Для установки контрольных приборов учета (КПУ) на каждую автозаправку предприниматели должны потратить около 4,7 млн тенге, на каждую нефтебазу – до 250 млн тенге. Это, в свою очередь, не может не вызвать роста цен на ГСМ.
Об этом руководители предприятий розничной продажи, владельцы автозаправочных станций написали в письмах, адресованных казахстанской топливной ассоциации, акимату Восточно-Казахстанской области, областным палате предпринимателей и партии "Нур Отан". Авторы уверяют, что для многих предприятий малого и среднего бизнеса расходы на установку и эксплуатацию КПУ превысят годовую прибыль в несколько раз.
"Установку КПУ инициировало министерство финансов РК для того, чтобы иметь контроль над оборотом нефтепродуктов и исключить его теневой оборот. Однако если есть теневой оборот, то он является чисто криминальным и отчитываться о своей "работе" все равно не будет. Получается, вся нагрузка ляжет на плечи добросовестных предпринимателей, - резюмируют подписанты. - Оценка экономической эффективности решения по установке КПУ нигде не озвучена".
Письмо подписали более 20 предприятий, торгующих горюче-смазочными материалами на территории ВКО, причем часть из них находится не в областном центре Усть-Каменогорске, а в отдаленных районах Восточного Казахстана.
Нет ясности
Подписанты в самом начале письма отмечают, что с 1 января 2018 года третий пункт статьи 19 Закона РК "О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов" обяжет предпринимателей реализовать нефтепродукты только с обязательным использованием контрольных приборов учета. Сейчас работу на рынке ГСМ регулируют "Правила и требования по оснащению резервуаров производственных объектов производителей нефтепродуктов, баз нефтепродуктов и автозаправочных станций (кроме автозаправочных станций передвижного типа) контрольными приборами учета". Документ утвердил Минфин РК 16 марта 2016 года.
По словам авторов письма, эти правила не внесли полной ясности в технологию установки и последующей работы с КПУ. Нет всеобъемлющего технического регламента. Существует вероятность, что предприниматели затратят огромные средства и установят контрольные приборы учета, а их потом обяжут устанавливать КПУ нового образца.
Комментируя письмо в общественные организации, один из подписантов, представитель ТОО "ШТИФ" Сергей Федоров, отметил, что законодательство обязывает устанавливать КПУ отдельно на технологических трубопроводах и товарных резервуарах. В этом случае у фискальных органов возникают вопросы по поводу несовпадения замеров. Но не объясняется, как будут вести учет потерь в трубопроводах при перемещении и замене марки нефтепродуктов из резервуаров и в резервуары по всему резервуарному парку, при замерзании зимой летнего дизтоплива?
"Нефтебазы и АЗС будут постоянно завалены уведомлениями о нарушениях от налоговых органов по камеральному контролю", - добавил он.
Предприниматели рассказывают, что около 70% действующих нефтебаз в Восточном Казахстане построили в советское время. Они, по их словам, не подлежат реконструкции и техническому перевооружению, особенно в отдаленных районах. Многие нефтебазы спроектированы для получения нефтепродуктов только посредством автомобильного транспорта из-за отсутствия собственных железнодорожных тупиков. В большинстве случаев, утверждает г-н Федоров, это значит, что они работают на грани рентабельности.
Большая зачистка
В письме бизнесмены обращают внимание общественников и на такую деталь, что установка КПУ потребует одновременной зачистки всех резервуаров от остатков нефтепродуктов. Причем степень очистки должна быть высокой, чтобы выполнить сварочные работы. Это приведет к остановке работы нефтебаз и АЗС в самое горячее летнее время, нефтебазам придется не закупать товар и, следовательно, не иметь доходов, потребует дополнительных финансовых расходов на проведение самой зачистки и списание мертвых остатков в резервуарах, а также на проведение сварочных и монтажных работ, вскрытие асфальта и тому подобное.
Но главная проблема, считают предприниматели из ВКО, связана с дороговизной оборудования.
"По предварительным сметам, оснащение одной АЗС обходится в 4,5-4,7 млн тенге, - пишут они. - Одной нефтебазы вместимостью от 5 до 10 тыс. тонн – в среднем, около 250 млн тенге. При этом, чем больше маленьких резервуаров – тем дороже. Для бесперебойного функционирования КПУ потребуется перекалибровка резервуаров, смена импортного программного обеспечения, всей системы учета, создание систем передачи данных в режиме реального времени, причем в условиях нашего резко континентального климата. Само техобслуживание КПУ тоже очень дорогое, а значит, нам нужно будет принять на работу людей дополнительно".
Как отметили предприниматели, банки второго уровня кредиты под покупку и установку КПУ давать отказываются, вопросы с субсидированием их покупки и установки не решены. По их мнению, в открытую лоббируются интересы компаний-поставщиков импортных контрольных приборов учета и крупных казахстанских операторов рынка ГСМ.
"За установку КПУ активно выступают производители и установщики оборудования. Это же огромный фронт их работы! Крупные корпорации типа "КМГ", "Гелиос" могут поддерживать установку КПУ, так как это наверняка выдавит с рынка многих конкурентов. Однако ни в одном отдаленном районе ВКО нет заправок "Казмунайгаза" и других крупных операторов – им это экономически невыгодно, - прокомментировали свое письмо корреспонденту abctv.kz предприниматели. - Если мелких владельцев АЗС обяжут установить контрольные приборы учета, то они закроют свои объекты, а населенные пункты на ближайшие 100-200 и более километров останутся без бензина и дизельного топлива. Не будет автозаправок в таких отдаленных районах ВКО, как Курчумский, Катон-Карагайский, Зайсанский, и других".
Тем временем, по их словам, сейчас уже есть налаженная система учета нефтепродуктов. Предприниматели просят решить вопрос об изменении требований действующего законодательства по установке КПУ на нефтебазах и заправочных станциях или перенести на длительный период срок, обеспечив в дальнейшем возможность покупки приборов учета и программного обеспечения к ним по приемлемым ценам. На их взгляд, есть необходимость в субсидировании со стороны государства либо обеспечении КПУ за счет бюджетных средств.
"Нелегальный оборот ГСМ необходимо пресекать другими способами", - заключают предприниматели.
В восточно-казахстанском филиале партии "Нур Отан" и палате предпринимателей отметили, что отправили письмо предпринимателей из ВКО в Минфин, Минэнерго, министерство регионального развития РК, национальную палату предпринимателей "Атамекен".
В свою очередь, старший юрист казахстанской топливной ассоциации Жаксылык Жанкалов сообщил, что на основе письма из ВКО они подготовили свое обращение в администрацию президента и правительство.
"Мы эту проблему знаем, она давно появилась, - рассказал Жаксылык Жанкалов. - Сейчас с учетом письма предпринимателей мы просим исключить требования по установке КПУ в связи с тем, что есть поручения президента страны Нурсултана Абишевича Назарбаева о снижении нагрузки на бизнес. На днях мы отправим это письмо адресатам".
Отметим, что это письмо участников рынка в адрес правительства не первое, несколько регионов Казахстана также приняли в этом участие.
Напомним, на законодательном уровне уже решено, что в 2017–2018 годах все реализаторы ГСМ должны будут установить дополнительное оборудование (КПУ) для контроля качества продаваемого топлива. В частности, первыми в этом году должны быть оснащены оптовые склады, затем – сами розничные сети.
В мае прошлого года в разговоре с корреспондентом abctv.kz на вопрос, как это скажется на рынке и его игроках, генеральный директор "Газпромнефть-Казахстан" Марат Малатаев отметил: "Это решение принято на законодательном уровне, а закон нужно исполнять. Сложно будет не только мелким игрокам рынка, но и крупным компаниям. Ведь дополнительное оборудование требует значительных инвестиций".
Ольга Ушакова, ВКО