"Разрешение на строительство в Актобе обошлось нам в 20 раз дороже и в 10 раз дольше, чем в Грузии"

12938

Голландская Food Ventures, несмотря на проблемы, всё же строит первый в Казахстане тепличный комплекс пятого поколения.

"Разрешение на строительство в Актобе обошлось нам в 20 раз дороже и в 10 раз дольше, чем в Грузии"

Главный исполнительный директор Food Ventures и по совместительству менеджер по строительству тепличного комплекса Green Capital Kazakhstan, Дирк Алевен, в интервью abctv.kz рассказал о новом проекте, реализуемом в Актобе, а также о проблемах, с которыми столкнулась компания на начальном этапе, и почему объект нельзя ввести в эксплуатацию сразу в полном объёме, хотя инвестиции позволяют это сделать.

– Г-н Алевен, чем вас привлёк Казахстан?

– В последнее время в Казахстане бурно развивается агропромышленный комплекс, и это нам интересно. Наша страна – второй по величине экспортёр продовольствия в мире после Соединённых Штатов. Поэтому мы заинтересованы в сотрудничестве в сфере АПК и хотим внедрять современные технологии в этот сектор. В Голландии очень высокотехнологичные тепличные комплексы, которые мы хотим строить в Казахстане.

– Расскажите о своём проекте строительства теплицы Green Capital Kazakhstan.

– До Актобе мы подобные проекты реализовывали в Грузии и Украине. Наша компания выбрала именно эти страны, потому что рядом находились рынки сбыта. Традиционно раньше Голландия была поставщиком сельхозпродукции в Россию. После ввода санкций со стороны США и ЕС против Российской Федерации мы поняли, насколько это болезненно отразится на нашем бизнесе. Понятно, что каждая независимая страна хочет иметь свою независимую цепочку поставки продуктов питания. Грузия, Украина и Казахстан – это страны – импортёры сельхозпродукции, особенно в зимнее время. Два года назад наша компания начала поиск партнёров в Казахстане. Когда мы пришли в Актобе, то были намерены соинвестировать свои средства совместно с местными партнёрами.

– Столкнулись ли вы с какими-либо проблемами, продвигая свой бизнес в Казахстане, а именно в Актобе?

– И в Украине, и в Грузии ряд проблем такой же, как и в Казахстане. Но если бы Казахстан провёл хотя бы часть реформ, прошедших в Грузии, страна могла бы стать членом ОСЭР в течение пяти лет. Для получения разрешения на строительство тепличного хозяйства в Грузии потребовалось 14 дней и пять тысяч евро. В Актюбинской области Казахстана – пять месяцев и 100 тысяч евро. В 10 раз дольше и в 20 раз дороже.

– Сейчас в Казахстане существует проектный офис Protecting Business and Investments, который создан для защиты инвесторов от коррупции. Туда обращались?

– Да, мы обратились в проектный офис и в областной акимат. И только после этого всё сдвинулось с места. Если бы этого обращения не было, то мы так бы и находились на нулевом уровне. Не только наша Food Ventures столкнулась с такой проблемой, но и многие другие компании. Мы тогда не знали, что существует проектный офис Protecting Business and Investments. Теперь же в ходе реализации проекта мы получили значительную поддержку местных властей, в частности в вопросах подведения автомобильной дороги и газоснабжения.  

– С какими партнёрами вы реализуете проект?  

– Это казахстанская компания Silk Road Agriculture growth Fund. Проект финансируется корпорацией "КазАгро" и венгерским Эксимбанком. В строительство Green Capital Kazakhstan также и голландская Food Ventures вложит 20 миллионов евро (50 процентов от стоимости проекта).

На сегодня в строительство теплицы инвестировано уже около 20 миллионов евро, в следующем году планируется вложить ещё около 10 миллионов евро.

– Вы же будете и управляющей компанией?

– Приобрести технологию может любой заказчик. Но, поверьте, это не самое главное. Отличие нашей компании от других – это управление тепличным хозяйством. То есть мы и инвестируем, и управляем. Наша компания имеет опыт менеджмента в части управления рисками.

– Что будет представлять собой тепличный комплекс?

– Под его строительство, которое уже ведётся, выделен земельный участок 57 гектаров. 20 гектаров отводится непосредственно под производственные площади. На первом этапе в марте-апреле 2019 года будет введена в эксплуатацию секция на площади пять гектаров. Затем ещё три секции по пять гектаров каждая. Проблем с инвестициями нет. Но если ввести в эксплуатацию сразу все 20 гектаров, то возникнет проблема найма сотрудников.

– То есть нанять рабочих – это проблема?

– В тепличном комплексе Green Capital Kazakhstan будут работать по проекту 200 человек. Но их трудно найти. Есть вопросы к среднему техническому образованию. Ведь не каждому человеку нужен академический диплом. Ему необходимо хорошее технологическое образование. Поэтому в теплицах работают специалисты из Украины, Грузии и так далее. А могли бы эти рабочие места занять местные казахстанские специалисты. Знаете, у нас в Голландии квалифицированный рабочий очень ценится.

– В Казахстане уже есть ваши комплексы?

– Это наш первый проект на территории вашей страны. Актюбинская область привлекает нас дешёвым газом, хорошим климатом и близостью к России. Важно то, что применяемая здесь высокая технология тепличного комплекса является самой последней моделью – пятым поколением в данной отрасли. В Голландии лишь одна теплица работает по этой системе.

– Насколько в Нидерландах развито тепличное хозяйство?

– В Голландии тепличные комплексы занимают площадь свыше шести тысяч гектаров. Население Нидерландов практически сопоставимо с населением Казахстана – там проживают более 17 млн человек. Однако территория королевства в 65 раз меньше нашей страны. Благодаря современным технологиям Нидерланды полностью обеспечивают себя сельскохозяйственной продукцией. Голландский АПК производит её в пять раз больше, чем потребляет. То есть 80 процентов уходит на экспорт: Германия, Великобритания, другие страны. До санкций одним из крупных импортёров была Россия.

В бизнесе важно быть конкурентоспособным и высокотехнологичным. В нашей маленькой стране таковым является АПК. Владельцы теплиц получают большие урожаи. Это стимулирует или даже вынуждает предпринимателей выходить на внешние рынки. Всё вполне логично.

– Сколько жителей Нидерландов задействовано в АПК?

– Четыре-пять процентов от экономически активного населения.

– В Казахстане проблемы перепроизводства тех же томатов пока нет. Скорее даже существует фактор дефицита в зимнее время.

– Знаете, я заметил, что в вашей стране владельцы теплиц при урожайности 50 процентов от возможной имеют очень большую прибыль. Они очень хорошо живут с такой маржей. Здесь ещё не пришли к такой ситуации, когда при низкой прибыльности и высокой конкуренции придётся думать об эффективности и увеличении урожайности. Многие считают, что получать 40 килограммов томатов с одного квадратного метра – это очень хороший результат. Но на самом деле урожайность можно довести до 80 килограммов с квадратного метра.

Семён Данилов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться