Иногда люди впадают в отчаяние. Его всегда сопровождает чувство бессилия – ощущение собственной неспособности изменить ситуацию.
С этим можно справиться, если не зацикливаться на единственной ценности, которая связана с отчаянием, рассказал на лекции в Москве известный австрийский психотерапевт, профессор НИУ ВШЭ Альфрид Лэнгле.
Когда властвует бессилие
На протяжении жизни человек может столкнуться с массой событий и ситуаций, которые способны ввергнуть его в состояние отчаяния: от относительно исправимых, как, например, пробки по дороге в аэропорт и невозможность успеть на рейс до критических – неутешительный диагноз, наводнение и разрушение дома, уход из жизни близкого человека и т.д.
«Когда у нас возникает чувство отчаяния, ему всегда сопутствует такое ощущение: здесь я больше ничего не могу сделать. В отчаянии мы всегда испытываем бессилие», – рассказал Альфрид Лэнгле. Комбинация бессилия с отчаянием делает отчаяние по последствиям схожим с психической травмой, когда человека выбрасывает из его внутренней закрепленности, и он не видит масштабную систему взаимосвязей, которой может довериться.
Отчаяние – это как бы предчувствие травмы, заметил психотерапевт. До тех пор, пока человек чувствует, что еще может что-то сделать и что-то ведет его к цели, отчаяние не приходит.
Надежда помогает
Противоположный полюс отчаяния – надежда. В надежде человек тоже может переживать нечто похожее на бессилие. Можно надеяться, например, на то, что близкий человек выздоровеет, но понимать, что все, что можно было сделать, сделано, и ничего уже не поможет. Однако это более разумная установка, чем находиться в полном отчаянии или сдаться. «Рядом с собственной немощью, вместо того, чтобы впадать в бессилие или летаргию, можно еще что-то делать, а именно – не отказываться от отношений с ценностью. При этом «делать» означает не внешнее давление, а внутреннюю установку», – пояснил Лэнгле.
Но отчаявшийся человек, как и надеющийся, находится в отношениях с ценностью. Он не отказался от нее, не сдался, но в отличие от надеющегося, пребывает в состоянии бессильного наблюдателя, он переживает «умирание» ценности. На этом фоне возникает страх и паника. Человек может чувствовать себя словно отданным жизни на растерзание, отметил лектор.
Найти новый смысл
Если беда все-таки случилась и надежды не оправдались, человек, тем не менее, в состоянии справиться с отчаянием и чувством бессилия. У бессилия, как и у отчаяния также есть противоположный полюс, который называется «мочь». «Мочь» имеет схожую структуру с бессилием. Оно, как и бессилие, зависит от обстоятельств, а также от возможностей и способностей человека.
Однако, чтобы «мочь» стало возможным, необходимо позволить ситуации быть и дать быть своим чувствам. Принятие в данном случае служит опорой для того, чтобы «мочь» что-то дальше, понимать, как можно жить и действовать, что можно изменить в существующей ситуации.
В ходе лекции Альфрид Лэнгле обратил внимание на труды своего учителя, знаменитого психотерапевта и писателя Виктора Франкла, который прошел через круги отчаяния и сумел выжить в концентрационных лагерях. Франкл говорил о том, что необходимо проводить дифференциацию между грустью и отчаянием. Отчаяние может наступать, когда происходит абсолютизация какой-либо ценности. Например, женщина хочет семью и детей, но у нее этого нет, и ей грустно. Но если ценность семьи превращается в единственную ценность жизни, может наступить состояние отчаяния.
Франкл считал, что необходимо не просто «мочь оставить», а «мочь отказаться». Когда человек не в состоянии отказаться и судорожно хватается за что-либо, есть риск абсолютизации ценности и наступления отчаяния. Преодолеть отчаяние, согласно Франклу, возможно также в контексте смысла – через жертву. Жертвовать в данном случае означает отдавать что-то ценное за еще большую ценность. Это могут быть, например, высшие духовные ценности, счастье близких, личностный и духовный рост.