Латая «дыры» в местных бюджетах, региональные власти произвольно толковали закон и диктовали предпринимателям свои правила размещения рекламы. Теперь это будет сделать намного труднее.
Налоговое бремя, которое несут рекламные компании и их заказчики, эксплуатирующие рекламные конструкции, становится уж совсем неподъемным.
Совместно с Министерством национальной экономики специалисты НПП «Атамекен» разработали пакет поправок в действующее законодательство о рекламе. До сих пор аморфные нормы, позволяющие кто во что горазд толковать общепринятые в мировой практике понятия, не только не давали возможности развиваться этому виду бизнеса, но и тормозили доступ потребителей к товарам отечественного производства.
Многочисленные обращения бизнес-сообщества в НПП «Атамекен» - яркое тому свидетельство.
Что же не удовлетворяло предпринимателей? Во-первых, норма, устанавливающая срок действия разрешения на размещение наружной рекламы – один год. Как правило, не менее полугода (учитывая наши бюрократические традиции) уходило на оформление таких разрешений, а за оставшиеся полгода уже не было возможности оправдать стоимость дорогостоящего билборда.
Еще один момент – размещение на транспортных средствах логотипа организаций, осуществляющих перевозки (в частности, автопарков и таксопарков). Чиновники совершенно серьезно относили это к наружной рекламы.
- В этой связи, в целях создания благоприятного правового поля для рекламного бизнеса, в процессе проведения комплексной совместной работы Министерства национальной экономики и Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» разработан проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам рекламы», - поясняет директор Департамента общественного мониторинга и работы с административными барьерами НПП РК «Атамекен» Ербол Устемиров.
По словам представителя Нацпалаты, законопроект предусматривает увеличение срока действия разрешения на размещение наружной (визуальной) рекламы до пяти лет, вместо установленного на сегодняшний день одного года. Размещение на транспортных средствах логотипа и названия (знака обслуживания) юридического лица, которому принадлежат автобусы, троллейбусы или такси, не будет являться рекламой.
Нашел разрешение еще один вопрос, служивший постоянным источником конфликтов между бизнесом и местными властями. Рестораны и кафе, автозаправки и магазины, размещающие информацию о ценах на стелах и лед-экранах (информационных табло) были обязаны вносить оплату, как за размещение рекламы и… налоги! А все оттого, что в законе РК «О рекламе» отсутствовали эти понятия. (Впрочем, известны случаи, когда налоговики требовали отчислений даже за вывески входной группы с названием компаний.)
Проанализировав законодательство, эксперты НПП «Атамекен» пришли к выводу, что требование по установке информационного табло (стел), предъявляемые к АЗС, содержится в «Требований промышленной безопасности при эксплуатации нефтебаз и автозаправочных станций», утвержденных МЧС. Налицо противоречие: чиновники сначала обязывают устанавливать сооружения, а затем облагают их налогами.
Чтобы устранить разночтения, эксперты вообще исключили стелы и информационные табло из числа объектов рекламы.
Стоит отметить, что некоторые новеллы законодательства защищают не только самих рекламщиков, но и потребителей их услуг – заказчиков. Одна из поправок содержит четкий посыл всем рекламным компаниям: вся информация о стоимости рекламируемого товара должна указываться только в тенге.
Все упомянутые поправки содержатся в законопроекте о сокращении разрешительных документов и упрощения разрешительных процедур, который в настоящее время обсуждается в Сенате Парламента, и вот-вот будет принят.
И тем не менее, вопрос еще не закрыт. Рекламный бизнес стонет под бременем налогов.
- Цена размещения для рекламодателя складывается из двух составляющих – из аренды конструкции, и налогов, - поведал одному из республиканских СМИ директор ассоциации «Казахстанский альянс рекламных компаний» Булат Кожаков. - Цена на аренду может варьироваться в зависимости от района, привлекательности конструкций и т.д. Сейчас она складывается в пределах 60-200 тыс. тенге. Плюс налог за стандартные размеры площадей 3 на 6 или 40 на 6. На налоги приходится почти 50 процентов затрат.
Согласно Налоговому кодексу маслихаты имеют право повышать базовые ставки на наружную рекламу в два раза. Исторически сложилось, что формат рекламы 3 на 6 облагается налогом в 40 МРП (84 840 тенге), а базовая ставка на рекламу - 20 МРП (42 420 тенге). При этом плата взымается за срок размещения рекламы, который должен составлять не менее одного месяца. Очевидно, что ставки растут вместе с месячным расчетным показателем.
Безусловно, новые поправки дадут возможность рекламщикам и рекламодателям освободиться от дополнительных расходов. Но решат ли проблему в целом?
Алексей Банцикин