Инициатива министерства национальной экономики РК о внесении изменений в проект Налогового кодекса, предполагающая обложение всех платежных операций НДС, вызвала бурю недовольства. В настоящее время перевод с карты на карту стоит 150 тенге, однако с введением налога на добавленную стоимость расходы казахстанцев возрастут, и переводы станут дороже на 12%. Об этом также заявлял и депутат Асхат Аймагамбетов, критикуя планы миннацэкономики РК. Несмотря на утверждения профильного министерства, что банки сами покроют эти расходы, Ирина Кушнарева, первый заместитель председателя совета Ассоциации финансистов Казахстана (АФК), в интервью inbusiness.kz высказывает совершенно противоположное мнение.
– Ирина Александровна, недавно стало известно, что государство будет облагать налогом доходы банков от переводных операций. Сейчас широко бытует мнение в обществе, что после введения в действие инициативы МНЭ в Налоговый кодекс может подорожать комиссия, например, с сегодняшних 150 тенге на 12%. И важный аспект – не возникнет ли сложностей с администрированием таких платежей?
Ирина Кушнарева
– Для более ясного понимания немного уточню: в проекте нового Налогового кодекса из статьи "Обороты по реализации финансовых операций, освобождаемые от налога на добавленную стоимость" исключены целый ряд банковских услуг, в том числе переводные операции. На практике это означает, что комиссии банков за переводные операции должны облагаться НДС. Так как НДС – это косвенный налог, который всегда и везде оплачивается покупателем товара или услуги, очевидно, что сумма налога будет оплачиваться клиентами банков. Нет никаких оснований ожидать, что НДС именно по банковским операциям может оплачиваться каким-то особенным образом. Поэтому простой ответ на вопрос – да, при принятии Налогового кодекса в такой редакции сумма комиссии должна быть увеличена на сумму НДС.
Вопрос администрирования в этом случае действительно очень важный, так как каждый час проходят миллионы операций, по которым по общему правилу должны оформляться налоговые документы. Реализация этой задачи, похоже, разработчиками проекта кодекса не рассматривалась.
В целом нужно сказать, что в международной практике, за исключением каких-то экзотических случаев выборочного налогообложения отдельных видов комиссий, финансовые услуги освобождены от НДС, поэтому методологически инициатива не проработана. Что касается экономической целесообразности, то, как я говорила, расходы на НДС будут нести клиенты. В случае юридических лиц с "исходящим НДС" еще возможно управление этими расходами, а для остальных юридических и всех физических лиц это прямой рост расходов на комиссии.
– Консультировалось ли правительство с банками касательно данных новелл? Есть ли у финансового сообщества консолидированное мнение на этот счет и каково оно?
– На протяжении всего периода предварительного обсуждения проекта кодекса с разработчиками и в более широких обсуждениях с заинтересованными сторонами мы говорили о том, что банковские услуги не должны облагаться НДС как в силу природы этих операций, так и в связи с экономической неэффективностью с точки зрения поступлений в бюджет от финсектора.
И, в принципе, не очень эффективно механическое исключение всех статей, предполагающих освобождение от налогообложения финансовых операций, так как далеко не все, что указано как исключение из налогообложения, являлось льготой для сектора. Несколько раз мы находили общее понимание, и эта инициатива снималась, тем не менее в действующей редакции проекта она возникла вновь. Надеемся продолжать обсуждения.
– Банки в Казахстане и мире на сегодня сильно зарегулированы. На Ваш взгляд, стоит ли "овчинка выделки"? Не нанесет ли эта новелла удар по инвестпривлекательности банков?
– Любые нестандартные с точки зрения международной практики предложения по ужесточению налогообложения и экономических условий для отдельного сектора экономики негативно влияют как на инвестиционную привлекательность этого сектора, так и на общую оценку экономической среды в стране. Особенно когда причиной такого ужесточения называется высокая прибыльность сектора. Два простых аргумента в нашем случае – во-первых, для роста капитализации сектора, а следовательно, его финансовой устойчивости, расширения кредитования экономики, безопасности средств вкладчиков, инвестиций в инновационные продукты, банки обязаны быть прибыльными, а во-вторых, рост прибыли сектора связан как с периодом высоких ставок в системе, так и с осмотрительной оценкой рисков, которая позволяет избежать значительных потерь при кредитовании и инвестициях. Можно сказать, что "наказание за успех" более высоким налогообложением прямо противоречит задаче по привлечению новых банков, в том числе иностранных, с целью повышения конкуренции на финансовом рынке.
– Какие альтернативные меры Вы бы предложили для решения проблемы бюджетного дефицита вместо повышения налогов на финансовые операции?
– Для устойчивого развития экономики и сокращения бюджетного дефицита необходимо улучшение общей среды и расширение налоговой базы, то есть сокращение теневой экономики, благоприятные условия для появления нового и роста действующего эффективного бизнеса, сокращение непродуктивных бюджетных расходов, в том числе, например, на субсидирование ставок, которое действует вопреки монетарной политике Национального банка, повышение доходов населения. Но это достаточно сложный и долгий путь, по которому нужно методично продвигаться. В то же время альтернативные решения "быстрых побед" дадут только краткосрочный результат, который не приведет к существенному улучшению ситуации. В частности, пример успешного развития банковского сектора и сохранение основных принципов налогообложения сектора, а главное, стабильности налогообложения, мог бы привести на рынок новых участников, а следовательно, новых налогоплательщиков, что дало бы больший, хотя и не мгновенный налоговый эффект как непосредственно через налоги, так и косвенный – через рост других секторов, получающих банковские услуги.
– Спасибо за интервью!
Напомним, ранее мы писали, что новый закон о банках усилит ответственное кредитование казахстанцев.