Реклама рекламе рознь

Алина Альбекова Алина Альбекова
10263

В попытке показать иностранным телеканалам кто есть кто, казахстанский законодатель готов задушить отечественный бизнес.

Реклама рекламе рознь

В попытке показать иностранным телеканалам кто есть кто, казахстанский законодатель готов задушить отечественный бизнес.

Поправки в Закон РК "О телерадиовещании", которые должны вступить в силу с 1 января 2016 года, станут началом конца для кабельных операторов Казахстана, а также могут обернуться массовым уходом абонентов в интернет и спутниковое телевидение, считает президент Ассоциации операторов телерадиовещания Казахстана Саят Нурахметов.

Так, согласно пункту 2 статьи 34 вновь принятого закона, кабельные операторы должны вырезать всю рекламную информацию в эфире иностранных телеканалов. Таким образом казахстанские законодатели надеются привлечь рекламу, а вместе с ней и дополнительный доход в бюджет отечественных телеканалов.

Саят Нурахметов не отрицает, что с зарубежными телеканалами, которые не платят налоги, не открывают в Казахстане фронт-офисы, не выполняют норму о языках, согласно которой 50% вещания должно быть на казахском языке, надо бороться. Но недоумевает, почему при этом должны страдать кабельные операторы?

- То, что происходит сейчас, больше похоже не на борьбу, а на беззубую попытку нашего законодателя противостоять иностранным каналам. Так как он не может атаковать их напрямую, боясь внешнеполитической огласки, он вволю решил оттоптаться на том поле, где работают казахстанские операторы телерадиовещания. Это попытка забить сына до смерти, чтобы показать врагу, какая печальная участь может постичь его самого? – вопрошает он. 

По словам Саята Нурахметова, перед кабельными операторами Казахстана сейчас стоит выбор: либо закрываться, либо работать себе в убыток. Как оказалось, вырезать рекламу из эфира не так-то просто и дешево. Оборудование стоимостью в миллион тенге кабельным операторам придется закупать для каждого телеканала отдельно. Так, если оператор транслирует от 40 до 80 иностранных каналов, ему необходимо выложить 40-80 млн тенге. Кроме того, ему придется потратиться на содержание штата работников в 10-12 человек, которые будут заниматься исключительноисполнением нормы, вырезая рекламу. То есть, притом, что количество абонентов не растет, как и доходы, оператору придется взять на баланс еще одну миникомпанию.

Все разговоры об окупаемости трат за счет роста абонентской платы глава Ассоциации операторов телерадиовещания называет досужими разговорами псевдоспециалистов. По его словам, у ценовой политики операторов есть определенный потолок, который уже достигнут. Поднимать цену выше, значит, собственноручно передавать своих абонентов конкурентам. А те, в свою очередь, подняв цену, могут и вовсе потерять абонентов, которые начнут уходить в интернет и спутниковое телевидение.

Помимо финансовых затрат и потери абонентов, кабельные операторы рискуют стать злостными правонарушителями. Так, министр инвестиций и развития Асет Исекешев в личном блоге на запрос физического лица ответил, что к рекламе относится все что формирует и поддерживает интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам, а также способствует реализации продукции. Однако, по словам Саята Нурахметова, технически обрезать всю рекламу просто невозможно. Если для межблоковой рекламы, которую вставляют между фильмами, оборудование предусмотрено, то для графических баннеров или контент продакт-плейсментов, которые представлены, к примеру, в виде логотипов на спецформе футболистов, оборудования просто не существует в природе. 

- Для нас это чревато. Ведь неполное вырезание рекламы может стать предметом для претензий со стороны уполномоченного органа. Если он будет видеть рекламу, значит, норма закона не исполняется, а это влечет за собой привлечение оператора к административной ответственности. В случае повторных нарушений оператора могут и вовсе лишить лицензии. Скорее всего, так и будет. Возможно, нам дадут немного времени. Но, думаю, уже с 1 марта 2016 года будет введен активный мониторинг и контроль за исполнением норм со стороны министерства. Во всяком случае, последние поправки в Закон "Об информатизации" посылают месседж, что такой контроль будет. А когда начнут активно штрафовать, отнимать лицензии, ничего другого, как закрываться, кабельным операторам не останется, – предполагает Нурахметов.

Между тем в соседней России, по словам президента Ассоциации операторов телерадиовещания Казахстана, тоже решили бороться с аналогичной проблемой. Правда, вместо того, чтобы душить собственных операторов, там ужесточили правила игры для иностранных телеканалов. То есть теперь, чтобы показывать рекламу, иностранным каналам необходимо зарегистрироваться в стране в качестве юридического лица. Причем в штате сотрудников должно быть не меньше 80% резидентов России и только 20% иностранцев.

По мнению Саята Нурахметова, норма о запрете рекламы на иностранных каналах тяжело реализуема и экономически невыгодна. Более того, срока в два месяца операторам может просто не хватить. А это значит, что операторы либо отключат иностранные телеканалы, либо начнут сами уходить с рынка.

- Если вещать только казахстанские каналы, абонент уйдет от нас уже через полгода. Всеплатежеспособные телезрители перейдут на интернет и спутниковое телевидение. То есть мы получим отток абонентов в информационное поле другого государства. В случае же исполнения данной нормы, кабельным операторам грозит банкротство, – предупреждает президент Ассоциации операторов телерадиовещания. 

25 ноября на площадке Национальной палаты предпринимателей состоялся круглый стол с участием кабельных операторов и представителей НПП. При этом приглашенные представители государственных органов на встречу не пришли.

- Мы готовы встретиться еще раз. Я думаю, НПП нас поддержит. Мы хотим, чтобы эту норму, как минимум, обсудили, а еще лучше – выработали устраивающие всех решения. Причем отсрочка проблему не решает: это все равно что передвинуть на попозже свою кончину. Мы хотим разумных условий для ведения бизнеса, со здравым смыслом. К примеру, есть безболезненный выход – запретитькабельным операторам участвовать в рекламной деятельности. Пусть это будет прерогатива телеканалов. Пусть они сами между собой разбираются. Мы всего лишь провайдеры, техническая компания, которая доставляет сигнал из одной точки в другую и берет за это деньги. Мы не хотим вмешиваться в телеконтент, потому что мы его не производим. Поэтому, как вариант, можно было бы отменить норму в этой редакции. Сесть за стол переговоров, послушать нас, послушать телеканалы казахстанские, иностранные, выработать правила игры, – заключил президент Ассоциации операторов телерадиовещания Казахстана.  

Алина Альбекова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться