Аким Алматы Бауыржан Байбек считает сферу туризма одним из основных драйверов дальнейшего развития города. Об этом он сообщил в ходе III ежегодной конференции предпринимателей, прошедшей в Алматы 27 марта.
В рамках конференции тема развития туризма, а также такие сопряженные с ней вопросы, как развитие инфраструктуры, архитектурный облик города Алматы и вовлеченность бизнеса в эту область, поднимались довольно часто. И неизменно г-н Байбек реагировал остро и эмоционально, демонстрируя крайнюю озабоченность имеющимися проблемами.
Одним из связанных с туризмом направлений развития города является становление экспортно ориентированного производства. По словам акима, увеличение туристической привлекательности Алматы уже приносит плоды в данном направлении: "Только за год я сам лично провел 150 встреч с иностранными инвесторами и делегациями. Где-то "выстреливает", где-то не получается, но в целом информация идет. Я вижу, что все, кто к нам приезжает, начинают уже более глубоко интересоваться нашей историей, традициями и культурой. Об этом пласте практически никто ничего не знал", – сообщил градоначальник.
По словам г-на Байбека, каждый второй иностранный турист, приезжающий в Казахстан, посещает Алматы. Однако общее число зарубежных гостей, прибывающих в южную столицу, не особо велико – менее 500 тыс. человек в год. В качестве сравнения аким города привел статистику по Кыргызстану, который, по его словам, посещают порядка 2 млн иностранцев. По словам г-на Байбека, ежегодное переманивание из Кыргызстана около 200-300 тыс. туристов даст хороший импульс развитию туризма Алматы.
Ставку аким предлагает сделать на этнотуризм – "то, что нельзя найти на Западе". Помимо выгодного географического расположения города, как он считает, в пользу решения иностранца купить билет в город яблок должен сыграть проведенный ребрендинг Алматы.
Не преминул аким упомянуть и прошедшую в феврале этого года 28-ю Всемирную зимнюю Универсиаду.
"Очень много об этом говорилось. Универсиада – это очень важный и нужный проект. Во-первых, наша молодежь совершенно изменилась. Мы почувствовали себя по-другому. Благодаря Универсиаде изменился облик города, вы знаете. Те деньги, которые уходят в центр, изымаются из местного бюджета, вернулись к нам в виде инвестиций. Мы построили уникальные объекты, которые работают на благо города. Когда проходят большие мероприятия, мы сами чувствуем, как энергетика города меняется. Вы же знаете, в повседневной жизни накапливается какая-то рутина, негатив, а когда проходят большие мероприятия, мы видим, как все это выплескивается. На самом деле, мы сами не ожидали, что будет такой большой интерес к Универсиаде", – сказал г-н Байбек, добавив, что мероприятие дало сильный толчок развитию Алатауского района, в котором была создана мощная инфраструктура, построены дороги и социальные объекты.
Ранее г-н Байбек уже говорил, что строительство объектов Универсиады обеспечило работой более 1550 субъектов МСБ с созданием более 30 тыс. рабочих мест в строительных и других отраслях, а сумма выплаченных налогов составила более 9,2 млрд тенге.
Еще одним драйвером развития туризма в Алматы аким города обозначил проведенный в рамках Универсиады фестиваль скидок Almaty Sales Festival. Напомним, более 200 участвовавших в нем торговых объектов предоставляли на свои товары скидки в размере до 80%. И акимат города планирует продолжить эту практику в будущем по аналогии с европейскими странами. По словам г-на Байбека, в некоторых городах Европы проведение подобных сезонных скидок дважды в год упорядочено на законодательном уровне. И, что особо важно, это даст стимул развитию не только иностранного, но и внутреннего туризма.
"Потенциал просто огромный. Мы с коллегами обсуждали, что 25 лет все наши туристические фирмы в основном работают только на выезд. То есть мы сами не понимали ценности нашей страны, ее возможности. Сегодня мы должны перестроиться", – призвал градоначальник.
Словом, перспективы развития туризма г-н Байбек расписал в довольно ярких красках. А вот о проблемах этой сферы подробно поведала Юлия Якупбаева, заместитель председателя правления НПП РК "Атамекен". Начала она с неутешительной статистики: "Туризм в мире занимает 10% мирового ВВП. Что у нас в Казахстане? Всего лишь 1,6% вклад туризма в ВВП, отрицательное сальдо туристское (-0,4 млрд долларов), то есть в основном люди все равно продолжают выезжать, несмотря на девальвацию".
Г-жа Якупбаева также отметила, что туристы приезжают в Казахстан в деловых и профессиональных целях. По ее словам, несмотря на то, что определенные сдвиги в сторону улучшения ситуации все же имеются, пока Казахстан занимает лишь 85-е место среди 141 страны мира в Индексе конкурентоспособности сектора туризма и путешествий (Travel and Tourism Competitiveness Index), рассчитываемом каждые два года аналитической группой Всемирного экономического форума.
"Также очень тревожный индикатор – это заполняемость наших гостиниц. Всего лишь в среднем 23,5%", – продолжила зампредправления НПП.
В качестве решения данной проблемы г-жа Якупбаева предложила следующую меру: создать для местных исполнительных органов KPI "Повышение заполняемости мест размещения до 50%". По ее словам, данное предложение было выдвинуто участниками рынка.
Однако аким города воспринял такую идею в штыки.
"Если акимат еще будет ходить, загружать [гостиницы] людьми, тогда зачем нам бизнес? Каждый должен заниматься своим делом", – заявил Бауыржан Байбек. Он добавил, что работа акимата заключается в создании выгодных условий для ведения бизнеса, но именно на плечи предпринимателей ложится ответственность за улучшение сервиса. Но де-факто заниматься этим приходится опять же акимату.
"Мы туризм поддерживаем, условия создаем, ребрендинг города делаем, мероприятия большие президент проводит, инфраструктуру создаем, работаем. Мы элементарно гостиницы просим: "Айналайын, шторы поменяй у себя, скатерти поменяй!" Он [предприниматель] сам должен это делать, тот же аэропорт – он сам должен сервис повышать. Акимат занимается тем, что должен делать сам бизнес", – посетовал г-н Байбек.
Г-жа Якупбаева на это высказала мнение, что все предложения надо рассмотреть в комплексе, а к низкому уровню сервиса присовокупила также недостаточное количество квалифицированных кадров. Решить данные проблемы, по мнению НПП, можно с помощью реализации мер, изложенных в Дорожной карте развития туризма, разработанной в прошлом году. Аналогичные карты предлагается сформировать и для других регионов. Также была озвучена необходимость стимулировать открытие школ гостеприимства, в том числе с участием международных сетей.
Для борьбы с существующей проблемой слабой освещенности объектов туристского притяжения, как внутри страны, так и за границей, в Национальной палате предпринимателей предлагают создавать национальные и региональные офисы по туризму в рамках передачи государственных функций, а также учредить координирующий орган, который бы продвигал бренд страны за рубежом.
Среди других проблем, тормозящих развитие туризма в Казахстане, г-жа Якупбаева выделила большое количество административных барьеров и несовершенств законодательства, для устранения которых уже действует рабочая группа при первом заместителе премьер-министра Аскаре Мамине, и высокую стоимость турпродуктов в сравнении с соседними странами.
"Москвичи сегодня говорят, что дешевле слетать в Европу, чем прилететь в Казахстан. Мы считаем, что необходимо системно снижать себестоимость турпродуктов, в том числе за счет открытия чартерных рейсов, запуска лоукостеров, находить системные пути снижения стоимости авиа- и ж.-д. билетов", – сообщила Юлия Якупбаева.
В целом зампредправления НПП РК отметила, что в Казахстане туризм недооценен, и в перспективе эта отрасль может стать одной из основных генераций рабочих мест и занятости. Очень высок, по ее словам, потенциал именно Алматы.
"В окрестностях есть пять национальных парков, два объекта ЮНЕСКО. 19% от общего количества посетителей по стране приезжают именно в Алматы. Поэтому мы считаем, что, в принципе, здесь практически все виды туризма можно развивать. В этой связи очень активно бизнес-сообщество города", – резюмировала г-жа Якупбаева.
В заключение напомним, что в октябре прошлого года на развитие туризма Алматы акиматом города и АО "Фонд развития предпринимательства "Даму" на паритетной основе было выделено 2 млрд тенге. Данные средства через банки второго уровня будут направлены на финансирование предпринимателей по программе "Алматы Туризм" со ставкой кредитования 8,5% годовых и сроком кредитования до 84 месяцев.
Элина Гринштейн