В ближайшие 12 месяцев в федерации намерены создать Академию киберспорта в Казахстане, разработать нормативно-правовую базу для присвоения разрядов спортсменам и увеличить географию проведения турниров в стране. Напомним, что РОО Qazaq Cybersport Federation создано в конце 2018 года для системного и долгосрочного развития киберспорта в Казахстане. За этот период в девяти регионах страны открыты филиалы, проанализирована нынешняя ситуация и перспективы развития, закреплен правовой статус – киберспорт включен в реестр видов спорта и получил официальное признание в виде спорта в Казахстане.
«Qazaq Cybersport Federation представляет интересы страны в Азиатской федерации киберспорта (Asian Esports Federation) в качестве полноправного члена международной спортивной организации, признанной Олимпийским советом Азии. В августе 2018 года было организовано участие казахстанских киберспортсменов на Демонстрационных играх по киберспорту в рамках Азиатских игр в Джакарте (Индонезия). Также были проведены такие масштабные мероприятиякак WESG, открытый турнир Центральной Азии по Starcraft II», – проинформировала abctv.kz пресс-секретарь Комитета по делам спорта и физической культуры МКС РК Раухан Тугумбаева.
Она отметила, что на сегодняшний день деятельность федерации осуществляется за счет спонсорских средств, вместе с тем Министерством культуры и спорта планируется финансирование официальных чемпионатов и Кубков Республики Казахстан в части обеспечения наградной атрибутикой: грамоты, кубки, медали. Непосредственно в самой федерации сообщили, что в этом году работа будет сосредоточена на формировании правильного понимания киберспорта обществом, родителями киберспортсменов и самой молодежью.
Речь идет о том, что киберспорт – это профессиональная деятельность, основанная на систематических занятиях с тренером и психологом по специальной методике, с соблюдением графика работы за компьютером, с условием хорошей успеваемости по учебе, с обязательным занятием физической культурой и активным спортом.
«Федерация ни в коем случае не пропагандирует «геймерство» (бесцельное, чрезмерное времяпровождение за компьютерными играми для развлечения. – Прим. авт.). Киберспорт – это профессиональная деятельность. Для разъяснения этих и многих других вопросоввозникающих у населенияфедерацией планируется создание академии киберспорта в Астане, где профессиональные психологи и тренеры будут вести разъяснительную работу и подготовку киберспортсменов», – проинформировал abctv.kz генеральный секретарь федерации Алибек Аханов.
Также, по его информации, в настоящее время проводится работа по разработке нормативно-правовой базы для развития киберспорта в Казахстане: разработка положения и регламента по проведению киберспортивных соревнований, порядка присвоения спортивных разрядов в сфере киберспорта, систематизации деятельности тренеров и судей по киберспорту, а также по большому комплексу иных организационно-технических аспектов деятельности в области киберспорта.
«С 2019 года планируется систематизация проведения киберспортивных мероприятий по всем регионам Казахстана с целью упорядочения участия молодежи в киберспортивной деятельности по всей стране. На сегодняшний день прорабатываются оргвопросы, и в ближайшее время все мероприятия на 2019 год будут анонсированы в официальных источниках», – отметили в федерации.
Стоит отметить, что киберспортивная общественность в целом поддерживает создание профильной федерации, однако дает понять, что руководству организации необходимо учитывать «погрешности» в работе и проводить работу над ошибками. Так, например, исполнительный директор и тренер Syman Gaming Асет Solaar Сембиев не отрицает, что создание федерации – это положительный момент в развитии киберспорта в Казахстане, однако, насколько эффективной будет деятельность организации, покажет время.
«У меня есть сомнения относительно того, насколько она будет эффективной и будет ли работать в правильном направлении. Есть еще, над чем работать. Понятно, что нет у нас опыта в Казахстане, так как мало еще специалистов с опытом проведения больших турниров, хороших трансляций, комментаторов и аналитиков. Но на данный момент из того, что происходит, делаю выводы, что направление верное», – рассказал в беседе с abctv.kz Асет Сембиев.
Помимо развития киберспорта, по его мнению, федерация должна регулировать отношения между профессиональными игроками и организациями.
«Чтобы организации выполняли перед игроками свои обязательства и наоборот. Также должна быть система учета или, может быть, надзора взаимодействия между организациями. Речь идет о переходе игроков из одной организации в другую. То есть должно быть регулирование, чтобы не было переманивания игрока и была соответствующая трансферная политика», – объяснил тренер Syman Gaming.
Кроме того, он добавил, что одним из основных показателей результата проделанной работы федерации должно стать количество зрителей в онлайн- и офлайн-турнирах.
«Считаю также, что показателем будет количество появившихся игроков на профессиональной и полупрофессиональной сцене. Для лучшей работы федерации, думаю, надо привлекать больше специалистов, имеющих опыт в этой сфере. Людей, которые в свое время профессионально занимались киберспортом, играли и занимались этим. Также можно привлекать специалистов IТ-сферы и маркетологов», – добавил Асет Сембиев.
В качестве примера он привел начало сотрудничества Syman Gaming с АО «Транстелеком», которое было начато в 2018 году.
«Данное партнерство является знаковым не только для нашей организации, но и для казахстанского киберспорта в целом. Это станет первым случаем, когда крупная казахстанская корпорация поддержала киберспортивную команду. Мы рады объявить о сотрудничестве и уверены в его успехе», – подчеркнул исполнительный директор Syman Gaming.
В свою очередь экс-менеджер команды Gambit Еркебулан Куришбаев поддержал своего коллегу, отметив, что направление проводимой работы в федерации было выбрано правильно – федерация заявила о себе, был проведен ряд турниров, однако более конкретно говорить о результате работы еще рано, так как нет и года с момента создания федерации.
«Насколько я понимаю, в нашей федерации делают большой акцент на мероприятия и хотят создавать шоу для зрителей. Но, как человек с большим опытом посещения мировых ивентов, могу сказать, что посетители турнира не всегда приоритет для организаторов. То есть в первую очередь условия нужно создавать для участников, а потом думать над тем, какие развлечения придумать для аудитории. На мой взгляд, ни того ни другого не получилось добиться пока. За исключением турнира Altel, где все силы были брошены на конкурсы и подарки для зрителей», – объяснил Еркебулан Куришбаев.
Развивая киберспорт, по его словам, в первую очередь необходимо развивать инфраструктуру для молодежи, например создавать кружки киберспорта.
«Киберспортивной федерации стоит задуматься о создании некоего регламента для компьютерных клубов, сделать доступными компьютерную периферию для малоимущих и прочее», – подчеркнул он в беседе с abctv.kz.
Также собеседник обратил внимание на качество проведения турниров, а также количество аудитории, которое необходимо увеличивать.
«Участники зачастую одни и те же, а зрителям всегда хочется чего-то нового. И бизнесу пока нерентабельно проводить за десятки, а то и за сотни миллионов тенге турниры, получая в итоге охват аудитории в 3000-4000 человек. Это очень сложный процесс и требует вовлечения опытных специалистов», – отметил Еркебулан Куришбаев.
Для дальнейшего развития киберспорта, по его словам, помимо упомянутых выше моментов, необходимо не забывать о компьютерах, отвечающих всем требованиям, с быстрым соединением Интернета, и самое главное – о человеке, чтобы каждый желающий стать киберспортсменом смог получить эту возможность в Казахстане.
Тулеубек Арынов