Решит ли запрет вывоза нефтепродуктов проблему пробок на казахстано-киргизской границе?

1865

Казахстан вводит запрет на вывоз ГСМ автотранспортом. Но станет ли это преградой для десятков водителей, которые промышляют его перепродажей в соседней стране? В этом вопросе разбирался inbusiness.kz.

Решит ли запрет вывоза нефтепродуктов проблему пробок на казахстано-киргизской границе?

Туристический сезона на Иссык-Куле начался в середине июня. Надо ли говорить, что это излюбленное место отдыха казахстанцев, особенно южных регионов. В нынешнем году стоит ожидать увеличения цен на 20-40% в местных отелях. Одна из причин – здесь ожидают большого наплыва россиян. Кроме удорожания отдыха, туристов, есть и другая проблема – пробки на границе. Со стороны Казахстана на пропускном пункте "Кордай" увеличилось число кабин паспортного контроля до 34, соответственно и полосы движения транспорта. В приоритете – туристические автобусы. Но вопрос пробок – никто не отменял. И дело не только в большом наплыве туристов, но и в желании предприимчивых людей подзаработать на разнице стоимости ГСМ. Вот и гоняют машины между двумя странами, совершая в день, при хорошем раскладе, до пяти ходок.

Цена вопроса

Средняя цена на бензин в Кыргызстане за период с 21 марта по 27-июня т.г. составляет 66.13 (1 сом – 5, 88 тенге). За последние 1,5 года цены на ГСМ у наших соседей выросли в два раза. В январе 2021 года бензин марки АИ-92 стоил 35 сомов. Для сравнения в Алматы на 5 июля АИ-92 продавался по 180 тенге, АИ-95 – 212 тенге. Таким образом, у наших соседей бензин марки АИ-92 стоит в районе 388 тенге за литр. Маржа ощутимая. Как итог, дорогой бензин у соседей оживил контрабанду.

Глава Службы антимонопольного регулирования Кыргыстана Кенешбай Тайлаков разъяснил, из чего складываются цены на импортируемый ГСМ из России.

"Акцизный налог на 1 тонну поставляемого ГСМ составляет 5000 сомов, взимается НДС за каждый литр – до 7 сомов. Кроме того, за каждый литр оплачивается перевозка – это 4-5 сомов. Есть расходы при продаже и хранении. Поэтому на закупочную цену только от налогов добавляют 20 сомов. К примеру, если все переводить в сомы, то там мы покупаем за 40 сомов, а вместе с налогами, расходами на дорогу и на местах, то цены составляют 66-67 сомов", – отметил кыргызский чиновник.

При этом он пояснил, что низкая цена на ГСМ в Казахстане объясняется их государственным регулированием. В Кыргызстане на формирование свободной рыночной цены оказывает влияние транспортировка из России по железной дороге. Стоимость – пять сомов за литр плюс НДС, налог с продаж и акцизный. Получается, 12 сомов за литр.

Ежегодная потребность Кыргызстана составляет 1,2 млн тонн ГСМ. 90% нефти импортируется с нефтеперерабатывающих заводов России –"БашНефть", "Ангарский нефтехимический завод", из Омска и Орска.

Контрабандный бензин из Казахстана стоит на 4-5, а порой и на 20 сомов дешевле. Правда, в официальной статистике данное явления отражения не находит. Бензин перевозится легально – в бензобаках машин. Просто излишки его сливаются буквально прямо за пограничным пунктом, и машина возвращается в Казахстан за новой дозаправкой. Занимаются этим не только наши соседи, но и казахстанцы. Например, на этом не плохо подзарабатывают жамбульцы. Например, машина марки Volkswagen Passat вмещает 110 литров бензина, а если это сделать под углом – подставив под колесо кирпич, то вместится еще 10-15 литров. Ну и канистры никто не отменял. Говорят, даже в емкость для опрыскивания стекол умельцы заливают бензин. И так несколько ходок за сутки, вот вам и пробка на границе.

Предупрежден, значит вооружен?

Еще в середине июня пограничная служба РК публично заявила о проблеме перевозки ГСМ через границу.

"С учетом разницы в стоимости востребованных марок бензина в Республике Казахстан и Кыргызской Республике в настоящее время на казахстанско-кыргызской границе наблюдается увеличение автотранспортных средств, перевозящих горюче-смазочные материалы (бензин) через границу, в том числе с нарушениями правил перевозки (установка дополнительных бензобаков либо их расширение, не предусмотренное заводом-изготовителем). Отсутствие ограничения на частоту пересечений государственной границы в отношении данной категории перевозчиков существенно увеличивает нагрузку на пункты пропуска и создает предпосылки к скоплениям автотранспортных средств в непосредственной близости к пограничным переходам. Кроме того, зачастую граждане, использующие личный автотранспорт для перевозки ГСМ, как правило пренебрегают правилами безопасности, что, в свою очередь, может привести к трагическим последствиям. Во избежание несчастных случаев Пограничная служба рекомендует воздержаться от попыток перевозки ГСМ подобным способом", – сообщалось в пресс-релизе.

Вывозить запрещено

Наконец, прочувствовав ситуацию, министры энергетики, финансов и внутренних дел и председатель Комитета национальной безопасности подписали приказы "О некоторых вопросах вывоза нефтепродуктов с территории Республики Казахстан", которые вводят полугодовой запрет на вывоз бензина и дизтоплива, который начнет действовать с 12 июля.

"Ввести запрет сроком на шесть месяцев на вывоз с территории Республики Казахстан автомобильным транспортом бензинов, дизельного топлива и отдельных видов нефтепродуктов, за исключением смазочных масел и за исключением вывоза в бензобаках, предусмотренных заводом-изготовителем автомобильных транспортных средств, а также в отдельных емкостях объемом не более 20 литров", – отмечается в документе.

Но остановит ли это поток контрабанды частным путем? Ведь частоту поездок из одной страны в другую в течение суток никто не лимитирует. К слову, киргизская коллега сказала, что ничего не слышала о подобном бизнесе, добавив, что сама постоянно заправляется на приграничных пунктах и не только с Казахстаном. Так дешевле.

Марина Попова