иметь дело в дальнейшем", - сказал Расул Арин.

Российский эксперт в области внутренней и внешней политики, обороны и безопасности Григорий Трофимчук заметил, что контакты России со странами Центральной Азии, в принципе, не прекращались никогда, этому региону Москва всегда уделяла приоритетное внимание. Однако планируемый тур состоится в несколько иной геополитической ситуации: после очередной масштабной, но неудачной попытки России наладить отношения с Западом и конкретно с новой администрацией Белого дома.

Эксперт считает, что на этом фоне нельзя допустить того, чтобы у наблюдателей сложилось впечатление, что Азия Москве всегда была менее интересна или интересна лишь в качестве заменителя, балансира. Общий спектр вопросов, обсуждаемых со странами ЦА, всегда один и тот же: развитие полномасштабного экономического сотрудничества, в том числе в евразийском формате, борьба с общими угрозами, включая терроризм, поэтому особое внимание должно быть уделено Таджикистану и Узбекистану.

"Узбекистан интересен не только тем, что там теперь новый президент, а прежде всего политическим курсом, который выберет новый Ташкент. Естественно, этот курс не будет антироссийским, однако здесь важны детали, которые можно обсудить только в режиме двусторонней встречи на высшем уровне, так как новое руководство демонстрирует стремление к открытости по всем направлениям. Если это будет как бы такая местная "перестройка", то тогда надо иметь в виду все возможные последствия и для региона, и для самой РФ. Что касается Казахстана, его, естественно, не устраивает возникшая напряженность между Москвой и Минском, которая рано или поздно отразится и на самой Астане. Посреднические услуги Астана предложить, конечно, может, но при этом нам надо отдать отчет в происходящем: Казахстану надо мирить уже не Россию и Турцию, а Россию и Беларусь. Так и до гипотетического "примирения" Москвы с Астаной уже недалеко. Поэтому здесь требуется не очередное формальное примирение, а принятие экстренных и  надежных мер по недопущению подобных инцидентов в принципе", - подчеркнул г-н Трофимчук.

По его словам, происходящее подрывает основы евразийской интеграции, в том числе в глазах мирового сообщества. Если такой механизм не будет найден, тогда нет стопроцентной гарантии, что аналогичного рода проблемы, включая торгово-экономические, не могут возникнуть уже на уровне РФ - РК. Тем более это важно понять на фоне текущей трансформации всей системы власти в Казахстане, которая может иметь далекие последствия, считает он.

"Интересы Кремля в Центральной Азии в целом абсолютно прозрачны и понятны: оставить так, как есть, чтобы не было хуже. При этом нельзя воспринимать визит под таким углом, что по его итогам решатся все главные проблемы. Они уже никогда не решатся, так как мир стал другим. Но самое главное, на мой взгляд – это роль Центральной Азии в стратегических российско-китайских отношениях, включая трансконтинентальные транспортные проекты Китая. Если эту связку кто-то попытается разрушить, то в таком случае легче всего это будет сделать через дестабилизацию ЦА", - заключил г-н Трофимчук.

Аскар Муминов​

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться