Рашит Махат: «Пандемия выявила важность телеком-отрасли в глобальном масштабе»

Рашит Махат: «Пандемия выявила важность телеком-отрасли в глобальном масштабе»

11:14 01 Март 2021 17367

Рашит Махат: «Пандемия выявила важность телеком-отрасли в глобальном масштабе»

Автор:

Несмотря на возросший спрос на услуги телеком-операторов, пандемия коронавирусной инфекции сделала 2020 год переломным для любого бизнеса.

Совсем недавно АО «Кселл» объявило о результатах финансовой деятельности за прошедший год. О том, как мобильный оператор адаптировался к новым реалиям, редакции Inbusiness.kz рассказал член совета директоров, независимый директор Рашит Махат.

– Рашит, 2020 год стал трансформационным как для мировой экономики в целом, так и для телеком-отрасли в частности. О каких наиболее значимых переменах и нововведениях можно говорить в АО «Кселл»?

– Основным челленджем 2020 года не только в сфере телекоммуникаций, но и для всего бизнеса во всем мире, разумеется, стала пандемия COVID-19. Kcell встретила чрезвычайную ситуацию спокойно и достойно. Благодаря тому, что компания всегда придерживалась технологичных бизнес-процессов, мы сразу перестроили режим работы компании, максимальное количество сотрудников было переведено на удаленный режим, а все процессы переформатированы в соответствии с требованиями ситуации. Таким образом, компания не потеряла производительность и эффективность и, несмотря на возросшие в разы нагрузки на сети, смогла обеспечивать докарантинный уровень качества услуг. За 10 месяцев подобного режима работы мы можем уже уверенно говорить о том, что такая встряска помогла выявить те бизнес-процессы, которые требуют кардинальной корректировки. Безусловно, обнажились не только сильные, но и слабые моменты, которые помогли понять, куда нужно расти компании.

Если говорить о проектах, то одним из наиболее значимых за ушедший год, стал проект «250+», реализуемый «Кселл» совместно с другими сотовыми операторами. Его целью является достижение высокого уровня цифровизации всего населения Казахстана за счет предоставления доступа к широкополосному мобильному Интернету в сельских населенных пунктах, где проживает от 250 человек и более. Реализация «250+» стала возможна благодаря подключениям к оптоволоконным линиям связи, проложенным в сельской местности АО «Казахтелеком» в 2018-2020 годах.

В целом непростой для всех 2020 год показал, насколько эффективным оказалось совместное использование технологических возможностей «Казахтелекома» и Kcell. Успехи 2020-го главным образом обусловлены синергией двух компаний. Благодаря этому компания увеличила свободный денежный поток на 31,1%, до 28,7 млрд тенге. Показатели долгового портфеля также значительно улучшились, таким образом, компания получила возможность вкладывать дополнительные средства в капиталоемкие проекты.

Пандемия и глобальный карантин подтвердили критическую важность развития телекоммуникаций во всем мире, поскольку на этот период именно телекоммуникационная отрасль обеспечивает бесперебойной связью все жизненно важные сервисы, включая медицинские, образовательные, спасательные и прочие подобные.

– А если говорить о телеком-рынке в целом? Какие топ-5 глобальных перемен произошли на мировом рынке телекоммуникаций в целом и в Казахстане в частности?

– Телекоммуникационный рынок и в частности рынок мобильных операторов быстро трансформируются. Делается акцент на развитие новых конвергентных продуктов и услуг, расширяется список сопутствующих новых бизнесов. Операторы развивают услуги в области MFS (мобильные финансовые сервисы) Big Data, Private LTE, RPA (роботизация бизнес-процессов), OTT (метод предоставления видеоуслуг через Интернет).

Если раньше фокус операторов был сконцентрирован на увеличении монетизации путем улучшения качества покрытия и запуска новых тарифов, то в последние годы монетизация видится больше в управлении профилями клиентов, в глубинном понимании их поведенческих паттернов и в запуске умных платформенных и кросс-платформенных решений, способных управлять информацией, исходя из такого понимания. Стало нормальным управлять триггерами (ситуационными обращениями к клиентам) на основе интересов потребителей, их локации, истории обращений, социальных кругов и предпочтений.

Для абонентов это означает, что им будут предложены персонализированные новые продукты, в которых не будет ненужного и неинтересного функционала, что сэкономит и время, и деньги.

Кроме того, в фокусе внимания телеметрия и управление данными межмашинного взаимодействия в различных индустриях – не только в вертикалях нефти и газа, но и в ритейле, медицине, промышленности. Понятие телеметрии и раньше существовало, но было чем-то далеким, и операторы только делали первые попытки понять, как извлекать прибыль из данного направления и как его запускать в общем, опасаясь крупных инвестиций в данном направлении. В наши дни телеметрия является неотъемлемой частью бизнеса любого здравомыслящего оператора, а платформы массового управления телеметрическими учетными записями стали уже обыденностью, равно как и работа с аппаратными решениями со встроенными номерами. Это связано не только с увеличением пропускной способности, но и с накопленным коллективным опытом операторов и разработчиков по всему миру – данное время действительно можно назвать прорывным в части диверсификации услуг мобильных операторов и их навыков в направлениях, которые, на первый взгляд, не являются профильными.

– С какими проблемами столкнулся мобильный оператор и как это сказалось на финансовых показателях компании?

– Как я уже говорил ранее, основная проблема, с которой столкнулась Kcell, как весь мировой и локальный бизнес, – это пандемия COVID-19, но, несмотря на серьезные проблемы, связанные с пандемией COVID-19 и ее влиянием на экономические показатели как в Казахстане, так и во всем мире, по итогам 2020 года позитивная динамика улучшения ключевых финансовых показателей, сложившаяся еще в 2019 году, когда АО «Кселл» впервые за пять предыдущих лет добилось роста, компанией была сохранена, а по ряду показателей значительно улучшена. В первую очередь, это связано со вхождением сотового оператора в группу компаний АО «Казахтелеком» два года назад.

– Тогда еще немного о новшествах. 3 января вступил в должность новый СЕО. Сулит ли новое назначение существенные изменения в вопросы стратегического развития «Кселл»?

– Решение о назначении нового СЕО – Юрия Харламова – это эволюционный фактор и естественный корпоративный процесс. С переменой руководства компании АО «Кселл» не планирует радикальную смену стратегического курса. Высокий профессионализм и значительный опыт в телекоммуникационной отрасли Юрия Харламова дают совету директоров возможность надеяться на сохранение темпов развития, которые набрала компания за последние два года.

– В данный момент подавляющее большинство телеком-компаний и мобильных операторов по всему миру занимаются активным развитием такого направления бизнеса, как Big Data. Двигается ли «Кселл» в данном направлении?

– Направление больших данных развивается в Kcell уже довольно давно. Для внутренних задач большие данные уже используются достаточно широко. Модели предсказания оттока, кросс-продаж и повышения среднего чека используются в ежедневной деятельности компании. К примеру, в области планирования продаж, в особенности выездных продаж контрактных телефонов в зависимости от прогнозирования спроса и потребления трафика, планирование сетевого развития также моделируется на основе больших данных. Различные триггерные события в режиме реального времени используются в коммерческой деятельности компании, на постоянной основе ведутся таргетированные кампании по продвижению через цифровые каналы оператора.

Другим важным сегментом использования больших данных является монетизация данных. В 2020 году компания достигла значительных успехов в этом направлении. Список основных продуктов включает в себя использование данных геоаналитики, операторского скоринга и верификации абонентских данных, а также цифровых исследований и лидогенерации. Эти направления требуют обработки значительных объемов данных, которыми владеет Kcell, построения различных аналитических моделей, а также в ряде случаев реализации таргетированных коммуникаций с пользователями.

Кроме коммерческой выгоды, компания заняла активную позицию по вопросу развития рынка и защиты интересов сторон. С начала 2021 года мы поддержали инициативу о создании Национальной ассоциации Big Data Республики Казахстан и вошли в состав правления ассоциации. В рамках ассоциации мобильный оператор планирует вносить посильный вклад как в общее развитие данной стратегически важной отрасли в нашей стране, так и в формирование максимально комфортных условий для дальнейшего роста крупнейших генераторов больших данных.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

29265

Материалы по теме:

migracionnyj-ottok-v-kazahstan-snizilsya-na-46-5

chernoe-more-i-kitaj-ostayutsya-osnovnymi-eksportnymi-napravleniyami-kazahstanskoj-nefti

pizhamnyj-rezhim-kakie-zarplaty-poluchayut-udalenshiki-v-rk

razvitie-msb-po-novomu-chto-zhdet-biznes-kazahstana

kazahstancy-stali-bolshe-tratit-na-produkty

загрузка

×