Реконструкция ряда ключевых автомагистралей стартует в этом году

3849

О динамике и источниках инвестиций в транспортную инфраструктуру Казахстана в интервью inbusiness.kz рассказал глава комитета автомобильных дорог.

Реконструкция ряда ключевых автомагистралей стартует в этом году

Инвестиции в транспортную инфраструктуру традиционно являются локомотивом роста для многих стран. Привлечение инвестиций в сферу дорожного строительства позволит снизить расходную часть бюджета, а также улучшить качество дорог. Так какие же автодорожные проекты реализуются сегодня? Основные источники финансирования их реализации? Об этом и многом другом inbusiness.kz узнал, поговорив с председателем комитета автомобильных дорог министерства индустрии и инфраструктурного развития Толегеном Абдуллиным. 

– Толеген Турсынович, какие источники финансирования используются на сегодняшний день для реализации автодорожных проектов?

 По автодорожным проектам финансирование осуществляется за счет трех основных источников:

  1. Средств республиканского и местных бюджетов, что составляет  77% от общего бюджета автодорожной отрасли.
  2. Заемные средства от  международных финансовых институтов (в том числе Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, Всемирный банк, Исламский банк развития и Эксим Банк КНР) с софинансированием из республиканского бюджета (15%).
  3. В концессии, т. е. с привлечением средств инвестора (механизм государственно-частного партнерства).

– Какие автодорожные проекты сегодня реализуются?

 Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования Республики Казахстан составляет 96 тыс. км, из которых 25 тыс. км  республиканская сеть, 71 тыс. км – местная сеть. Продолжается работа по реконструкции автомагистралей, связывающих столицу, г. Нур-Султан.

Так, на сегодня завершены основные работы в направлении севера до Петропавловска по коридору "Центр-Восток" завершены работы до Калбатау через города Павлодар и Семей, где на данный момент ведется реконструкция дороги до Майкапшагая, обеспечивающей выход на Китай.

В южном направлении реконструирована дорога до Караганды, до конца следующего года планируется завершить работы до Капшагая, и этим завершим реконструкцию коридора "Центр-Юг".

Ведутся работы на проектах "Талдыкорган  Усть-Каменогорск" (768 км), "Актобе – Атырау – Астрахань" (576 км), которые планируется полностью завершить в 2023 году. В текущем году начнется реконструкция автомобильных дорог Кызылорда – Жезказган, Подстепное – Федоровка и северного обхода города Атырау.

– На какой стадии ведутся строительные работы БАКАД?

 Хотелось бы подробнее пояснить касательно основных условий реализации данного проекта. Реализация проекта осуществляется в рамках договора концессии, который предусматривает, что концессионер самостоятельно финансирует строительные работы по проекту (за собственные либо заемные средства) и несет ответственность за  проектирование и строительные работы.

После введения автодороги в эксплуатацию концессионер также будет осуществлять ее содержание в течение 16 лет, компенсируя собственные расходы за счет сбора платности за проезд. 

На сегодняшний день из 66 км дороги на 33 км проложен асфальт, обустроено 100 водопропускных труб из 112, построены 14 мостов из 41, вынесены 175 инженерных сетей из 180. Все основные работы по БАКАД планируется завершить в 2023 году, притом что договором концессии срок завершения определен на 2024 год.

 В прошлом году президент Касым-Жомарт Токаев говорил  о том, что нужно обеспечить пользователей дорог отличным придорожным сервисом. Что делается в данном направлении? Требуются ли инвестиции для развития ОПС?

 Данный вопрос на контроле правительства, и национальным оператором по автомобильным дорогам АО "НК "КазАвтоЖол" проводится определенная работа. На сегодняшний день на автодорогах республиканского значения есть 1668 единиц ОПС, из которых 1134 единицы соответствуют национальному стандарту.

Ведутся работы по строительству новых и приведению существующих объектов придорожного сервиса в соответствие национальному стандарту. Реализация данных проектов предусматривается за счет частных инвестиций. До конца года планируется увеличить количество ОПС до 1736 ед. и 74% привести в соответствие требованиям национального стандарта (1174 ед.)

За I квартал текущего года привлечены частные инвесторы для  строительства 19 благоустроенных СГУ на площадках отдыха. В целом планируется построить 76 новых благоустроенных СГУ, в том числе за счет якорных инвесторов – 21 единицу, за счет частных инвестиций – 37 единиц. Остальные 18 – в рамках объектов сервиса и за счет реконструкции.

Необходимо отметить, что министерство приветствует всех потенциальных инвесторов для развития объектов придорожного сервиса.

Султан Биманов