QCF наращивает сетку турниров по киберспорту в Казахстане

12215

Исполнительный директор Qazaq Cybersport Federation Казбек Жангазиев в интервью inbusiness.kz рассказал о трансформации отборов Кубка Республики Казахстан по e-спорту и о новых турнирах в календаре QCF.

QCF наращивает сетку турниров по киберспорту в Казахстане

Одним из главных направлений стратегии развития e-спорта в республике Казахстан, обнародованной руководством Казахстанской федерации киберспорта в конце прошлого года, стало создание новых и ранжирование действующих киберспортивных лиг страны. Напомним, что в Казахстане с начала 2020-го года регулярно проходит сеть турниров Alaman, с осени прошлого года проводится регулярный розыгрыш студенческой Киберлиги, а весной этого года прошел первый розыгрыш Кубка Республики Казахстан по киберспорту. Летом же текущего года свой регулярный турнир по киберспорту появится и у госслужащих, а формат Кубка и турниров Alaman будет видоизменен с тем, чтобы стимулировать появление в нем большего количества участников из регионов страны. С этих изменений начался разговор с исполнительным директором Qazaq Cybersport Federation Казбеком Жангазиевым, курирующим вопросы организации киберсоревнований.

– Мы в этом году с региональными федерациями опробуем новый формат Кубка: сейчас все участники проходят две открытые квалификации на национальном уровне, потом проходит плей-офф, победители которого попадают в финалы, – напомнил Казбек Жангазиев. – Мы же хотим дать региональным федерациям возможность провести закрытые квалификации внутри своих областей: победители таких региональных отборов напрямую попадут в плей-офф. Мы даем такую возможность для стимуляции развития киберспорта в регионах, и в плей-офф Кубка можно будет попасть двумя путями – либо через открытые онлайн-квалификации для всех на страновом уровне, либо через закрытые квалификации в регионах.

– А все регионы готовы проводить такие соревнования?

– Нет, мы сейчас делаем это в тестовом варианте, такой возможностью заинтересовались Павлодарская, Западно-Казахстанская область, Атырауская и Восточно-Казахстанская области. Но выбор есть у всех филиалов – не смогут организовать региональный отбор, значит, возможность попасть в плей-офф Кубка у представителей этих областей будет с помощью общих открытых квалификаций, просто там путь будет на один этап больше. И мы хотим систематизировать такую структуру, чтобы уже с осеннего Кубка она стала единой для всех. Летом обкатаем модель закрытых региональных квалификаций, посмотрим на готовность регионов.

– Вы сказали – летом: можете уточнить сроки проведения второго сезона Кубка?

– Да, летний Кубок пройдет с 17 июля по 8 августа с финальной стадией оффлайн в Алматы, дисциплины будут те же, что и в первом сезоне: eFootball PES 21, Counter-Strike: Global Offensive, Dota 2 и FIFA 21. Но призовой фонд, который весной составлял полтора миллиона тенге, увеличится в несколько раз – первый розыгрыш прошел успешно, наши партнеры остались довольны отдачей, плюс появилась заинтересованность в совместной деятельности у новых потенциальных партнеров. А осенью будет еще один сезон Кубка – и там мы планируем поменять программу, ввести мобильные дисциплины. 

– Финал осеннего Кубка снова пройдет в Нур-Султане?

– Да, в столице, но вот то новшество с региональными отборами и оценкой технической готовности регионов имеет еще одну цель: мы бы хотели в дальнейшем проводить финалы Кубка в разных городах страны, не только в Нур-Султане и в Алматы, но и в Усть-Каменогорске, в Караганде. Тем более, что в Караганде в феврале прошлого года уже проходил в режиме оффлайн финал первого турнира серии Alaman, а следом в Усть-Каменогорске намечался в 2020-м году финал оффлайн по Counter-Strike, но тут грянула пандемия... То есть у нас есть регионы, которые уже готовы принимать ивенты, в Нур-Султане и в Алматы и так много событий происходит, мы бы хотели перенести часть активностей в регионы.

– Вы упомянули серию Alaman: она за год значительно разрослась, вы в ней собираетесь разводить по разным углам любителей и профессионалов? 

– Да, сейчас решается вопрос о разделении участников по лигам по некоторым дисциплинам в этой серии, будет четкая градация: любители будут играть с любителями, претенденты – с претендентами, профессионалы – с профессионалами. И между этими лигами будет налажен обмен по спортивному принципу – по две лучшие команды или по два лучших игрока будут подниматься из новичков в претенденты, по две худших – опускаться, и такой же обмен будет происходить между лигой претендентов и профи. А Кубок остается массовым ивентом, в котором могут участвовать на равных и профи, и претенденты, и новички. Это соревнование будет возможностью любого игрока и любой команды заявить о себе на всю страну.

– Победителей и призеров первого розыгрыша Кубка по киберспорту, кстати, уже можно заочно поздравить с присвоением спортивных званий?

– Да, мы ждем соответствующего приказа комитета по делам физической культуры и спорта, по выходу которого победители и серебряные призеры весеннего сезона получат звание мастеров спорта, а бронзовые призеры станут кандидатами в мастера спорта. В будущем мы бы хотели, конечно, еще и формировать сборные страны на основании результатов Кубка и серии Alaman, давать дополнительные возможности выхода на международную арену их победителям, но тут не все зависит только от нас...

– А от кого?

– В первую очередь, от организаторов международных ивентов: большинство из них требует проводить отборы на национальных уровнях под своей эгидой, отдельно от внутренних состязаний. Но мы надеемся, что в будущем эта система на международном уровне изменится: в следующем году наша сборная будет участвовать в Азиатских Играх, которые будут проходить в Китае в сентябре, в Ханчжоу, и там киберспорт уже официально будет включен в медальный зачет континентальных игр, уже есть подтверждающее письмо от Азиатского олимпийского комитета. Сейчас киберспорт очень близок к попаданию в число олимпийских дисциплин, и это вполне может за собой повлечь и изменения в процессах формирования состава участников международных ивентов.

– Вернемся на внутреннюю арену: Alaman, Кубок Республики Казахстан и студенческая киберлига – это полный набор турниров на текущий год внутри страны?

– Нет, этим летом мы планируем охватить еще и государственных служащих: у них есть традиционный кубок по различным видам спорта, и в его программу войдет турнир Qazaqstan Qyzmet Cyber Cup по дисциплине FIFA 21. Этот ивент пройдет в Нур-Султане 26 июня, в дальнейшем мы планируем проводить такие турниры раз в квартал, а их "фишками" сделать матчи открытия, в которых будут принимать участие известные в стране лица. Думаю, это поможет показать наших госслужащих с новой стороны, в качестве современных многогранных личностей, идущих в ногу со временем, использующих новые технологии и открытых новым глобальным тенденциям. Есть также планы провести такой же турнир между казахстанскими банками и, может быть, создать еще и банковскую киберлигу.

– А в части создания школьной лиги какие-то подвижки есть?

– Сейчас этот турнир на этапе становления – студенческий турнир было легче организовать, но мы хотим обкатать модель школьного турнира на частных учебных заведениях и прийти в министерство образования с готовым, апробированным на практике кейсом. С которым потом можно будет выйти и на государственные школы – но это точно займет не менее года. 

– При таком обилии турниров казахстанскому киберспорту пора выходить на телевидение…

– Вам ли не знать, что мы уже на нем присутствуем: Atameken Business Channel транслировал в прямом эфире все финалы первого розыгрыша Кубка Республики Казахстан в апреле, в конце мая на телевизионной платформе "Казахтелекома" TV+ вживую транслировались игровые дни турниров Alaman FastCup и Alaman Stream. У нас по стратегии развития федерации есть интеграция с ТВ, и мы рады, что Atameken Business Channel и "Казахтелеком" нас поддержали. Мы готовы предлагать телевидению не только трансляции наших турниров, но и иные продукты: стримы с известными киберспортсменами и экспертами, подкасты, обсуждение насущных проблем киберспортивной индустрии на форумах. У нас, кстати, до конца года пройдет два больших форума – и их материалы вполне могут послужить основой для подготовки такого контента. Мы за то, чтобы привлекать новую аудиторию, которая есть у телевидения, и популизировать киберспорт в расчете на то, что увеличиваться будет не только аудитория, но и количество участников наших турниров. 

– Росту участников турниров будет способствовать появление академии киберспорта – как в этой части обстоят дела у федерации?

– Онлайн-обучение мы проводили и проводим, но нам хотелось бы, конечно, перейти к оффлайн-формату, он эффективнее, тем более, что сейчас есть приложение Ashyq, позволяющее обеспечить безопасность участников оффлайн-проектов. Поэтому мы бы хотели для начала запустить на базе академии в Нур-Султане пилотный проект, нанять тренеров, прописать методологию, чтобы ребята могли оттачивать свои скилы. На первом этапе работать с игроками, потом открыть курсы для судей, для тренеров и для менеджеров – как командных менеджеров, так и турнирных. Для этого нужно утвердить методологии обучения с министерством образования и с курирующим нас комитетом физической культуры и спорта, чтобы работать серьезно и давать глубокие знания. Мы бы хотели начать этот процесс в Нур-Султане, а после того, как академия встанет на ноги здесь, начать открывать филиалы в областях, привлекая наши региональные представительства. Мы должны обкатать этот проект, может быть, наделать ошибок, увидеть их и исправить – а потом выходить в регионы с готовой оптимальной моделью. Так что ближайшие планы в этом направлении – это пилот в столице. 

Игорь Воротной


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
Самое интересное из мира спорта в нашем Telegram-канале Аtameken Business Sport
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться