Реформа образования: министр рассказал о новых требованиях к учителям

6961

Процедуры ужесточения отбора на педагогические специальности абитуриентов: к чему это привело?

Реформа образования: министр рассказал о новых требованиях к учителям

В рамках августовской конференции на базе столичной школы-лицея № 59 в понедельник, 15 августа,  состоялось пленарное заседание панельной сессии с участием министра просвещения Асхата Аймагамбетова. Обсуждались задачи непрерывного профессионального развития педагогов на новый учебный год.

В системе образования страны министр выделил несколько направлений: подготовка педагогов вузов и колледжей, подготовка учителей, повышение квалификации в стенах самих школ. Говоря о подготовке кадров в университетах, отмечено, что уровень обучения в большинстве вузов будущих педагогов ранее оставлял желать лучшего, сейчас также имеются проблемы. В прошлом году МОН РК введена система сертификации. Например, раньше сразу после окончания вуза человек мог прийти с дипломом работать в школу, сейчас уже такого нет.

"Диплом  это, конечно, хорошо, ты прошел 240 кредитов, прослушал какие-то курсы, возможно, сдал экзамены. Но это не говорит о том, что ты являешься педагогом. В дипломе написано – бакалавр математики, но не учитель. Нет системы присвоения квалификации, поэтому в данном случае мы провели эту реформу. Каждый, кто имеет диплом, не означает, что он может прийти и работать в школе. Для этого и ввели сертификацию",  отметил глава просвещения.

По его словам, выпускники, претендующие, условно, на работу учителя математики, прошли тестирование на знание школьной программы, и в первые дни стало ясно, что только 6%  из них смогли набрать необходимый пороговый балл. Отныне выпускник должен сначала доказать свое призвание, пройти через тестирование на знание своего предмета и методики преподавания. Только после этого он вправе идти работать в школу. 

"Откровенно говоря, у нас 86 вузов готовили педагогов, и это очень много, качество образования было низким. Мы лишили лицензий порядка 36 вузов. Средний балл тех, кто поступал на профессию учителя, не превышал 55, то есть те, кто понимали, что на другую специальность они поступить не могут, ориентировались на поступление на специальности педагогические",  добавил спикер.

В последние два года министерство изменило эту ситуацию, повысив пороговый балл до 75. Количество обладателей "Алтын белгі", поступающих на педагогические специальности, увеличилось в 3 раза, в 2021 году средний балл у поступающих на эти специальности составил уже 100 баллов. В этом году по математике самый нижний балл, по которому можно было получить грант, составил свыше 120 баллов. 

"Студенты первых-вторых курсов вузов совсем другие – отобраны очень сильные ребята, которые сознательно выбрали эту профессию. И через год, как они придут в школы, мы все это почувствуем и наше общество тоже. Потому что это люди, которые действительно считают, что это их призвание. Они выдержали суровое испытание через тестирование и дополнительные наши экзамены",  подчеркнул министр.

Кроме того, было отмечено еще очень важное направление – введение в профессию. Три года назад в школах ввели понятие "институт наставничества". Теперь ежегодно молодые специалисты (8-9 тыс. человек) будут работать по отдельной программе, в которой будут прописаны критерии о том, кто может быть наставником и что он должен делать. 

Касательно  снижения нагрузки отмечено, что она никак не повлияет на заработную плату учителя  – он  также получает определенный оклад и при этом ведет 10 часов в неделю. А дополнительное время занятий он должен будет учиться у своих опытных коллег. Большую часть времени молодой учитель должен перенимать опыт у наставника. Он должен будет пройти аттестацию, после которой ему будет присвоена (или нет) соответствующая категория. После результатов станет ясно, сможет ли он работать дальше.  

Критерии прохождения практики студентами также будут пересмотрены. Производственную практику будущие педагоги будут проходить начиная с первого курса.  Теперь в родном селе, под боком у родителей, 6 недель практики просидеть не получится. Будут конкретные требования к местам проведения практики – в зависимости от того, есть ли там методисты, педагоги и необходимые условия.

Национальный центр повышения квалификации "Өрлеу" начал тесно работать с вузами, готовя будущих выпускников, студентов третьих-четвертых курсов, к тому, чтобы они знали, что такое критериальное оценивание, обновленное содержание, система электронного учения.

"Сейчас поменяли ряд ректоров вузов, пришло молодое поколение – они проводят большую реформу, и я думаю, что в ближайшее время эта реформа уже даст свои плоды. Кроме того, сегодня можно будет в электронной системе подтвердить подлинность не только дипломов, но и сертификатов через QR-код. Курсами будут охвачены все учителя",  резюмировал глава министерства просвещения.

Индира Кусаинова