Рекламный рынок как минное поле

911

Вознамерившись исправить законодательство о рекламе, эксперты Нацпалаты предпринимателей долго не могли найти министерство, отвечающее за эту сферу

Рекламный рынок как минное поле

Вознамерившись исправить законодательство о рекламе, эксперты Нацпалаты предпринимателей долго не могли найти министерство, отвечающее за эту сферу.

Между тем ситуация на рынке рекламных услуг раскалена до предела. Правила размещения наружной (визуальной) рекламы, принятые в 2008 году постановлением правительства, фактически утратили свою силу, превратившись в юридический анахронизм. Пользуясь аморфностью норм существующего законодательства, местные акиматы принимают свои постановления, трактуя само понятие «реклама» как бог на душу положит.

Но самая большая головная боль предпринимателей – это затягивание сроков выдачи разрешений на размещение рекламных конструкций. Его выдают на один год, и по прошествии этого срока бизнесмены вынуждены вновь бегать по всем кругам бюрократического ада.

- Предприниматель снова и снова собирает один и тот же пакет одних и тех же документов: договор аренды, эскиз конструкции в дневное и ночное время и прочее, – говорит директор департамента общественного мониторинга и работы с административными барьерами НПП «Атамекен» Ербол Устемиров. – То же самое касается аренды участков под рекламу.

Годовой срок действия разрешения создает значительные неудобства для предпринимателей, а дорогостоящая установка рекламных объектов часто не оправдывает затраты. Кроме того, хождение из кабинета в кабинет за разрешением создает условия для коррупции. 

Но на этом загадки рекламного законодательства не заканчиваются. Там, где нормы противоречат друг другу, рынок начинает напоминать минное поле – не знаешь, где подорвешься.

Вот, например, во всем мире реклама на транспорте является самым эффективным и популярным методом доведения информации до большого круга потребителей. По закону она не должна занимать более 40% от общей площади авто. Но как быть с грузовиками, где надписи размещаются не на кабине, а на кузове? Ведь ни цвет, ни другие характеристики, мешающие идентификации транспорта, изменений не претерпевают. Порой и вовсе трудно понять, что является рекламой, а что нет.

- Есть факты, когда претензии контролирующих органов появляются только потому, что на машине эвакуатора написано слово «эвакуатор». Или на контейнере с мороженым написано «мороженое» без указания конкретных торговых марок и их качественных преимуществ. Важно регламентировать такие нюансы, поскольку зачастую бизнес получает отказ в нанесении рекламы на основании совершенно расплывчатых формулировок, – отмечает Ербол Устемиров.

Но даже на такую рекламу необходимо получить разрешение. А сделать это, признаются бизнесмены, очень непросто. Для начала предприниматель обязан предоставить в отдел архитектуры специальные эскизы – как в будущем будет выглядеть автомобиль. И если здесь посчитают, что авто имеет право колесить по городу, компании придется вносить ежемесячную плату. За рекламу на автобусе: в столице – 8 месячных расчетных показателей (1 МРП = 1982 тенге), в городах областного значения – 4 МРП. На микроавтобусах и такси – 3 и 2 МРП соответственно. За рекламную конструкцию на других авто – от 3 МРП за квадратный метр.

Еще один момент, который необходимо прописать в законе, это правила установки световых табло на автозаправочных станциях и обменных пунктах. Цены и курс валют с обозначением компании – это не реклама, убеждены эксперты НПП «Атамекен». Хотя есть факты, когда контролирующие органы считали по-другому и бизнесменам упорно приходилось доказывать разницу. 

Местные органы стремятся плотнее зарегулировать рынок услуг наружной рекламы, чтобы увеличить отчисления в местный бюджет, считают эксперты. Любое предприятие, повесив на улице вывеску с названием компании, рискует своими деньгами: всегда может появиться контролер, сфотографировать, а через день придет уведомление о штрафе.  Более того, местные власти, умело трактуя закон и упомянутые правила размещения наружной рекламы, подвели под это юридическую базу.

Так, на совете по защите прав предпринимателей при НПП представитель горархитектуры пояснил, что, согласно пункту 1.1 статьи 11 Закона «О рекламе», «к рекламе не относятся только вывески торговых объектов, предприятий общественного питания и сферы бытовых услуг». Объяснение представителей власти лишь усилило недоумение предпринимателей. Получается, что аналогичные вывески, например, учреждений образования, здравоохранения или других сфер, – это реклама? Хотя эти вывески относятся к социальным объектам. Несомненно, данная норма закона нуждается в доработке.

К слову, работу над ошибками рекламного законодательства НПП начала еще в прошлом году. Но соответствующий проект поправок не был принят по причинам технического характера. В августе 2014 года была предпринята попытка реформирования правительства, и в течение весьма долгого периода времени здесь не могли определить, какой именно орган должен регулировать отношения, возникающие в этой сфере. Миннацэкономики, МВД, Мининвестразвития – каждое ведомство, ранее регулировавшее сферу рекламы в рамках своей компетенции, занималось бюрократическим футболом – любимой игрой нашего чиновничества. Наконец, по настоянию НПП «Атамекен», вопрос был вынесен на рассмотрение первого заместителя премьер-министра Бакытжана Сагинтаева. В итоге было принято решение, что уполномоченным органом будет Министерство национальной экономики.

-Дело сдвинулось с мертвой точки. Была создана рабочая группа с участием экспертов НПП, представителей отраслевых бизнес-ассоциаций, госорганов, предпринимательства. По итогам трех проведенных заседаний все инициативы НПП были приняты. В настоящее время разрабатывается проект закона, – сообщил Болат Устемиров.

На сегодня Миннацэкономики уже одобрены предложения НПП по продлению срока разрешения на размещение наружной рекламы с года до пяти лет, а процедуру получения разрешения на размещение наружной рекламы на транспортных средствах вообще решено отменить.

 

Алексей Банцикин

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться