Индекс реальной зарплаты в апреле в годовом выражении составил 94,8%, что означает падение покупательской способности зарплат в Казахстане к аналогичному периоду прошлого года на 5,2%. При этом в номинальном выражении среднемесячная зарплата выросла на 8,96%, до 152 тыс. тенге, следует из данных Национального банка РК.
С чем связана такая динамика, пока сказать сложно, хотя следует отметить, что падение совпало с замедлением экономики. Данных в разбивке по секторам и регионам также пока нет. Однако не исключено восстановление положительного тренда. Об этом сигнализирует рост краткосрочного экономического индикатора за январь-май на 5,1% (январь-апрель – 5%).
Среднедушевые расходы населения в I квартале 2018 года выросли на 11,5% к уровню годичной давности, до 148,3 тыс. тенге; доходы увеличились скромнее – +8,8%, до 148,5 тыс. тенге, следует из данных Комитета по статистике. Причем в структуре доходов в первую очередь отмечается значительный рост пенсий, фиксирует госстат.
Реальные зарплаты в январе-марте выросли на 4% в годовом выражении. Несмотря на это, уровень бедности в Алматы и Мангистауской области вырос в 2,5 и 1,7 раза соответственно. Схожая тенденция наблюдалась также в Северо-Казахстанской, Павлодарской, Актюбинской и Акмолинской областях.
Более того, часть граждан активно погружается в долговую кабалу, поддерживая свой уровень жизни займами. Среднедушевые выплаты по кредитам в расходах выросли за январь-март на 12,2% в годовом выражении, до 6,21 тыс. тенге.
Доля населения, которой удалось отложить часть средств на депозиты и другие инструменты, в мае незначительно подросла, до 19%, следует из опроса GfK Kazakhstan. Однако в их числе растет процент тех, чьи отчисления в личные резервы и не растут, и не падают. При этом доля граждан, не имеющих никаких сбережений, в мае, выросла на 2 п. п., до 77%. Объем сбережений граждан за январь-май этого года вырос на 0,35%, или 28 млрд, до 8,14 трлн тенге.
Камила Абдиева