Развитие туризма как панацея для Алматы

11312

Аким Алматы рассказал, почему его план развития туризма должен спасти мегаполис.

Развитие туризма как панацея для Алматы

Аким Алматы Бауыржан Байбек считает сферу туризма одним из основных драйверов дальнейшего развития города. Об этом он сообщил в ходе III ежегодной конференции предпринимателей, прошедшей в Алматы 27 марта.

В рамках конференции тема развития туризма, а также такие сопряженные с ней вопросы, как развитие инфраструктуры, архитектурный облик города Алматы и вовлеченность бизнеса в эту область, поднимались довольно часто. И неизменно г-н Байбек реагировал остро и эмоционально, демонстрируя крайнюю озабоченность имеющимися проблемами.

Одним из связанных с туризмом направлений развития города является становление экспортно ориентированного производства. По словам акима, увеличение туристической привлекательности Алматы уже приносит плоды в данном направлении: "Только за год я сам лично провел 150 встреч с иностранными инвесторами и делегациями. Где-то "выстреливает", где-то не получается, но в целом информация идет. Я вижу, что все, кто к нам приезжает, начинают уже более глубоко интересоваться нашей историей, традициями и культурой. Об этом пласте практически никто ничего не знал", – сообщил градоначальник.

По словам г-на Байбека, каждый второй иностранный турист, приезжающий в Казахстан, посещает Алматы. Однако общее число зарубежных гостей, прибывающих в южную столицу, не особо велико – менее 500 тыс. человек в год. В качестве сравнения аким города привел статистику по Кыргызстану, который, по его словам, посещают порядка 2 млн иностранцев. По словам г-на Байбека, ежегодное переманивание из Кыргызстана около 200-300 тыс. туристов даст хороший импульс развитию туризма Алматы.

Ставку аким предлагает сделать на этнотуризм – "то, что нельзя найти на Западе". Помимо выгодного географического расположения города, как он считает, в пользу решения иностранца купить билет в город яблок должен сыграть проведенный ребрендинг Алматы.

Не преминул аким упомянуть и прошедшую в феврале этого года 28-ю Всемирную зимнюю Универсиаду.

"Очень много об этом говорилось. Универсиада – это очень важный и нужный проект. Во-первых, наша молодежь совершенно изменилась. Мы почувствовали себя по-другому. Благодаря Универсиаде изменился облик города, вы знаете. Те деньги, которые уходят в центр, изымаются из местного бюджета, вернулись к нам в виде инвестиций. Мы построили уникальные объекты, которые работают на благо города. Когда проходят большие мероприятия, мы сами чувствуем, как энергетика города меняется. Вы же знаете, в повседневной жизни накапливается какая-то рутина, негатив, а когда проходят большие мероприятия, мы видим, как все это выплескивается. На самом деле, мы сами не ожидали, что будет такой большой интерес к Универсиаде", – сказал г-н Байбек, добавив, что мероприятие дало сильный толчок развитию Алатауского района, в котором была создана мощная инфраструктура, построены дороги и социальные объекты.

Ранее г-н Байбек уже говорил, что строительство объектов Универсиады обеспечило работой более 1550 субъектов МСБ с созданием более 30 тыс. рабочих мест в строительных и других отраслях, а сумма выплаченных налогов составила более 9,2 млрд тенге.

Еще одним драйвером развития туризма в Алматы аким города обозначил проведенный в рамках Универсиады фестиваль скидок Almaty Sales Festival. Напомним, более 200 участвовавших в нем торговых объектов предоставляли на свои товары скидки в размере до 80%. И акимат города планирует продолжить эту практику в будущем по аналогии с европейскими странами. По словам г-на Байбека, в некоторых городах Европы проведение подобных сезонных скидок дважды в год упорядочено на законодательном уровне. И, что особо важно, это даст стимул развитию не только иностранного, но и внутреннего туризма.

"Потенциал просто огромный. Мы с коллегами обсуждали, что 25 лет все наши туристические фирмы в основном работают только на выезд. То есть мы сами не понимали ценности нашей страны, ее возможности. Сегодня мы должны перестроиться", – призвал градоначальник.

Словом, перспективы развития туризма г-н Байбек расписал в довольно ярких красках. А вот о проблемах этой сферы подробно поведала Юлия Якупбаева, заместитель председателя правления НПП РК "Атамекен". Начала она с неутешительной статистики: "Туризм в мире занимает 10% мирового ВВП. Что у нас в Казахстане? Всего лишь 1,6% вклад туризма в ВВП, отрицательное сальдо туристское (-0,4 млрд долларов), то есть в основном люди все равно продолжают выезжать, несмотря на девальвацию".

Г-жа Якупбаева также отметила, что туристы приезжают в Казахстан в деловых и профессиональных целях. По ее словам, несмотря на то, что определенные сдвиги в сторону улучшения ситуации все же имеются, пока Казахстан занимает лишь 85-е место среди 141 страны мира в Индексе конкурентоспособности сектора туризма и путешествий (Travel and Tourism Competitiveness Index), рассчитываемом каждые два года аналитической группой Всемирного экономического форума.

"Также очень тревожный индикатор – это заполняемость наших гостиниц. Всего лишь в среднем 23,5%", – продолжила зампредправления НПП.

В качестве решения данной проблемы г-жа Якупбаева предложила следующую меру: создать для местных исполнительных органов KPI "Повышение заполняемости мест размещения до 50%". По ее словам, данное предложение было выдвинуто участниками рынка.

Однако аким города воспринял такую идею в штыки.

"Если акимат еще будет ходить, загружать [гостиницы] людьми, тогда зачем нам бизнес? Каждый должен заниматься своим делом", – заявил Бауыржан Байбек. Он добавил, что работа акимата заключается в создании выгодных условий для ведения бизнеса, но именно на плечи предпринимателей ложится ответственность за улучшение сервиса. Но де-факто заниматься этим приходится опять же акимату.

"Мы туризм поддерживаем, условия создаем, ребрендинг города делаем, мероприятия большие президент проводит, инфраструктуру создаем, работаем. Мы элементарно гостиницы просим: "Айналайын, шторы поменяй у себя, скатерти поменяй!" Он [предприниматель] сам должен это делать, тот же аэропорт – он сам должен сервис повышать. Акимат занимается тем, что должен делать сам бизнес", – посетовал г-н Байбек.

Г-жа Якупбаева на это высказала мнение, что все предложения надо рассмотреть в комплексе, а к низкому уровню сервиса присовокупила также недостаточное количество квалифицированных кадров. Решить данные проблемы, по мнению НПП, можно с помощью реализации мер, изложенных в Дорожной карте развития туризма, разработанной в прошлом году. Аналогичные карты предлагается сформировать и для других регионов. Также была озвучена необходимость стимулировать открытие школ гостеприимства, в том числе с участием международных сетей.

Для борьбы с существующей проблемой слабой освещенности объектов туристского притяжения, как внутри страны, так и за границей, в Национальной палате предпринимателей предлагают создавать национальные и региональные офисы по туризму в рамках передачи государственных функций, а также учредить координирующий орган, который бы продвигал бренд страны за рубежом.

Среди других проблем, тормозящих развитие туризма в Казахстане, г-жа Якупбаева выделила большое количество административных барьеров и несовершенств законодательства, для устранения которых уже действует рабочая группа при первом заместителе премьер-министра Аскаре Мамине, и высокую стоимость турпродуктов в сравнении с соседними странами.

"Москвичи сегодня говорят, что дешевле слетать в Европу, чем прилететь в Казахстан. Мы считаем, что необходимо системно снижать себестоимость турпродуктов, в том числе за счет открытия чартерных рейсов, запуска лоукостеров, находить системные пути снижения стоимости авиа- и ж.-д. билетов", – сообщила Юлия Якупбаева.

В целом зампредправления НПП РК отметила, что в Казахстане туризм недооценен, и в перспективе эта отрасль может стать одной из основных генераций рабочих мест и занятости. Очень высок, по ее словам, потенциал именно Алматы.

"В окрестностях есть пять национальных парков, два объекта ЮНЕСКО. 19% от общего количества посетителей по стране приезжают именно в Алматы. Поэтому мы считаем, что, в принципе, здесь практически все виды туризма можно развивать. В этой связи очень активно бизнес-сообщество города", – резюмировала г-жа Якупбаева.

В заключение напомним, что в октябре прошлого года на развитие туризма Алматы акиматом города и АО "Фонд развития предпринимательства "Даму" на паритетной основе было выделено 2 млрд тенге. Данные средства через банки второго уровня будут направлены на финансирование предпринимателей по программе "Алматы Туризм" со ставкой кредитования 8,5% годовых и сроком кредитования до 84 месяцев.

Элина Гринштейн

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться