/img/tv1.svg
RU KZ
Расходы туристов из Китая в 2015 году больше ВВП Казахстана

Расходы туристов из Китая в 2015 году больше ВВП Казахстана

Турбизнес Казахстана призывают «воевать» за туристов из Поднебесной.

14:35 10 Октябрь 2016 5460

Расходы туристов из Китая в 2015 году больше ВВП Казахстана

Автор:

Клара Ларина

«Весь мир борется за китайского туриста. И мы тоже должны готовиться к этому и конкурировать», - такую задачу обозначил перед отечественным турбизнесом директор департамента индустрии туризма Министерства по инвестициям и развитию (МИР) Марат Игалиев на международном туристическом форуме «Ontustik Tourism-2016» в Шымкенте. Эту же мысль в более образной формулировке высказала глава Казахстанской туристской ассоциации Рашида Шайкенова: «Если раньше говорили – «хочу быть космонавтом», то сегодня – «хочу быть китайцем». Потому что китайские туристы сегодня являются желанными гостями для игроков туррынка в любой стране».

Причины объявления «охоты» на китайских туристов Марат Игалиев объяснил сугубо экономическими аргументами – путешественники из Поднебесной больше других тратят деньги за рубежом: «В 2015 году китайцы совершили 4 млрд. поездок, рост по сравнению с предыдущим годом составил 13 %. Китайские туристы потратили в прошлом году 215 млрд долларов на шопинг и авиабилеты. Это сопоставимо с ВВП целого государства, в частности, Вьетнама (ВВП Казахстана в 2015 году около 130 млрд долларов – прим. ред.) И такой рост идет с каждым годом».

Следующими по очередности в числе наиболее вероятных потенциальных клиентов, по словам Игалиева, идут немецкие туристы и туристы королевства Великобритании. Пока для Казахстана основным партнером является Российская Федерация. Количество россиян, посетивших в прошлом году страну, показало небывалый рост - 3 млн туристов. В числе положительных тенденций он также называл появление туристов из стран, ранее не посещавших Казахстан, - из Испании, Японии, Аргентины.

Профильное ведомство связывает эти изменения с произошедшим смещением предпочтений на мировом туррынке – с неспокойной ситуацией в Европе в связи с терактами и наплывом беженцев. В 2015 году предпочтение потребителей сместилось в сторону Юго-Восточной Азии, стран Тихоокеанского региона. И этим моментом, как он считает, Казахстан должен обязательно воспользоваться. В том числе предлагая продукты по самому популярному и востребованному направлению – Великий Шелковый путь, которым очень интересуются китайцы. Это особенно актуально в преддверии главных событий Казахстана в 2017 году – ЭКСПО и Универсиады.

В свою очередь госорганы Казахстана должны способствовать решению одного из проблемных вопросов - облегчению визового режима для иностранцев, заверил директор департамента МИР. «В 2015 году Казахстан ввел безвизовый режим для граждан 19 стран. В 2017 году это число увеличится, как мы рассчитываем, до 48 стран. Кроме того, будет идти работа по введению электронных виз, упрощению регистрации иностранных граждан, возможности ее проведения по Интернету в отелях», - сказал он.

Потенциальная возможность расширения географии и объемов въездного туризма, в частности, акцента на Китай, в то же время диктует обеспечение достойного уровня услуг, подчеркнул Игалиев. «Те же китайские туристы очень требовательны во всем, в том числе в мелочах. Поэтому нужно предусмотреть и обеспечить все необходимые составляющие для их полноценного и комфортного пребывания в нашей стране. Это и наличие надписей, табличек и указателей на китайском языке, гидов и переводчиков, включение в рацион блюд национальной кухни и т.д. Все эти моменты туроператоры должны учесть. До сих пор есть проблемы с широким информированием о Казахстане в странах с хорошим потенциалом выезжающих туристов», - сказал директор департамента МИР.

«Находясь в ситуации ожидания большого наплыва иностранных гостей на ЭКСПО, мы должны направить все усилия для обеспечения двух самых главных вещей для туриста – безопасности и удобства», - отметила в свою очередь глава Казахстанской туристской ассоциации Рашида Шайкенова.

Клара Ларина, Шымкент

Внутренний туризм в Казахстане должен стать приоритетом

Закрытие границ подтолкнуло казахстанцев к отдыху внутри страны.

09 Октябрь 2020 10:12 3317

Фото: atameken.kz

В ходе встречи председатель президиума НПП РК «Атамекен» Тимур Кулибаев и председатель комитета туристской отрасли Павел Казанцев обсудили основные векторы деятельности отрасли – консолидацию предпринимателей туррынка в регионах, возможности и проблемы в создании и развитии привлекательных казахстанских турпродуктов, а также необходимые меры поддержки отрасли в период пандемии.

Как отметил председатель комитета Павел Казанцев:

«В этом году туризм – одна из наиболее пострадавших отраслей. Серьезно пострадали отели, ресторанный бизнес, пассажирские перевозки, экскурсионная деятельность. Детские лагеря в этом году не приняли ни одной смены. В целом у туроператоров и турагентов доходность снизилась на 70%, в местах размещения – на 80%. В разных регионах картина конкуренции отличалась в лучшую или худшую сторону из-за влияния региональных факторов, наличия или отсутствия строгих ограничительных мер».

По предложению НПП и отраслевого сообщества большинство из мер государственной поддержки, оказанной пострадавшим отраслям, были доступны субъектам туристского бизнеса (налоговые, финансовые меры, приостановление проверок). Однако предложения по разовой выплате в 1000 МРП для лагерей и субсидированию коммунальных расходов для субъектов туррынка поддержки не нашли.

Закрытие границ подтолкнуло казахстанцев к отдыху внутри страны. Большинство выезжало в ближайшие к городам природные места отдыха, нацпарки и курортные зоны.

«Сложилась удивительная картина по резкому росту серого рынка. Из-за локдаунов выходного дня туроператоры, которые возят организованные группы туристов, не имели возможности работать, но самостоятельные туристы и нелегальные организаторы туров выходного дня продолжали ездить, при этом не неся никакой ответственности за свое пребывание и уборку мусора за собой. Всем известны варварские последствия на озере Кобейтуз, оставленные приезжающими «дикарями». За один сезон «розовое озеро» из живописного места превратилось в объект разграбления и мусорную свалку. Ряд привлекательных объектов посещения и мест отдыха были переполнены туристами и оказались замусоренными. У данной проблемы несколько аспектов – это и невысокая культура самих туристов, и низкая организация бизнес-процессов, сбора и вывоза мусора с объектов», – отметил руководитель отраслевого комитета Павел Казанцев.

Глава «Атамекена» подчеркнул важность цивилизованного развития сферы туризма и гостеприимства, обязательно учитывая хрупкость природы и экологические аспекты этого вопроса.

Также он отметил важную роль государственных законодательных и исполнительных органов в развитии инфраструктуры и поддержке деловой инициативы в сфере туризма и гостеприимства. Он привел в пример опыт Турции, где государство выбрало либеральную экономическую политику с акцентом на развитие частного сектора.

В 1990-е годы министерство культуры и туризма Турции определило перспективные районы по всей стране, государственные средства направлялись на развитие инфраструктуры: строительство автомобильных и железных дорог, отелей, открытие курсов гидов и школ гостеприимства.

А потенциальным инвесторам предоставлялись крайне привлекательные стимулы – бесплатная аренда земли под строительство, кредиты под возведение объектов с низкими процентными ставками, льготные тарифы на электричество, воду и газ, освобождение от ряда налогов и пошлин. В результате создана огромная отрасль, которая сегодня вносит солидный вклад в ВВП страны.

Председатель комитета туристской отрасли Павел Казанцев заострил внимание на необходимости создания привлекательного турпродукта:

«У нас есть, что показать, из чего создавать турпродукт, нужно понять, какие объекты и маршруты имеются на сегодняшний день, где не хватает элементов инфраструктуры или человеческих ресурсов. Первичная инвентаризация уже была проведена «Атамекеном», теперь совместно с «Казахтуризмом», МИО и региональными палатами нужно продолжить эту работу и более точечно определить необходимые меры по благоустройству и стандартизации объектов и маршрутов».

Отчет о проведении инвентаризации получил положительную оценку главы «Атамекена».

«В Казахстане есть все предпосылки для создания разнообразного турпродукта – имеются курортные зоны с прекрасными ландшафтами (Мангистау, Туркестан, Восточный Казахстан и т. д.). Для улучшения качества турпродукта, безусловно, нужно изучать международный опыт и мировые стандарты, но это нужно делать, опираясь на ключевые рынки для Казахстана”, – отметил Тимур Кулибаев.

Для повышения интереса к путешествиям среди детей и молодежи, воспитания бережного отношения к природе, экологической культуры и культуры в целом необходим специфичный турпродукт. Им может стать обновленный формат деятельности музеев, поездок и экскурсий («живые уроки», геймификация и т. п.).

Кроме того, многие популярные казахстанские места отдыха тесно связаны с народными легендами, сказками и преданиями, которые также могут быть оформлены соответствующим образом для детей разных возрастов.

Чтобы повысить престиж ремесленничества и качество продукции, необходимо обучать специалистов на базе колледжей, открывать центры ремесла, возрождать идею худсоветов при центрах, создавать площадки для реализации продукции, помогать в коммерциализации.

Председатель президиума НПП поручил направить в министерство культуры и спорта РК письмо с предложениями по открытию новых специальностей для подготовки ремесленников, определению перечня наиболее популярных и востребованных изделий на базе художественных советов, а также по согласованию перечня и содержания легенд для последующего выпуска сборника с современными иллюстрациями.

В заключение он отметил необходимость изучения потребности в кадрах для туриндустрии и смежных отраслей и внедрение международных стандартов образования.

«Нужно составить карту колледжей, понять специализацию, где и кого готовят, и потребность туррынка с учетом специфики регионов. В Азербайджане, например, регулярно организуются учебные курсы по сервису еды и напитков, по гостиничному управлению, проводимые специалистами, приглашенными из-за границы», – сказал Тимур Кулибаев.

Также, по мнению главы «Атамекена», очень важно консолидировать турбизнес в регионах, объединять всех участников рынка вокруг ключевых игроков, усиливать роль региональных ассоциаций. Это позволит более эффективно доводить информацию о потребностях предпринимателей из регионов до центральных госорганов.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

В рейтинге самых популярных среди туристов стран Казахстан занял 70-е место из 73

Объем услуг гостиниц и прочих мест размещения в период пандемии упал почти вдвое, как и число обслуженных посетителей.

07 Октябрь 2020 12:16 2432

В рейтинге лучших стран мира для путешествий и приключений, согласно данным ежегодного издания US News & World Report, в 2020 году Казахстан занял 70-е место из 73 стран. Увы, обошел Казахстан в этом рейтинге только Катар, Оман и Саудовскую Аравию. В прошлом году наша страна занимала 72-е место среди 80 стран, сообщает портал energyprom.kz.

Рейтинг популярности страны у туристов и любителей путешествий основывается на пяти категориях: веселье и развлечения, дружелюбие, приятный климат, живописность и сексуальность. Лучшие результаты Казахстана – по дружелюбию (10,7 балла из 100) и живописности (10,4 балла из 100), а наименьший результат – по приятности климата (1,4 балла из 100).

Пандемия коронавируса и последующее закрытие в период карантина границ, как внешних, так и внутренних, привели к снижению количества туристов. Объем услуг, оказанных местами размещения, такими как гостиницы, мотели, кемпинги, туристские базы, гостевые дома, дома отдыха, пансионаты и т. д., за первое полугодие 2020 года составил лишь 28 млрд тг – в 1,8 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года (ИФО – 53,4%).

При этом в целом за 2019 год объем услуг в секторе достигал 120,5 млрд тг, увеличившись в сравнении с предыдущим годом на 15,9% (ИФО – 112,6%).

Наибольший объем услуг, оказанных местами размещения, приходится на Алматы (8,3 млрд тг) и Нур-Султан (5,8 млрд тг). Совокупная доля обеих столиц составляет более половины от РК. Следом идут Акмолинская и Атырауская области (по 1,9 млрд тг).

За январь-июнь 2020 года местами размещения было обслужено 1,4 млн посетителей – в 1,8 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года. По количеству обслуженных посетителей лидируют Алматы (353,2 тыс. человек) и Нур-Султан (191,7 тыс. человек), а также Восточно-Казахстанская область (134,8 тыс. человек).

По категориям мест размещения наибольшее сокращение числа посетителей приходится на наиболее бюджетные гостиницы с одной звездой: сразу в 10,8 раза, до 1,6 тыс. человек.

В 3,6 раза сократилось число посетителей трехзвездных гостиниц, до 83,6 тыс. человек, и почти в два раза – пятизвездных гостиниц, до 159,1 тыс. человек. В гостиницах без категорий было размещено 806,7 тыс. человек – минус 39% за год.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!