DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 286,33 Brent 36,55
Рахим Ошакбаев: «У людей есть стимул уходить в тень»

Рахим Ошакбаев: «У людей есть стимул уходить в тень»

Эксперт призвал не душить МСБ и облегчить налоговое администрирование.

17 Март 2017 10:44 10569

Рахим Ошакбаев: «У людей есть стимул уходить в тень»

Автор:

Аскар Муминов

Фото: ortcom.kz

Несмотря на то, что в условиях кризиса, сокращения денежной массы и уменьшения количества субъектов МСБ для поддержки бизнеса необходимо снижать налоги, министерство национальной экономики, наоборот, планирует заметное увеличение фискальной нагрузки, отметил председатель попечительского совета центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев. Он представил исследование о ситуации в налоговой сфере РК в ходе саммита CFO в Алматы.

Г-н Ошакбаев заметил, что проект Налогового кодекса, разработанный министерством нацэкономики, не сулит бизнесу ничего хорошего, а главный его минус в том, что налогоплательщик продолжит нести правовые риски за действия его контрагентов.

Повышается нагрузка на фонд оплаты труда за счет отчислений на обязательное медицинское страхование, возрастет нагрузка не только на активное занятое население, но и на так называемых самозанятых.

«Зато по снижению налоговой нагрузки мы видим только предложение по отмене социального налога. Его хотят, как в России, разменять на повышение НДС с 12 до 16%. Такие разговоры сейчас ходят. Сейчас обсуждают снижение порога для режима по упрощенной декларации до 100 млн тенге. Пока он составляет 137 млн тенге. Однако это как раз стимулировало МСБ, так как не предусматривался налоговый учет расходов субъектов МСБ в пределах 137 млн тенге, они могли показывать доход, платить с него 3%. Теперь предлагается с 2020 года введение специального налогового режима по упрощенному порядку учета доходов и расходов. Причем именно налоговики, которые участвуют в рабочих группах, считают, что крайне важно вести тотальный учет расходов», - сказал Рахим Ошакбаев.

Бои с тенью
Эксперт заметил, что на 1 октября 2016 года количество действующих субъектов бизнеса сократилось на 104 тыс. единиц, выпуск упал на 6,9%, потеряно свыше 100 тыс. занятых людей. Однако объем налоговых поступлений вырос за год рекордными темпами на 1,1 трлн тенге, или на 23%. Ужесточение фискальной нагрузки идет через распределение планов по сбору налогов. На местах это приводит к тому, что по конкретному предприятию есть позиция того, сколько он должен выплатить налогов независимо от его финансовой ситуации, подчеркнул г-н Ошакбаев.

Эксперт считает, что в пользу роста налоговой нагрузки выступает снижение размера гарантированного трансферта из Нацфонда до 2 трлн тенге. Из дохода в бюджет выпадает порядка 900 млрд тенге. Таким образом, основным драйвером налоговой нагрузки, скорее всего, является рост расходов бюджета. По данным центра «Талап», расходы республиканского бюджета за 5 лет (2011-2016) выросли на 3,5 трлн тенге, или 69%. Резкий рост наблюдался в 2014 году (+18%, или 1,1 трлн) и в 2016 году (+21%, или 1,5 трлн). Несмотря на рост налоговых поступлений, их обеспечение расходов снизилось в 2 раза, с 91% в 2006 году до 45% в 2016 году. Расходы начали финансироваться за счет трансфертов (с 17 до 40%) и дефицита (с 3 до 10%). Бюджетная нагрузка в 2017 году вырастет до 22,5% ВВП, что, по словам спикера, является крайне тревожным фактом.

«Государство борется с теневой экономикой методом ужесточения. Мне же кажется, что ее высокая доля говорит о том, что в Казахстане текущие уровни ставок и платежей очень высокие. И, таким образом, у людей есть стимул уходить в тень. Поэтому для того, чтобы понижать данную статистику, по моему мнению, нужно снижать налоговую нагрузку и упрощать налоговое администрирование. Наши прогнозы улучшает тот факт, что цены на нефть выросли. Семь месяцев назад мы прогнозировали истощение за пять лет, сейчас нужно пересчитывать. В целом я хотел бы успокоить, что объем запасов у нас достаточно высок, причем выше, чем резервы, но тем не менее. В целом мы приходим к выводу, что пополнение госбюджета осуществляется с помощью налоговых нагрузок», - сказал Рахим Ошакбаев.

Рост спроса не трансформируется в экономический рост
Эксперт заметил, что концепцией проекта Налогового кодекса, разработанной МНЭ, основными проблемами определены потери бюджета по НДС и отсутствие учета доходов и расходов. Ключевые задачи, обозначенные МНЭ, – совершенствование механизмов взимания НДС; реформирование специального налогового режима (СНР), предусматривающее обязательное ведение налогового учета доходов и расходов; совершенствование взимания социального налога, в том числе с установлением максимально унифицированной базы обложения социальными платежами; определение особого порядка налогообложения самозанятых лиц; отмена неэффективных налоговых льгот; совершенствование системы налогообложения недропользователей; повышение ответственности за неуплату налогов.

Уже принят ряд предложений по повышению налоговой нагрузки на бизнес. Рахим Ошакбаев заметил, что, несмотря на падение нефтяных доходов, не происходит продекларированной оптимизации бюджетных расходов. Он убежден, что для покрытия бюджетных и внебюджетных расходов средства Нацфонда могут быть значительно истощены в течение 5 лет. В течение этого срока возможности Нацфонда для финансирования ненефтяного дефицита бюджета могут быть еще более сокращены, если средства будут использоваться для поддержки платежеспособности квазигоссектора и банков второго уровня. По его словам, наивысший мультипликативный эффект на ВВП РК имеют услуги «социального» характера. Причиной тому является более низкая зависимость от импорта – спрос удовлетворяется внутри страны, в том числе за счет сложности статистического учета. Таким образом, рост спроса не трансформируется в экономический рост из-за слабых межотраслевых связей.

«Последние 5 лет значительно выросли мультипликаторы финансовых и профессиональных услуг, строительства на экономику. Мультипликаторы сельского хозяйства, электроснабжения и прочих услуг снижались. Доля наемных работников в РК составляет 66% реального экономически активного населения, в то время как в странах ОЭСР в среднем 82%. Для достижения уровня стран ОЭСР численность наемных работников должна вырасти с текущих 6,4 до 8 млн человек к 2030 году – по 500 тыс. каждые 5 лет. За последние 10 лет в РК родилось рекордное количество детей – по 400 тыс. ежегодно. Население 0-9 лет равно 3,6 млн человек, что в 1,5 раза больше населения 10-19 лет. Это дополнительная нагрузка на экономику и систему образования», - заметил Рахим Ошакбаев.

Он считает, что при таких диспропорциях необходимо как можно быстрее сократить текущие расходы бюджета. Потенциал оптимизации составляет порядка 0,9 трлн тенге, считает эксперт. Этот эффект может быть достижим при условии снижения налоговой нагрузки на МСБ; перераспределении 0,2-0,4 трлн тенге на повышение заработной платы учителям до уровня средней заработной платы по экономике – 142 тыс. тенге, и путем модернизации педагогического образования.

Работа на повышение деловой активности
Вместе с тем планируемое уточнение республиканского бюджета на 2017 год предусматривает увеличение расходов до 11,2 трлн тенге (22,5% ВВП), или на 31% по сравнению с 2016 годом. Трансферты из Нацфонда в 2017 году увеличатся более чем в 1,5 раза относительно 2016 года и составят 4,4 трлн тенге. Дефицит республиканского бюджета в 2017 году увеличится на 0,8 трлн тенге по сравнению с 2016 годом и составит 1,5 трлн тенге, или 3,1% ВВП. Ненефтяной дефицит республиканского бюджета в 2017 году прогнозируется на уровне 12% ВВП. Значительный объем госрасходов не оказывает либо оказывает угнетающее влияние на экономический рост. 

«Существенное увеличение расходов на образование будет иметь как долгосрочный, так и краткосрочный положительный эффект на показатели экономического роста, а снижение налоговой нагрузки позволит увеличить доходы бюджета за счет роста деловой активности и выхода бизнеса из тени. Очевидно, что фискальное преимущество НДС нивелируется высокими издержками и правовыми рисками бизнеса. Оптимальным налоговым режимом для многих субъектов МСБ является упрощенная декларация с налогом с оборота без необходимости ведения учета расходов. В свою очередь снижение нагрузки на фонд оплаты труда позволит существенно стимулировать продуктивную занятость. Упрощение налогового администрирования и снижение правовых рисков может оказать более значительное влияние на деловую активность, чем формальное снижение налоговых ставок», - заключил эксперт.

Аскар Муминов

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Новая система госконтроля над бизнесом стартовала в стране

Переход от погони за наказанием предпринимателей на профилактику правонарушений будет идти под контролем Министерства национальной экономики.

25 Январь 2019 18:42 2609

Новая система госконтроля над бизнесом стартовала в стране

Фото: atameken.kz

Реформа системы госконтроля и надзора за субъектами предпринимательства должна привести к снижению количества требований проверяющих, срокам проверок, но самое главное – к смене ментальности контролирующих госорганов. Об этом в пятницу, 25 января, сообщил директор Департамента развития предпринимательства Министерства национальной экономики (МНЭ) Асланбек Джакупов.

«Если у нас 10 лет назад, притом что субъектов предпринимательства было 800 тысяч, количество проверок было порядка 400 тысяч, то по итогам 2018 года при количестве субъектов предпринимательства в 1,2 миллиона количество проверок снизилось до 81 тысячи, проверки сократились более чем в четыре раза. Государство стало меньше вмешиваться в предпринимательскую деятельность, меньше стало ее регулировать, – подчеркнул спикер. – Несмотря на снижение, сохранялась значительная нагрузка бизнеса, и причиной тому являются административные штрафы. Практически каждая проверка заканчивалась административным воздействием на предпринимателя. Но при этом следует отметить, что наложение штрафа не обеспечивало безопасность в указанных сферах, о чем свидетельствует статистика неблагоприятных происшествий».

Их число ежегодно варьируется на одном уровне, в пределах шести-семи тысяч, продолжает Джакупов, отмечая, что «проверяющий стремится прийти и проверить, при этом качество их работы зависит не от того, насколько безопасно, а от объемов штрафов и количества наказанных людей». Настроить «прицел» контролирующих госорганов призван внедряемый с начала текущего года институт профилактического контроля взамен выборочного.

«[Он] направлен на выстраивание партнерских отношений и призван повысить доверие к органам власти со стороны бизнеса. То есть сейчас целью контроля является не наказание предпринимателя, а с помощью консультирования помочь избежать совершения нарушений требования законодательства. Субъекту контроля будет дано определенное количество времени для устранения выявленных нарушений. А в случае их неустранения за госорганом сохраняется право повторной внеплановой проверки. Таким образом, надеемся, что данный институт станет реальным стимулом для добровольного соблюдения бизнесом требований законодательства. Позволит кардинально поменять ментальность сознания проверяющих, трансформируя его на менталитет обслуживания», – отметил представитель МНЭ.

В рамках реформы госнадзора будут оптимизированы сроки проверок по профилактическому контролю вдвое, с 30 до 15 дней; срок проведения внеплановых проверок сокращен в три раза, с 30 до 10 дней. Возможность продлевать проверки, которая ранее никак не регулировалась, теперь сокращена до одного раза, подчеркнул Джакупов.

Число требований со стороны госорганов к бизнесу также сократилось.

«В части санэпидблагополучия населения из 11,5 тысячи требований остались самые необходимые – 1,8 тысячи; в сфере пожарной безопасности было 3000 требований – они сокращены до 870. В сфере промышленной безопасности было порядка 10 тысяч требований – сокращены до 7,3 тысячи. При этом права потребителей будут защищены на соответствующем уровне. Речь не идет о тех требованиях, затрагивающих вопросы безопасности населения. Речь идет о дублирующих требованиях и тех, которые не несли правовой нагрузки для безопасности населения, но при этом проверялись», – подчеркнули в ведомстве.

Вишенкой на торте станет оптимизация штатной численности проверяющих. Уже сокращено свыше 600 единиц, и в рамках реформы предложено упразднить еще тысячу рабочих мест. На повестке сейчас качественная реализация проведенной реформы, добавил Джакупов.

«Сейчас МНЭ наделено функцией по защите прав предпринимателей. Данная компетенция дает нам право проверить любой госорган на предмет следующих трех составляющих. Первое – порядок проведения госконтроля в отношении предпринимателей. Тот или иной госорган, который проверяет предпринимателей, в отношении него МНЭ имеет право провести также контрольные мероприятия на предмет того, как этот госорган проверил предпринимателя с соответствующими мерами. Таким образом, не только субъекты подвергаются контролю на предмет соблюдения законодательства, а также сами госорганы», – подчеркнул директор департамента министерства.

Для нас, представителей бизнес-сообщества, важно, чтобы был нормальный бизнес-климат и нормальный барьер вхождения в ту или иную отрасль, акцентирует вице-президент Ассоциации предпринимателей по Карагандинской области Гульнар Курбанбаева.

«Если в 2014 году, когда мы начинали делать мониторинг госуслуг в части регулирования, это выдача разрешений, осуществление госконтроля, то уровень неблагоприятного и отрицательного отношения к этой работе со стороны госоргана составляет около 45-50% в разных регионах. Сейчас это менее одной трети. (…) Каждое третье обращение бизнесменов в Карагандинской области ранее было связано с недовольством проведения госконтроля в виде проверок. Сейчас если будет такое, то одна десятая в лучшем случае», – отмечает она.

При этом ослабление госконтроля позволяет бизнесу работать более спокойно, ровно и системно, не создавая рисков для потребителей, уверена Курбанбаева.

«Статистика сама показывает: количество самих выявленных нарушений не увеличивается в каких-то областях, санэпиднадзор, ветнадзор – оно остается на определенном уровне. В других сферах оно резко идет на снижение. Вопрос стоит не в том, что предприниматели не боятся проверок, они стараются найти правильное решение всех задач», – резюмировала вице-президент Бизнес-ассоциации Карагандинской области.

Султан Биманов

МНЭ предлагает пролонгировать параметры распределения пошлин в ЕАЭС

До конца этого года страны союза должны определиться, будет ли внедряться новая методика расчёта долей стран в распределении ввозных союзных пошлин.

16 Январь 2019 09:05 5421

МНЭ предлагает пролонгировать параметры распределения пошлин в ЕАЭС

Фото: primeminister.kz

Сегодня ввозные таможенные пошлины внутри Евразийского экономического союза (ЕАЭС) распределяются согласно утверждённым нормативам, и Министерство национальной экономики (МНЭ) Казахстана намерено продлить их действие до конца текущего года. Об этом на расширенном заседании профильного комитета сената по законопроекту «О ратификации протокола о внесении изменения в Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, подписанный 23 декабря 2014 года» во вторник, 15 января, сообщил вице-министр экономики Руслан Даленов.

«Сегодня пошлины распределяются по [утверждённым] нормативам. Они действуют с 2010 года, и настоящим [законопроектом] продлевается действие действующего норматива. До 31 декабря 2019 года. Просим поддержать», – обратился Даленов в своей речи к сенаторам.

При этом сильных изменений в части объёма таможенных сборов не ожидается, добавил вице-министр, отметив, что за прошлый год размер таких поступлений в казну Казахстана составил около 1,2 трлн тенге.

«В самом начале были опасения и споры по балансам, поскольку стандарты администрирования на кыргызском участке [периметра границы] вызывали вопросы со стороны стран Таможенного союза (ТС), а именно насколько правильно администрируется стоимость [ввозимых товаров]. Поскольку раньше в таможенном администрировании в Кыргызской Республике применялась весовая категория, а не стоимостная. Таможенники Кыргызстана перешли на администрирование по стандартам ЕврАзЭС по стоимости. Это для них новшество, и поэтому были вопросы, насколько правильно, дольше ли идёт растаможка, есть ли реэкспорт в наши страны и страны ТС и так далее. На сегодня всё унифицировано», – подчеркнул Даленов.

Однако пролонгация срока действия нормативов распределения ввозных пошлин до конца текущего года связана с необходимостью для стран-участниц определиться с тем, будут ли они сохраняться или необходима корректировка.

«Мы уже брали три года, чтобы выработать статистику. Страны [участницы ТС] продолжают уточнять методику, чтобы окончательно определиться. Решили, что одного года достаточно, и в течение года мы её выработаем. Чтобы понять, нужна ли нам новая методика [и насколько справедлива текущая], есть четыре способа подсчёта: первая – считать импорт из третьих стран в наши страны, умножаем на пошлины и выявляем пропорции; вторая – то же самое, только учитывается взаимный экспорт-импорт, который может происходить с нашими странами; третья – исходя из текущих поступлений столько и закрепить; четвёртая – нечто среднее между этими тремя», – пояснил abctv.kz вице-министр экономики Казахстана.

По итогам рассмотрения законопроекта замечаний со стороны сенаторов высказано не было. Члены рабочей группы комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству сената приняли решение вынести законопроект на рассмотрение расширенного заседания комитета.

Текущий норматив распределения союзных сумм ввозных пошлин между странами ЕАЭС установлен в следующих размерах: Армения – 1,22%, Беларусь – 4,56%, Казахстан – 7,055%, Кыргызстан – 1,9% и Россия – 85,265%. Стоит отметить, что доля России и Казахстана изменялась в сторону уменьшения в ходе присоединения к ЕАЭС Армении и Кыргызстана.

Султан Биманов

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: