Заявление заместителя председателя правления НПП РК "Атамекен" Ельдоса Рамазанова передает сайт atameken.kz
"В настоящее время в сфере пассажирских городских перевозок накопились системные проблемы, это наглядно показывает забастовка в Жамбылской области и трагедия в Актюбинской области", – говорит Ельдос Рамазанов.
Заместитель председателя правления считает, что одна из ключевых проблем – это отсутствие должного субсидирования убытков перевозчиков. Учитывая, что в отрасли существует высокий износ парка автобусов.
"Из порядка 12 тысяч автобусов по стране физический износ составляет около 60%. При этом ежегодное обновление автопарка составляет лишь от 3% до 5% ежегодно при необходимых 20%, то есть трех тысяч. Не исключаются и такие моменты, как рост цен на горюче-смазочные материалы, запчасти и прочее, в связи с чем отрасль стала убыточной и не развивается. Казахстанские перевозчики накопили огромные суммы долгов и зачастую уже не способны обслуживать население. Такая ситуация складывается как у частных, так и муниципальных парков", – подчеркнул Ельдос Рамазанов.
"Атамекен" считает, что на сегодняшний день отрасль не способна обновлять автопарк, под угрозой срыва регулярных перевозок. А это несет в себе сбой в работе промышленных предприятий и нанесет серьезный ущерб экономике страны.
"Если полагаться на тот же международный опыт в большинстве развитых стран, общественный транспорт субсидируется государством. У нас субсидируются перевозки лишь в семи регионах (Алматы, Алматинская, Акмолинская, Павлодарская, Кызылординская области, ВКО, СКО. – Прим.) из 16, и то лишь частично. Хотя имеется вся необходимая нормативно-правовая база. Данная ситуация неприемлема для развития пассажирских перевозок. "Атамекен" неоднократно поднимал этот вопрос на правительственном уровне. Сейчас по поручению первого заместителя премьер-министра РК Аскара Узакбаевича Мамина разработана комплексная программа развития пассажирских автобусных перевозок, которая находится на рассмотрении в правительстве", – сообщил Ельдос Рамазанов.
В программе предусмотрено субсидирование в полном объеме.
"В свою очередь, бизнес готов взять на себя обязательства по повышению прозрачности, увеличение казсодержания через механизм "связанных" субсидий, что даст тысячи рабочих мест, и десятки миллиардов тенге налогов, и, самое главное, обеспечение безопасности. Добавлю, что уже имеется положительный опыт – это применение электронного билетирования (Алматы, Астана и Караганда), GPS-треккеров (в большинстве регионов) и автоматических счетчиков пассажиров, что обеспечивает финансовую прозрачность и повышение качества услуг пассажирам. В целом "Атамекен" подчеркивает необходимость разработки отдельной государственной программы развития автомобильного транспорта, которая даст толчок в правильном, качественном и, еще раз повторюсь, в безопасном развитии отрасли", – резюмировал заместитель председателя правления.
Пресс-служба НПП "Атамекен"