Особое внимание этому вопросу уделяет глава государства, который признает важность эффективного контроля и мониторинга в области госзакупок. Новые механизмы контроля способствуют борьбе с коррупцией и обеспечивают соблюдение законности при проведении закупок. Кроме того, стремление к увеличению доли местного содержания в государственных закупках способствует развитию местной экономики и поддержанию отечественных производителей. Реформы в сфере госзакупок совершенствуются с учетом современных тенденций и вводят инновационные методы, включая общественный мониторинг и новые стандарты, для обеспечения эффективного и прозрачного проведения государственных закупок, передает inbusiness.kz.
Казахстан занимает третье место среди 109 стран по открытости и прозрачности информации
Государственные закупки являются важной сферой экономики. Сегодня госзакупки в Казахстане осуществляются в электронном формате. С 2016 года весь процесс закупок, начиная с планирования и заканчивая оплатой, проходит онлайн. Международные институты, Всемирный банк признают систему госзакупок Казахстана одной из лучших в мире. По данным исследования Global Date Barometer, Казахстан занимает третье место среди 109 стран по открытости и прозрачности информации.
Сейчас государство ставит перед собой задачу повысить качество закупаемых товаров, работ и услуг. Был разработан новый законопроект в соответствии с поручением главы государства от 1 сентября 2019 года. Основные задачи, поставленные президентом, включают создание новой системы государственных закупок, где приоритетом является качество, а не минимальная цена. Также необходимо было перевести закупки государственных и квазигосударственных компаний на единую платформу. Эти задачи были отражены в новом законе и соответствующих подзаконных актах.
Помимо упрощения и автоматизации закупочного процесса, также предпринимаются меры по повышению качества закупаемых товаров, работ и услуг. Одной из таких мер являются разработка и использование неценовых критериев при выборе поставщиков. В настоящее время часто побеждают те, кто предлагает самую низкую цену. Однако не всегда самая низкая цена гарантирует лучшее качество.
Особое внимание уделяется закупкам в сфере строительства, где использование демпинга, т. е. предложение цены ниже заявленных минимальных стандартов, часто является распространенной практикой. Для борьбы с этим применяется минимальный порог демпинга, ниже которого снижение цены не допускается (например, в размере 5%). Это способствует высокому качеству предлагаемых товаров и услуг, а также позволяет избежать нежелательных последствий от использования демпинга.
В других областях, связанных с работами и услугами, установлено пороговое значение демпинга в размере 20%, однако есть возможность снижения цен при условии предоставления обеспечения. Потенциальный поставщик должен внести обеспечение на сумму разницы между исходной ценой и ценой со скидкой, чтобы подтвердить свою готовность выполнить обязательства. Таким образом, обеспечение служит гарантией исполнения поставщиком своих обязательств.
Новый законопроект
В прошлом году в мажилисе был представлен законопроект об упрощении процедур государственных закупок, над которым работали три года. Он включает в себя пять основных мер. Одной из них являются упрощение и дебюрократизация процесса закупок, а именно передача функций по пересмотру результатов организатору закупок, который будет создавать комиссии для рассмотрения жалоб. Также предлагается исключить возможность отмены результатов закупок со стороны уполномоченного органа. По мнению минфина, одной из основных проблем в государственных закупках является долгий срок проведения процедур.
На сегодняшний день срок проведения конкурса составляет около двух месяцев, что обусловлено необходимостью соблюдения всех процедурных этапов: предварительного обсуждения, предварительного допуска, срока обжалования и прочего. В связи с этим при сокращении отдельных этапов предлагается уменьшить срок проведения конкурса до 1 месяца. В то же время будет продолжена работа по оптимизации процесса закупок у единственного источника по следующим критериям: закупки товаров до стоимости 100 МРП, работ и услуг – до 500 МРП.
Для повышения квалификации участников закупки будут проводиться только среди поставщиков, которые имеют надежную репутацию. Информация о поставщиках будет собираться из различных баз данных, что позволит автоматизировать процесс выбора поставщиков, учитывая как ценовые, так и качественные критерии для всех видов закупок. Также будет внедрен общественный мониторинг для контроля за исполнением договора заказчиком, возможность заключения "под ключ" договоров в сфере строительства и так называемые устойчивые госзакупки, которые учитывают социальные, экономические и экологические аспекты при покупке товаров, выполнении работ и предоставлении услуг.
Также следует иметь в виду, что есть определенные неконкурентные закупки, которые требуют особого подхода и могут быть предметом прямого заключения договоров. Предусмотренные законодательством перечни таких закупок включают в себя случаи, когда имеется естественная монополия, возникают чрезвычайные и кризисные ситуации, а также при закупках интеллектуальной собственности.
Кроме того, иногда возникают ситуации, когда проведение конкурентных процедур закупок невозможно или нерационально по объективным причинам, например, для обеспечения безопасности стратегически важных объектов или при закупке товаров или услуг, имеющих особую специфику и требующих высокой квалификации исполнителей. Эти и другие случаи неконкурентных закупок обычно строго регламентированы законодательством о государственных закупках и требуют обоснования и контроля со стороны соответствующих госорганов.
В рамках нового законопроекта минфин также предусматривает сокращение количества оснований для заключения единственных источников. Если в действующем законе было установлено 46 таких оснований, то в новом законе предусмотрено всего лишь 43. Хотя на первый взгляд это может показаться незначительным изменением, на самом деле это важное усовершенствование. Поскольку в более серьезной перспективе радикальное сокращение таких закупок может привести к проблемам в обеспечении некоторых коммунальных услуг, таких как тепло, вода, а также в обеспечении деятельности театров, музеев и других культурных учреждений.
Президент – о сфере госзакупок
Касым-Жомарт Токаев подписал в ноябре 2021 года Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных закупок, закупок недропользователей и субъектов естественных монополий, связи, автомобильного транспорта и обороны". Данный документ разработан с целью дальнейшего совершенствования законодательства в области государственных закупок. В результате внесения поправок в данный закон введены четыре новых способа государственных закупок: способ конкурса с использованием рамочного соглашения, способ с использованием рейтингово-балльной системы, способ с использованием расчета стоимости жизненного цикла приобретаемых товаров, работ, услуг, закупки через электронный магазин.
В послании народу Казахстана в сентябре 2023 года президент вновь обратился к вопросу государственных закупок.
"В прошлом году я поручил внедрить качественно новую систему государственных закупок, чтобы устранить проблемы текущей системы, такие как длительные сроки, бесконечные обжалования и недостаточная прозрачность. Правительство разработало новый закон", – сказал Касым-Жомарт Токаев.
Новый закон, по словам президента, должен способствовать рациональному и подотчетному использованию бюджетных средств. Кроме этого, новая система должна обеспечивать дальнейшую поддержку отечественного предпринимательства и, самое главное, оперативно решать насущные проблемы с помощью бюджетного финансирования.
"Предстоит упростить и сократить закупочный процесс, обеспечить принцип приоритета качества над ценой, то есть поставить эффективный заслон от демпинга, а также осуществить полную автоматизацию процедур", – отметил глава государства.
Он подчеркнул, что для обеспечения прозрачности в данной сфере необходимо ввести новый механизм рассмотрения жалоб и внедрить институт общественного мониторинга. В результате доля казахстанского содержания в регулируемых закупках в течение трех лет должна составлять не менее 60%, что способствует развитию местной экономики и созданию рабочих мест.
Как отметил глава государства, при разработке новой системы государственных закупок необходимо уделить особое внимание качеству и эффективности проводимых закупок. Основной целью закупок должно быть обеспечение государственных нужд высококачественными товарами и услугами, а не просто выбор по минимальной цене. Для того чтобы обеспечить более прозрачные и эффективные государственные закупки, предлагается объединить закупки государственных и квазигосударственных организаций на единой платформе. Это позволит сделать процесс закупок более прозрачным, ускорить его и обеспечить большую конкуренцию среди поставщиков.
Для реализации вышеперечисленных подходов необходимо принять новый закон о государственных закупках, который бы учитывал современные требования к проведению закупок и обеспечивал более эффективное расходование бюджетных средств. Такой закон должен устанавливать четкие правила и критерии для проведения закупок, а также механизмы контроля за их выполнением. Кроме того, глава государства подчеркнул важность поддержки местного предпринимательства и малых и средних предприятий при государственных закупках. Он выразил надежду, что новый закон о государственных закупках учтет интересы всех сторон и способствует развитию бизнеса в стране.
Президент Токаев подчеркнул, что реформа сферы государственных закупок является важным шагом на пути к повышению эффективности государственного управления и поддержки предпринимательства. Он подчеркнул, что новый закон должен способствовать достижению целей национальной стратегии развития и обеспечить развитие экономики Казахстана.
Какая работа проделана для улучшения сферы госзакупок
Данные министерства финансов показывают, что доля закупок только из одного источника постепенно снижается в Казахстане. За последние пять лет она снизилась с 34% до 24% в прошлом году. Ранее наблюдались периоды, когда этот показатель достигал 40%. В 2023 году благодаря государственным мерам лишь четверть всех государственных закупок была произведена путем прямого указания только из одного источника.
В целом за прошедший год было заключено 173 872 договора на общую сумму 1,5 трлн тенге путем прямого вывода только из одного источника. Это говорит о постепенном снижении в зависимости от единственного поставщика и стремлении к более разнообразным и конкурентоспособным закупкам. Дальнейшее сокращение доли закупок из одного источника будет способствовать повышению эффективности государственных закупок и обеспечению более выгодных условий для бюджета страны.
Также с 1 января 2022 года ужесточены требования к процедурам госзакупок, в частности, установлено, что для проведения закупок из одного источника необходимо наличие объективных обоснований, подтверждающих невозможность осуществления закупки иным способом. В случае выявления нарушений при проведении закупок заказчику грозит штраф и даже административная ответственность.
Такие изменения направлены на повышение прозрачности и эффективности госзакупок, а также на борьбу с коррупцией и злоупотреблением в этой сфере. Важно, чтобы все участники процесса госзакупок строго соблюдали законодательство и действовали в интересах исполнения государственных функций и обязанностей перед гражданами.
Горюче-смазочные материалы, канцелярские и хозяйственные товары, услуги по авторскому и техническому надзору, работы по разработке проектно-сметной документации и строительно-монтажные работы являются наиболее востребованными товарами и услугами в рамках госзакупок. На веб-портале госзакупок зарегистрировано более 100 тысяч поставщиков, что свидетельствует о широком интересе к участию в государственных закупках.
Это говорит о высоком уровне конкуренции среди поставщиков и о многообразии предлагаемых товаров и услуг на рынке госзакупок. Регистрация на веб-портале госзакупок открывает широкие возможности для взаимодействия с государственными заказчиками и участия в тендерах, позволяя поставщикам эффективно продвигать свои товары и услуги на государственном уровне.
Среди центральных госорганов наибольшая сумма годового плана госзакупок утверждена у министерств культуры и спорта, здравоохранения, просвещения, труда и социальной защиты, внутренних дел, а также по чрезвычайным ситуациям. Указанные министерства имеют значительные бюджеты на государственные закупки товаров, работ и услуг. Это связано с осуществлением различных программ и мероприятий в области культуры, спорта, здравоохранения, образования, труда, социальной защиты, обеспечения общественной безопасности и предотвращения чрезвычайных ситуаций. Каждое из указанных министерств выполняет свои функции и задачи, требующие значительных затрат на закупку необходимых товаров и услуг для обеспечения своей деятельности и достижения поставленных целей.
Резюме
Улучшение сферы госзакупок также способствует борьбе с коррупцией и повышению прозрачности в государственных закупках. Это позволяет снизить издержки и повысить эффективность расходования бюджетных средств.
С учетом новых мер и изменений бизнес-сектор также должен активно участвовать в процессе госзакупок, следуя законодательству и нормам, чтобы иметь возможность участвовать в конкурсах на поставку товаров и услуг. Разумное ведение бизнеса обеспечит положительные результаты для всех сторон: как для предпринимателей, так и для госорганов.
Мы надеемся, что дальнейшие усилия правительства по улучшению сферы госзакупок приведут к еще большему развитию бизнеса и повышению качества предоставляемых государством товаров и услуг. Сотрудничество между бизнесом и государством в сфере госзакупок сделает процесс более эффективным и результативным для всех участников. Важно стремиться к построению долгосрочных и взаимовыгодных отношений между бизнесом и государственными органами, чтобы обеспечить стабильность и развитие экономики страны.
Изображение от pressfoto на Freepik