RU KZ
Рекламный хаос

Рекламный хаос

15:21 21 Июнь 2017 7106

Рекламный хаос

Автор:

Ирина Севостьянова

В мажилисе запутались в тонкостях регулирования рекламы.

Больше часа потратили депутаты мажилиса, чтобы разобраться в происходящем сегодня в рекламной сфере. Призванный устранить существующие недочеты пакет поправок в законодательство по вопросам рекламы едва еще больше не запутал народных избранников. 

Министр национальной экономики Тимур Сулейменов, представляя законопроект депутатам, отметил, что в отрасли существует целый ряд проблем. В частности, «отсутствует четкое государственное регулирование, ввиду несовершенства законодательства местные исполнительные органы применяют различную правоприменительную практику, не систематизирована разрешительная система, имеются вопросы по администрированию платы в бюджет за распространение и размещение рекламы». 

На их устранение и направлены поправки. Так, определяются уполномоченный орган в лице миннацэкономики и регулирующие органы – министерства информации и коммуникаций, по инвестициям и развитию, внутренних дел, здравоохранения. 

«Уполномоченный орган в области рекламы будет осуществлять руководство и межотраслевую координацию по вопросам рекламы и утверждать типовые правила размещения наружной (визуальной) рекламы.

Регулирующие органы в области рекламы будут осуществлять руководство в отдельных отраслях (средств массовой информации, автомобильных дорог, безопасности дорожного движения, лекарственных средств, БАДов и медицинского оборудования), в которых осуществляется рекламная деятельность», – объяснил господин Сулейменов. 

Вводится понятие «объект наружной (визуальной) рекламы», при этом вводится и раздельное регулирование наружной рекламы и самой рекламы. Так, наружная реклама будет регулироваться Законом «О рекламе» и правилами размещения наружной (визуальной) рекламы. Объекты наружной рекламы будут регулироваться Земельным кодексом и законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, автомобильных дорогах и о дорожном движении.

Вводится и дополнительная ответственность за нарушение законодательства в области рекламы. Действующее законодательство уже содержит более 15 запретов, в числе которых запрет на рекламу электронного казино и интернет-казино, деятельности финансовой (инвестиционной) пирамиды, запрет на ненадлежащую рекламу, запрет на трансляцию рекламы в дни национального траура на теле-, радиоканалах и другое. Предлагается добавить административную ответственность за указание цены товара не в национальной валюте при его реализации на территории Республики Казахстан. Также вводится ответственность за недобросовестную, недостоверную, неэтичную и скрытую рекламу, также рекламу в дни национального траура на теле-, радиоканалах.

«Чтобы не допускать скрытую рекламу алкоголя и табака, введена ответственность за рекламу в форме проведения различных мероприятий, в том числе розыгрышей призов, лотерей, направленных на стимулирование спроса и интереса к алкогольной продукции, табаку и табачным изделиям. Вместе с тем в целях недопущения увеличения финансовой нагрузки на предпринимателей размеры санкций, установленные КоАП, не пересматривались» – добавил господин Сулейменов. 

Еще одно новшество касается распространения социальной рекламы на теле- , радиоканалах. Предлагается установить ежедневный объем социальной рекламы на обязательных 15 теле-, радиоканалах, он должен составлять не менее 10 выходов в эфир в период с 6:00 до 24:00. При этом обязательными будут два выхода во время прайм-тайма. Размещаться такая реклама будет безвозмездно.

Интересно, что, несмотря на заявленную цель устранить недостатки, все пробелы законопроект не охватывает. Так, депутаты обратили внимание на то, что сегодня разрешение на наружную рекламу на автодорогах выдает даже не госорган, а национальный оператор по управлению автодорогами – АО «Казавтожол». Что немало удивило и председателя мажилиса Нурлана Нигматулина.

«Как вас занесло туда, дорожников, на эту тему? Что вам там делать – утверждать эскизы? Вам бы дорогу построить в те климатические времена, которые вам отводятся, успеть. Я попросил председателя комитета Гульнар Мустахимовну принести мне, мне принесли целую папку приказов разных всех ваших подразделений областных. Кто на что горазд. Эскизы утверждает. Вот у нас и появляются такие билборды «Берлога» – и идет поворот на районный центр в сторону акимата, «Сауна». Кто это все утверждает? «Казавтожол». Зачем вам это нужно?» – недоуменно спросил он.

Вице-министр по инвестициям и развитию Роман Скляр объяснил, что такое решение было принято несколько лет назад в связи с созданием региональных филиалов «Казавтожола». Но, тем не менее, пробел есть, функция эта дорожному строительству действительно не нужна, поэтому чиновники согласились устранить недостаток, закрепив полномочия по выдаче таких разрешений за местными исполнительными органами.

«Надзорным органам надо было бы и власть употребить, и в отношении того, кто эту норму внес и утверждал, и в отношении того, кто все эти годы исполнял. Каждый должен заниматься своим делом», – менторским тоном заметил в ответ господин Нигматулин.

Заинтересовал депутатов и подход к размещению социальной рекламы: кто будет заниматься изготовлением роликов, и готовы ли на это отечественные телеканалы. Вице-министр информации и коммуникаций Алан Ажибаев заверил, что готовы, более того, сами это делают, причем совершенно добровольно. 

«Сейчас уже можно сказать с уверенностью, что на телевидении появляется новый тренд, когда рождаются социальные ролики не только государственными каналами, но и частными самостоятельно. Вместе с тем министерство также прикладывает к этому усилия, и в рамках государственного информационного заказа мы надеемся, что получим приток дополнительных качественных социальных роликов, которые будут в эфире всех обязательных телерадиоканалов», – заявил он.

Говоря о возможных убытках телеканалов, вице-министр убежденно заявил: никаких убытков не будет.

«Это не повлияет на коммерческую составляющую государственных и частных каналов, потому что 20% в течение часа рекламы остается у них в эфире, и социальные ролики – это лишь дополнительный будет момент в эфире к сетке каналов. Поэтому мы думаем, что это как раз будет положительным фактором, чтобы люди видели, помимо рекламы коммерческой, еще и социальную рекламу. Тем более что в прайм-тайм будут выходить всего лишь два ролика», – заключил он. 

Практически по каждой предложенной норме законопроекта развивалась бурная дискуссия. В итоге спикер палаты подвел черту.

«Сам характер и ход обсуждения данного законопроекта показывают очень большую значимость рассматриваемого вопроса. И действительно, текущую ситуацию в сфере наружной рекламы иначе как хаосом не назовешь. Сегодня надо признать, что у нас нет единой политики регулирования рекламного рынка, нет единой политики регулирования рекламной деятельности. Это создает сложности как для государства, так и для субъектов бизнеса, которые работают в этой сфере», – констатировал Нурлан Нигматулин. 

Он привел пример с налоговыми службами, которые не делают различий между LED-экранами и билбордами, взимая одинаковую плату за них. При этом госорганы лишь разводят руками: одним такие правила разработали, и они их просто выполняют, другие обещают правила исправить, но не торопятся это делать. 

«Нам нужно сделать четкую единую правоприменительную практику в отношении платежей по рекламе, по экранам, билбордам в различных регионах. Вообще, надо установить единые правила работы, единые правила для всех участников рекламного бизнеса со стороны государства. Тогда будет понятно. Пока этого нет, мы создаем условия для ненужных разговоров, для ненужных нарушений и так далее. (...) В то же время мы слышим: обращаются к депутатам представители бизнеса, работающие в этой сфере. Их тоже понять можно, потому что правила везде разные, меняются постоянно. Поэтому очевидно, что здесь надо наводить порядок в этой сфере, и до второго чтения нам, депутатам, необходимо в тесном контакте и взаимодействии с разработчиками создать все правовые гарантии для рекламного бизнеса,  условия для спокойного, четкого, ясного, понятного и государственного регулирования этой сферы», – заключил председатель мажилиса. 

Ирина Севостьянова