Включить в Концепцию правовой политики Республики Казахстан до 2030 года расширение полномочий судов присяжных предложил на онлайн-обсуждении вопросов уголовного правосудия адвокат Данияр Канафин, передает inbusiness.kz.
"Меня удручает, что до сих пор такой важный институт обеспечения уголовного правосудия, как суд с участием присяжных, продолжает оставаться у нас в продавленном, недоразвитом состоянии. До настоящего момента весьма ограничен круг составов, из которых один всего лишь рабочий – убийство при отягчающих обстоятельствах, становятся предметом для рассмотрения с участием суда присяжных. Да, с 2023 года предусмотрено расширение подсудности суда присяжных за счет тяжких преступлений. Я боюсь, что это слишком отдаленная перспектива. Во-вторых, к тому времени этот институт зачахнет окончательно. Хотя он мог бы стать в некотором смысле панацей для решения проблем, накопившихся в нашем уголовном правосудии", – считает адвокат.
Также он отметил отсутствие надлежащей независимости судебной власти. Получение судьями своих полномочий из рук исполнительной власти в какой-то степени ставит их в зависимость от исполнительной власти, с одной стороны. С другой стороны, наличие самой судебной системы иногда явных и скрытых механизмов, понуждение судей следованию некой навязанной сверху практики не позволяет судьям проявлять свою процессуальную свободу в достаточной степени, полагает Данияр Канафин.
"Оно навязывает в некоторой степени определенный алгоритм. Заявления мои основаны на довольно многочисленных публикациях в социальных сетях. К примеру, в "Фейсбуке" бывшие или действующие судьи жалуются на власть председателей судов, на существующую систему контроля за их деятельностью. Это прямо свидетельствует о том, что подлинной, независимой судебной власти в нашей стране мы не имеем. Если судьи обладают такой независимостью, то она довольно ограничена. Применительно к уголовному процессу, один из способов решения этой проблемы состоит в расширении полномочий суда присяжных и создании англосаксонской, то есть классической, модели суда присяжных, согласно которой присяжные решают вопрос факта без участия в этом обсуждении профессионального судьи", – сказал адвокат.
Также он заявил о необходимости расширения надлежащего обеспечения полномочий защитников.
"В отношении адвокатов есть некие серые зоны, в которых они вынуждены пребывать, и границы, которые они довольно ясно осознают. Так, например, решение о статусе адвоката у нас возможно двумя путями. Первый – когда вопрос нарушения, якобы совершенного адвокатом, просматривается дисциплинарной комиссией территориальной коллегии адвокатов. Затем, если адвокат с этим не согласен, пересматривается в дисциплинарной комиссии адвокатуры, и уже далее соответствующая коллегия адвокатов обращается в министерство юстиции с просьбой о подаче иска об отзыве лицензии. Существует параллельная процедура, при которой министерство юстиции по своей инициативе без учета дисциплинарного мнения адвокатуры может обратиться в суд с иском о лишении лицензии адвоката. К сожалению, в истории нашей адвокатуры имели место случаи, когда адвокаты утрачивали свою лицензию и далеко не все представители адвокатского сообщества с такими действиями в отношении этих адвокатов были согласны. Независимость адвокатуры предполагает ее полноценное, а не декоративное участие в решении вопроса о привлечении к ответственности своих членов. Особенно когда речь идет о лишении права на профессию, то есть исключении, изгнании из этой профессии", – отметил спикер.
По его словам, данная процедура должна быть унифицирована.
Неприемлемой и аморальной он назвал ситуацию, когда не исключается возможность вербовки адвоката в качестве лица, сотрудничающего на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. В законе должен быть прямой запрет на это, считает Данияр Канафин.
"Адвокат никогда, ни при каких обстоятельствах не должен становиться агентом оперативных подразделений. Это не соответствует его статусу, назначению и функциям", – заключил он.
Открытое экспертное обсуждение было организовано Центром исследования правовой политики при финансовой поддержке Фонда Сорос-Казахстан.
Карина Алимова
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!