Переход к однопалатному парламенту – Курултаю, создание Народного совета и учреждение института вице-президента – эти инициативы по замыслу главы государства должны усилить представительность власти, вовлечь гражданское общество в процесс принятия решений и обеспечить устойчивость политической системы в долгосрочной перспективе. В чем логика новой "политической пирамиды" и почему Казахстан после полноценного запуска новых институтов станет другим, в интервью мнением поделился известный политический эксперт, руководитель российского аналитического бюро "Стан-Центр" Андрей Выползов, передает inbusiness.kz.
– В своем выступлении президент Казахстана представил модель однопалатного парламента – Курултая из 145 депутатов со сроком полномочий на 5 лет. Как Вы оцениваете эту реформу с точки зрения развития представительной демократии и политического равенства?
– Начну с того, что сегодняшние инициативы Касым-Жомарта Токаева реально впечатлили. Очевидно, что на наших глазах происходит масштабная государственная трансформация Республики Казахстан, результативность которой (трансформации) предстоит оценить только последующим поколениям казахстанцев. Одно можно прогнозировать: после того как начнут в полной мере действовать новые институты – страна будет иная. Новые институты – это и обновленный однопалатный парламент, который теперь будет именоваться Курултаем, это и новая высшая государственная должность – вице-президент, это и Народный совет как единый сплав уникального многонационального казахстанского народа. В голове у меня возникает один, пусть слишком художественный (да простят меня астанинские прагматики) образ – готовящийся к прыжку барс, который сосредотачивается, отметая все лишнее.
Для меня очевидно, что новый Курултай – это не только аккумуляция здоровых политических сил государства, но и возвращение к корням, поскольку завязан на исторический код. Ведь курултай у тюрков был действительно всенародным собранием, где принимались судьбоносные для народа решения. Это возвращение к общетюркской цивилизации, которая вообще-то живет и в России. Недаром Токаев уточнил, что в сентябре этого года в России, на Алтае, будет проведена международная конференция "Большой Алтай – прародина тюрков".
– Президент предложил создать Народный совет Казахстана (Халық кеңесі), объединив Национальный курултай и АНК. Насколько такой формат, на Ваш взгляд, может усилить участие гражданского общества в выработке государственной политики?
– Насколько я понимаю, Касым-Жомарт Токаев создает общественно-политическую триаду формата пирамиды. В основании ляжет Народный совет Казахстана как голос народа, как оплот экспертной мысли. Президент констатировал, что Народный совет Казахстана будет обладать статусом высшего консультативного органа страны. Затем идет Курултай – законодательный орган, и не только уже законодательный, кстати. Стало известно, что депутатам будут переданы полномочия по формированию Конституционного суда, Верховного суда, Высшей аудиторской палаты и ЦИК. Венчает пирамиду президент и его правая рука — вице-президент. Конечно же, во всех таких или иных форматах ключевой фактор – люди. Их энергия, работоспособность, харизма, соблюдение десяти заповедей, наконец. В этом, на мой взгляд, и состоит сегодня вызов государственной власти Казахстана. Как понимаю, теперь предстоят новые выборы и в Курултай, и в Народный совет, и здесь важно, чтобы не произошло замены, как в русской поговорке, шила на мыло.
– Президент предложил учредить институт вице-президента Республики Казахстан. Это новшество, по мнению Токаева, стабилизирует процесс управления государством. Как Вы оцениваете это нововведение в контексте международной практики и политической стабильности?
– Это, на мой взгляд, самое сенсационное из речи лидера Казахстана. Из политических ассоциаций на ум сразу приходит пример Соединенных Штатов Америки, где такому институту едва ли не 250 лет. С другой стороны, есть не совсем оптимистический пример из истории "молодой" Российской Федерации, когда пост вице-президента просуществовал три года и был упразднен из-за острейшего внутриполитического конфликта. Судя по служебному функционалу, который озвучил Токаев, вице-президент станет представлять интересы Казахстана на международных форумах и переговорах с делегациями зарубежных государств. То есть президент сосредотачивается на внутреннем развитии державы. В этом, как говорится, что-то есть.
– Внешнеполитическая часть выступления президента Токаева была посвящена росту милитаризации и кризису международного права, при этом он подчеркнул курс на сбалансированную дипломатию. Насколько Казахстану удается сохранять устойчивость и предсказуемость во внешней политике в нынешних условиях?
– Ключевой посыл в речи Касым-Жомарта Токаева на Курултае, на мой взгляд, – его фраза: "Дипломатия – это важнейший, можно сказать, безальтернативный инструмент достижения компромиссов". В этом Астана тверда и этим весома для международных геополитических игроков, поскольку профессиональные переговорщики всегда в цене. А у Казахстана уже есть серьезный опыт в таких делах: это и сирийский формат, и азербайджано-армянские переговоры, и усилия Астаны по урегулированию украинского кризиса. Очевидно, что с Казахстаном сегодня в мире считаются, как говорится, "не пролистывают". И именно сегодняшние внутриполитические реформы, которые проводит Токаев, как мне кажется, становятся визитной карточкой для международного сообщества: крупнейшая в Центральной Азии держава не стагнирует, а энергична как никогда.
Читайте по теме:
Когда назначат дату общенационального референдума, ответил Токаев