DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 282,93 Brent 36,55
Реализаторы ГСМ не готовы платить за качество

Реализаторы ГСМ не готовы платить за качество

Новые требования по установке приборов контроля качества товара обойдутся слишком дорого их бизнесу.

28 Февраль 2017 20:58 6183

Реализаторы ГСМ не готовы платить за качество

Автор:

Ольга Ушакова

Для установки контрольных приборов учета (КПУ) на каждую автозаправку предприниматели должны потратить около 4,7 млн тенге, на каждую нефтебазу – до 250 млн тенге. Это, в свою очередь, не может не вызвать роста цен на ГСМ.

Об этом руководители предприятий розничной продажи, владельцы автозаправочных станций написали в письмах, адресованных казахстанской топливной ассоциации, акимату Восточно-Казахстанской области, областным палате предпринимателей и партии «Нур Отан». Авторы уверяют, что для многих предприятий малого и среднего бизнеса расходы на установку и эксплуатацию КПУ превысят годовую прибыль в несколько раз.

«Установку КПУ инициировало министерство финансов РК для того, чтобы иметь контроль над оборотом нефтепродуктов и исключить его теневой оборот. Однако если есть теневой оборот, то он является чисто криминальным и отчитываться о своей «работе» все равно не будет. Получается, вся нагрузка ляжет на плечи добросовестных предпринимателей, - резюмируют подписанты. -  Оценка экономической эффективности решения по установке КПУ нигде не озвучена».

Письмо подписали более 20 предприятий, торгующих горюче-смазочными материалами на территории ВКО, причем часть из них находится не в областном центре Усть-Каменогорске, а в отдаленных районах Восточного Казахстана.

Нет ясности
Подписанты в самом начале письма отмечают, что с 1 января 2018 года третий пункт статьи 19 Закона РК «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» обяжет предпринимателей реализовать нефтепродукты только с обязательным использованием контрольных приборов учета. Сейчас работу на рынке ГСМ регулируют «Правила и требования по оснащению резервуаров производственных объектов производителей нефтепродуктов, баз нефтепродуктов и автозаправочных станций (кроме автозаправочных станций передвижного типа) контрольными приборами учета». Документ утвердил Минфин РК 16 марта 2016 года.

По словам авторов письма, эти правила не внесли полной ясности в технологию установки и последующей работы с КПУ. Нет всеобъемлющего технического регламента. Существует вероятность, что предприниматели затратят огромные средства и установят контрольные приборы учета, а их потом обяжут устанавливать КПУ нового образца.

Комментируя письмо в общественные организации, один из подписантов, представитель ТОО «ШТИФ» Сергей Федоров, отметил, что законодательство обязывает устанавливать КПУ отдельно на технологических трубопроводах и товарных резервуарах. В этом случае у фискальных органов возникают вопросы по поводу несовпадения замеров. Но не объясняется, как будут вести учет потерь в трубопроводах при перемещении и замене марки нефтепродуктов из резервуаров и в резервуары по всему резервуарному парку, при замерзании зимой летнего дизтоплива?

«Нефтебазы и АЗС будут постоянно завалены уведомлениями о нарушениях от налоговых органов по камеральному контролю», - добавил он.

Предприниматели рассказывают, что около 70% действующих нефтебаз в Восточном Казахстане построили в советское время. Они, по их словам, не подлежат реконструкции и техническому перевооружению, особенно в отдаленных районах. Многие нефтебазы спроектированы для получения нефтепродуктов только посредством автомобильного транспорта из-за отсутствия собственных железнодорожных тупиков. В большинстве случаев, утверждает г-н Федоров, это значит, что они работают на грани рентабельности.

Большая зачистка
В письме бизнесмены обращают внимание общественников и на такую деталь, что установка КПУ потребует одновременной зачистки всех резервуаров от остатков нефтепродуктов. Причем степень очистки должна быть высокой, чтобы выполнить сварочные работы. Это приведет к остановке работы нефтебаз и АЗС в самое горячее летнее время, нефтебазам придется не закупать товар и, следовательно, не иметь доходов, потребует дополнительных финансовых расходов на проведение самой зачистки и списание мертвых остатков в резервуарах, а также на проведение сварочных и монтажных работ, вскрытие асфальта и тому подобное.

Но главная проблема, считают предприниматели из ВКО, связана с дороговизной оборудования.

«По предварительным сметам, оснащение одной АЗС обходится в 4,5-4,7 млн тенге, - пишут они. - Одной нефтебазы вместимостью от 5 до 10 тыс. тонн – в среднем, около 250 млн тенге. При этом, чем больше маленьких резервуаров – тем дороже. Для бесперебойного функционирования КПУ потребуется перекалибровка резервуаров, смена импортного программного обеспечения, всей системы учета, создание систем передачи данных в режиме реального времени, причем в условиях нашего резко континентального климата. Само техобслуживание КПУ тоже очень дорогое, а значит, нам нужно будет принять на работу людей дополнительно».

Как отметили предприниматели, банки второго уровня кредиты под покупку и установку КПУ давать отказываются, вопросы с субсидированием их покупки и установки не решены. По их мнению, в открытую лоббируются интересы компаний-поставщиков импортных контрольных приборов учета и крупных казахстанских операторов рынка ГСМ.

«За установку КПУ активно выступают производители и установщики оборудования. Это же огромный фронт их работы! Крупные корпорации типа «КМГ», «Гелиос» могут поддерживать установку КПУ, так как это наверняка выдавит с рынка многих конкурентов. Однако ни в одном отдаленном районе ВКО нет заправок «Казмунайгаза» и других крупных операторов – им это экономически невыгодно, - прокомментировали свое письмо корреспонденту abctv.kz предприниматели. -  Если мелких владельцев АЗС обяжут установить контрольные приборы учета, то они закроют свои объекты, а населенные пункты на ближайшие 100-200 и более километров останутся без бензина и дизельного топлива. Не будет автозаправок в таких отдаленных районах ВКО, как Курчумский, Катон-Карагайский, Зайсанский, и других».

Тем временем, по их словам, сейчас уже есть налаженная система учета нефтепродуктов.  Предприниматели просят решить вопрос об изменении требований действующего законодательства по установке КПУ на нефтебазах и заправочных станциях или перенести на длительный период срок, обеспечив в дальнейшем возможность покупки приборов учета и программного обеспечения к ним по приемлемым ценам. На их взгляд, есть необходимость в субсидировании со стороны государства либо обеспечении КПУ за счет бюджетных средств.

«Нелегальный оборот ГСМ необходимо пресекать другими способами», - заключают предприниматели.

В восточно-казахстанском филиале партии «Нур Отан» и палате предпринимателей отметили, что отправили письмо предпринимателей из ВКО в Минфин, Минэнерго, министерство регионального развития РК, национальную палату предпринимателей «Атамекен». 

В свою очередь, старший юрист казахстанской топливной ассоциации   Жаксылык Жанкалов сообщил, что на основе письма из ВКО они подготовили свое обращение в администрацию президента и правительство.

«Мы эту проблему знаем, она давно появилась, - рассказал Жаксылык Жанкалов. - Сейчас с учетом письма предпринимателей мы просим исключить требования по установке КПУ в связи с тем, что есть поручения президента страны Нурсултана Абишевича Назарбаева о снижении нагрузки на бизнес.  На днях мы отправим это письмо адресатам».

Отметим, что это письмо участников рынка в адрес правительства не первое, несколько регионов Казахстана также приняли в этом участие.

Напомним, на законодательном уровне уже решено, что в 2017–2018 годах все реализаторы ГСМ должны будут установить дополнительное оборудование (КПУ) для контроля качества продаваемого топлива. В частности, первыми в этом году должны быть оснащены оптовые склады, затем – сами розничные сети. 

В мае прошлого года в разговоре с корреспондентом abctv.kz на вопрос, как это скажется на рынке и его игроках, генеральный директор «Газпромнефть-Казахстан» Марат Малатаев отметил: «Это решение принято на законодательном уровне, а закон нужно исполнять. Сложно будет не только мелким игрокам рынка, но и крупным компаниям. Ведь дополнительное оборудование требует значительных инвестиций».

Ольга Ушакова, ВКО

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Киргизским покупателям интересен казахстанский бензин со скидкой

При его стоимости за тонну на 40-60 долларов дешевле российского.

29 Март 2019 14:51 5839

Киргизским покупателям интересен казахстанский бензин со скидкой

Фото: Максим Морозов

В этом году Казахстан, долгое время испытывавший дефицит светлых нефтепродуктов и получивший наконец профицит на рынке, готовится экспортировать бензин – как за пределы ЕАЭС, так и внутри союза, в частности в Кыргызстан. Процесс согласования поправок в соглашение о поставках нефти и нефтепродуктов между Казахстаном и Россией, дающее Казахстану возможность экспортировать бензин за пределы ЕАЭС, начался в октябре прошлого года. Со стороны Казахстана протокол ратифицирован главой государства, со стороны России – Советом Федерации Федерального собрания (поправки согласованы вчера, 27 марта), и это приближает финальную стадию подписания этого документа. Вместе с тем начало поставок из Казахстана в Кыргызстан ожидалось еще в конце прошлого года, однако пока соглашение между странами не подписано. И это, по мнению эксперта, прокомментировавшего вопрос для inbusiness.kz, дает основание полагать, что за пределы Евразийского экономического союза экспорт казахстанского бензина может начаться раньше, чем в соседнюю страну.

Производство и импорт встали на путь баланса

3 октября 2018 года правительства Казахстана и России подписали протокол о внесении изменений в соглашение между двумя странами в области поставок нефти и нефтепродуктов от 2010 года. 2 марта этого года Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон, ратифицирующий указанный протокол. Верхняя палата российского парламента, как отмечалось выше, одобрила поправки 27 марта.

Как пояснили в Минэнерго, протокол должен пройти процедуру ратификации в Казахстане и в России, после чего стороны подпишут межведомственный протокол и Казахстан сможет начать экспорт высокооктанового бензина.

В середине февраля министр энергетики РК Канат Бозумбаев говорил о том, что, согласно планам ведомства, на казахстанских НПЗ будет переработано 17,2 млн тонн сырой нефти, в том числе на трех крупных заводах – 16,2 млн тонн. Будет получено около 4 млн тонн бензина и примерно такой же объем дизельного топлива. Таким образом, внутренняя потребность в бензине, дизтопливе, авиакеросине, битуме и мазуте будет полностью закрыта, и при указанном объеме переработки профицит бензина составит 500-650 тыс. тонн.

В пресс-службе Министерства энергетики в ответе на запрос inbusiness.kz сообщили, что запланировано экспортировать 500 тыс. тонн высокооктанового бензина, экспорт дизельного топлива в 2019 году не планируется. Конкретные объемы будут зависеть от внутреннего потребления, поскольку обеспечение внутреннего рынка – первоочередная задача.

Напомним, казахстанские нефтеперерабатывающие заводы работают по давальческой схеме: они перерабатывают сырье, поставляемое его владельцами, и отгружают полученное топливо им. Цены на нефтепродукты и направления отгрузки определяют сами владельцы нефтепродуктов.

С осени 2018 года по настоящее время производство бензина на НПЗ Казахстана превышает внутреннюю потребность. Ранее, как известно, страна имела большую зависимость от импорта, прежде всего российского, примерно на треть рынок был заполнен топливом, завезенным из соседней страны, и этот объем превышал 1 млн тонн.

Профицит на рынке обеспечен увеличением производства на заводах. За последние три года, по данным, предоставленным каждым заводом, на Павлодарском нефтехимическом заводе (ПНХЗ) объем выпуска бензина марки Аи-92 вырос с 996,6 тыс. до 1,27 млн тонн, на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе (АНПЗ) – с 509,6 тыс. до 1 млн тонн, на Шымкентском нефтеперерабатывающем заводе (ПКОП) – с 629,3 тыс. до 1,26 млн тонн.

Подробнее данные о переработке нефти и объемах выпуска топлива за три последних года приведены в таблицах.

Переработка нефти и производство нефтепродуктов в 2016-2018 годах на ПНХЗ

По данным ПНХЗ

Переработка нефти и производство нефтепродуктов в 2016-2018 годах на АНПЗ

По данным АНПЗ

Переработка нефти и производство нефтепродуктов в 2016-2018 годах на ПКОП

По данным ПКОП

Вместе с тем объемы импорта снижаются: в 2018 году из России было завезено в 2,5 раза меньше ГСМ, чем в 2017 и 2016 годах. В цифрах это выглядит следующим образом: по итогам прошлого года в Казахстан было завезено 415,7 тыс. тонн бензина, тогда как в 2017 году объем составил 1,098 млн тонн, в 2016-м – 1,121 млн тонн. Это данные Минэнерго.

По импорту дизтоплива ведомство приводит такую статистику: в 2018 году в страну было завезено 420,6 тыс. тонн, в 2017-м – 646,1 тыс. тонн, в 2016 году – 623,9 тыс. тонн дизельного топлива, произведенного в России. Объемы импорта авиационного топлива изменились следующим образом: в 2018 году они составляли 242,1 тыс. тонн, в 2017 году – 304,1 тыс. тонн, в 2016 году – 255,2 тыс. тонн.

Отметим, что в февральском докладе главы профильного ведомства указывалось, что объем переработки нефти в Казахстане вырос на 8,6% по сравнению с 2017 годом и составил 16,4 млн тонн (с учетом производства «Конденсат» и CASPI BITUM). В этом году планируется переработать 17,2 млн тонн, что на 5% больше 2018 года. Объем производства основных видов нефтепродуктов (авиакеросин, дизельное топливо, бензин, мазут) в 2018 году вырос на 9,4% к 2017 году. План текущего года – 12,2 млн тонн, с ростом от уровня 2018 года на 5%.

«КМГ»: поставки будут осуществляться напрямую

«КазМунайГаз» сможет экспортировать порядка 100 тыс. тонн бензина в 2019 году – такова информация по состоянию на 7 марта, предоставленная в департаменте по связям с общественностью национальной компании. В ответе на запрос inbusiness.kz также указывалось, что конкретных договоренностей с потенциальными покупателями у компании пока нет, поскольку процедура ратификации протокола, позволяющего экспортировать, еще не завершена.

Поставлять светлые нефтепродукты «КазМунайГаз» планирует в страны ближнего и дальнего зарубежья в зависимости от конъюнктуры рынка и экономической целесообразности поставок. Экономической целесообразностью поставок будет определяться и выбор покупателя. При этом «реализация нефтепродуктов («КМГ». – Ред.) будет осуществляться по рыночным ценам согласно действующим котировкам соответствующего экспортного направления».

Отвечая на вопрос о том, интересно ли «КМГ» экспортировать бензин в Кыргызстан и Узбекистан, в департаменте по связям с общественностью компании отметили: «АО «НК «КазМунайГаз» заинтересовано в экспорте бензина по всем направлениям. Объемы поставок будут устанавливаться уполномоченными органами сторон согласно индикативным балансам производства и потребления».

При этом если «КМГ» будет экспортировать бензин в Кыргызстан и Узбекистан, то «поставки будут осуществляться напрямую, без привлечения российских компаний».

«На сегодняшний день создание каких-либо совместных предприятий не планируется», – подчеркнули в «КМГ».

Чем привлекательно казахстанское топливо

Для того чтобы поставки из Казахстана в Кыргызстан стали возможными, парламенты двух стран должны ратифицировать межправительственное соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов. О том, что идет процесс обсуждения этого вопроса сторонами, казахстанское профильное министерство говорит как минимум с осени прошлого года.

Комментируя для inbusiness.kz тему экспорта бензина из Казахстана в соседние страны, в частности в Кыргызстан, вице-президент по Каспийскому региону и Центральной Азии глобального агентства Argus Тимур Ильясов называет рынок Кыргызстана, а также рынки Узбекистана, Афганистана и Таджикистана наиболее привлекательными. По его словам, потребление в Кыргызстане по моторному топливу оценивается на уровне 1 млн тонн в год, в Таджикистане также на уровне 1 млн тонн в год, рынок Узбекистана – это около 3 млн тонн и Афганистана – 4 млн тонн моторного топлива в год.

Вместе с тем сейчас рынок Кыргызстана более чем на 90% зависит от поставок топлива из России. Узбекистан импортирует – также из России – газойль для переработки на двух своих НПЗ.

«Теоретически казахстанские поставщики вполне могут зайти на рынок Кыргызстана. Не думаю, что Казахстан будет поставлять весь свободный объем топлива – 500-650 тыс. тонн, о которых говорит министерство, – на рынок этой страны», – комментирует эксперт возможности выхода Казахстана на рынок, который на 90% заполнен продукцией из России.

Из казахстанских заводов ближе всех к Узбекистану и Кыргызстану располагается Шымкентский НПЗ. По данным собеседника, железнодорожный тариф от этого завода до станции Луговая на границе Казахстана и Кыргызстана составляет примерно 20 долларов на тонну, в то время как железнодорожный тариф из России до этой станции значительно выше – 75-80 долларов на тонну.

«С Атырауского НПЗ, вероятнее всего, поставки будут осуществляться в западном направлении, что, естественно, связано с расположением предприятия. В южном направлении экспортировать удобнее с шымкентского завода», – считает аналитик. Однако, по его словам, все зависит от конъюнктуры рынка: если цены в Кыргызстане и Узбекистане окажутся более выгодными по сравнению с ценами при поставках в западном направлении, то экспорт на юг возможен со всех трех заводов.

«Направление поставок регулируется рынком: где цена и маржинальность выше, туда и будет экспортироваться топливо. Например, сейчас цены на топливо, произведенное на Шымкентском НПЗ, примерно сопоставимы с ценами в Кыргызстане: 420 долларов за тонну стоит шымкентский бензин марки Аи-92, 440-470 долларов за тонну – на границе с Кыргызстаном. И в начале апреля, по словам участников рынка, ожидается повышение цен российскими поставщиками на 30 долларов за тонну. Но в ноябре был период, когда тонна Аи-92 стоила на 150 долларов больше, чем в Кыргызстане, и ситуация может повториться», – рассказывает Тимур Ильясов.

Продолжая тему конкуренции между казахстанскими и российскими поставщиками на рынке Кыргызстана, эксперт высказывает мнение, что киргизские покупатели готовы были бы приобретать казахстанский бензин при условии, что он будет дешевле на 40-60 долларов по сравнению с предложением российских поставщиков.

«Но даже с учетом этого нашим поставщикам выгоднее поставлять продукцию на экспорт. Профицит топлива ощущается уже несколько месяцев. В этой ситуации больше рисков даже не в том, как это отразится на стоимости топлива на внутреннем рынке, а в том, что это вынуждает заводы снижать объемы переработки. В модернизацию НПЗ были вложены миллиарды долларов, поэтому снижение объемов переработки невыгодно заводам с экономической точки зрения и в целом негативно влияет на экономику Казахстана», – говорит эксперт.

Что касается рисков возникновения дефицита на внутреннем рынке при открытии экспорта, то, по мнению Тимура Ильясова, они действительно существуют. «Подобная ситуация у нас возникала несколько лет назад, когда экспорт был разрешен и в соседних странах цены на топливо были намного выше, чем у нас. И тогда у нас возник острый дефицит, на АЗС выстраивались очереди. Но, насколько я знаю, давальческие компании будут ограничены в возможных объемах экспорта соразмерно долям переработки на заводе», – заключает аналитик.

Елена Тумашова

Снизить акцизы на дизельное топливо предлагают депутаты

В 2018 году цены на этот вид ГСМ взлетели на четверть.

13 Март 2019 14:21 3063

Снизить акцизы на дизельное топливо предлагают депутаты

Фото: Максим Морозов

Снизить акцизы на дизельное топливо и запретить его вывоз за пределы Казахстана предлагают депутаты мажилиса фракции «Ак Жол».

«Фракция «Народные коммунисты», учитывая негативное воздействие стоимости дизельного топлива на конечные цены для казахстанцев и развитие реального сектора экономики, считает, что в снижении цен на дизель нуждаются все потребители, и предлагает правительству уменьшить размер акцизов, а также ввести полный запрет на вывоз дизельного топлива за рубеж», – обратился мажилисмен Айкын Конуров, зачитывая депутаский запрос.

Если с увеличением производства топлива и различными мерами по защите внутреннего рынка в 2018 году цены на бензин класса АИ в республике сократились до 5%, то на летнее дизельное топливо поднялись на 21,9%, на зимний дизель – на 26,2%.

«Как правило, большая часть перевозок и пассажиров на транспорте осуществляется на дизельном топливе. Это сразу сказалось на росте стоимости услуг в 2018 году, тарифы на перевозки всеми видами транспорта выросли сразу на 31,8%», – констатировал депутат.

Он напомнил, что в августе 2018 года произошло дерегулирование цен на летнее дизельное топливо. Стоимость на этот вид социально значимого ГСМ была отпущена в свободное плавание.

Основной причиной такого шага правительства стала разница в ценах с соседними государствами, где стоимость на топливо выше на 25-40%, чем в Казахстане. Это приводило к вывозу в страны ЕАЭС топлива.

По официальным данным, в 2018 году Казахстан закончил модернизацию всех трех нефтеперерабатывающих заводов и полностью обеспечивает себя нефтепродуктами класса К4, К5. Обеспеченность внутреннего рынка в 2018 году составила: бензина всех марок – 93,2%, топлива – 91,1%.

Существенно сократилась зависимость от поставок нефтепродуктов из России. Представителями Министерства энергетики заявлено о снижении импорта дизтоплива до 40 тыс. тонн, авиационного керосина – до нуля.

Карина Алимова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: