Несколько месяцев не платили зарплату 300 сотрудникам Кызылординского филиала ОАО "Евро-Азиатская строительная корпорация ЕVRASCON". Только после вмешательства прокуратуры Тюлькубасского района, где компания строит горный тоннель, задолженность перед рабочими в 63,5 млн тенге удалось ликвидировать.
Причем, проводя мониторинг состояния законности на предприятии, представители надзорного органа выявили и другие нарушения трудового законодательства в отношении работников.
"По акту надзора инспекцией труда проведена проверка, в ходе которой подтвердились факты несвоевременной оплаты труда, несоблюдения продолжительности рабочего времени, отсутствия трудовых договоров с отдельными работниками, необеспечения спецодеждой, неправильной платы за работу с опасными условиями труда", – отметили в прокуратуре Тюлькубасского района.
За нарушение трудового законодательства уполномоченным органом вынесено соответствующее предписание, плюс к этому работодатель привлечен к административной ответственности и должен заплатить штраф на сумму 744 тыс. тенге.
В прокуратуре подчеркнули, это не первое нарушения КЗоТа со стороны стройкомпании. Во II квартале прошлого года при аналогичных обстоятельствах по акту надзора прокуратуры района выплачена задолженность в размере 41 млн тенге 350 работникам.
Что касается ОАО "Евро-Азиатская строительная корпорация ЕVRASCON" (бывшая Azerkorpu) – это стройкомпания из Азербаджана, которая специализируется на строительстве мостов, автодорог, гидротехнических сооружений, энергетических объектов, портов (принимала участие в строительстве порта Актау) и тоннелей.
В Тюлькубасском районе Туркестанской области Кызылординский филиал ЕVRASCON как раз строит тоннель и дорогу, причем является уже вторым подрядчиком, который берется за этот сложный проект. Тоннель длиной 840 метров между Таразом и Шымкентом, в районе перевала Шакпак-баба, должен был стать первым подземным проездом в стране еще несколько лет назад. Однако стройка продолжается по сей день, так как в 2017-м объект, который входит в проект строительства международного автобана Западная Европа – Западный Китай, пришлось заморозить. Иранская строительная компания АОЗТ "Дена Расхаз Констракшн", которая выиграла заказ на постройку участка дороги Тюлькубасский район – граница с Жамбылской областью, освоила лишь половину из предназначенных на проект 15 млрд и остановила стройку. Во-первых, из-за скачка курса валют, во-вторых, из-за того что в первоначальном проекте тоннеля не было, собирались сделать лишь выемку между гор. Однако иранцы сами предложили сделать на проблемном участке подземный проезд и даже разработали ПСД, но не уложились в сумму в тенге. Расчет был по 180 тенге за доллар, но после девальвации доллар вырос до 330 тенге, при этом кредиты и аренда техники у иранцев осталась в долларовом эквиваленте.
Контракт был расторгнут, и в январе 2018-го появился новый подрядчик – азербайджанский ЕVRASCON. Им требуется провести работы на оставшуюся сумму 8,44 млрд тенге.
Мира Бахытова, Туркестанская область