Откуда деньги?
Запланированный объем доходов республиканского бюджета на 2021 год составляет 11,277 трлн тенге. Это на 626,9 млрд тенге меньше, чем предусматривал первоначальный бюджет на 2020 год. Но при этом на 729,5 млрд тенге больше, чем было запланировано получить в 2019-м.
Ключевая статья доходов – подоходный налог. В текущем году заложено поступление в размере 6 трлн 635,6 млрд тенге – почти на 1,1 трлн больше, чем годом ранее (но меньше, чем в 2019-м). Ожидается увеличение объема поступлений корпоративного подоходного налога на 44% (или 621,8 млрд тенге, до 2,022 трлн тенге), а также таможенных платежей на 70% (до 1,442 трлн тенге).
А вот трансфертов, как ожидается, станет меньше. Если в начале 2020 года планировались поступления из Нацфонда в размере 4,77 трлн тенге, то в 2021-м всего 3,7 трлн. Частично это снижение планируется покрыть за счет роста трансфертов из областных бюджетов и городов республиканского значения на 9% – с 597,8 млрд до 651,4 млрд тенге.
Объем неналоговых поступлений, как ожидается, значительно снизится. Если на 2020 год планировались соответствующие поступления в объеме 976,5 млрд тенге, то сейчас – в 3,4 раза меньше (286,4 млрд тенге). Основное изменение произошло по статье "Прочие неналоговые поступления" (было – 743,2 млрд тенге, стало – 37,5 млрд). Зато за счет дивидендов на государственные пакеты акций, находящиеся в государственной же собственности, планируется получить 167,1 млрд тенге – рост более, чем на 20%.
Финансирование образования вырастет более чем в полтора раза
Общий объем затрат республиканского бюджета на 2021 год сложился в размере 13,756 трлн тенге. Все они разделены на 15 функциональных групп, благодаря чему можно отследить, какие направления являются приоритетными. А сравнение с предыдущими годами позволяет увидеть, как эти приоритеты меняются. И вот тут много интересного:
- По сравнению с принятым на начало 2020 года бюджетом выросли затраты только по 6 из 15 функциональных групп. Две из них – это обслуживание долга (+21%, до 929,1 млрд тенге) и трансферты (+1%, до 2,121 трлн тенге). Первая предусматривает обслуживание правительственного долга (например, выплаты по ранее выпущенным облигациям), вторая – субвенции министерства финансов (трансферты в областные и городские бюджеты для реализации определенных программ).
- Еще две функциональных группы с ростом относятся к социальным вопросам. Расходы на социальную помощь и социальное обеспечение увеличатся на 2%, до 3 трлн 966,9 млрд тенге, это самая крупная статья расходов республиканского бюджета на 2021 год. Почти 97% средств предназначены на "Социальное обеспечение отдельных категорий граждан и их сопровождение по выплатам".
- Куда сильнее увеличатся вложения в образование – с 881,7 млрд до 1,337 трлн тенге, или более чем в полтора раза. Основной прирост обеспечен за счет таких статей расходов как "Обеспечение доступности качественного школьного образования" (+310,8 млрд, до 731,3 млрд), "Обеспечение доступности дошкольного воспитания и обучения" (+46,2 млрд, до 72,3 млрд тенге) и "Обеспечение кадрами с высшим и послевузовским образованием" (+50,8 млрд, до 303 млрд тенге).
- При этом сократилось финансирование Назарбаев Университета. Плановый целевой трансферт от министерства образования и науки сокращен с 7,7 млрд до 7 млрд тенге, от канцелярии премьер-министра – с 347,9 млн до 208,7 млн тенге. Целевые вклады в Назарбаев Интеллектуальные школы по линии минобразования также сократились: с 26,1 млрд до 21,9 млрд тенге.
- Впрочем, это все равно больше, чем планируется потратить на модернизацию среднего образования. Тут плановые расходы составляют 21,4 млрд тенге.
- Резко (более чем на 60%) возрастают расходы на обучение и воспитание одаренных в спорте детей – плановые расходы на 2021 год составляют 17 млрд тенге. Еще 12,3 млрд пойдут на подготовку кадров в области культуры и искусства. В сумме это больше, чем республиканский бюджет выделяет на подготовку специалистов в области здравоохранения с высшим, послевузовским образованием и оказание социальной поддержки обучающимся – около 28 млрд тенге.
- Вообще, плановый расход на образование по линии министерства здравоохранения снизился за год с 31,7 млрд до 29,7 млрд тенге. В культуре и спорте выросло с 26,3 млрд до 34,4 млрд тенге. Ненамного (в пределах 8%) выросли запланированные расходы на образование сотрудников по линиям генеральной прокуратуры, министерства обороны, МЧС и МВД.
- Вообще, расходы по функциональной группе "Оборона" вырастут на 5%, составив 651,9 млрд тенге. На столько же увеличится и финансирование топливно-энергетического комплекса и недропользования – общий объем запланированных расходов составляет 83 млрд тенге. Из них 42,5 млрд тенге направится на развитие газотранспортной системы, 23,8 млрд тенге – на развитие тепло- и электроэнергетики.
Республиканских средств в здравоохранении станет меньше
Функциональных групп, финансирование которых в 2021 году сократится, насчитывается девять. В первую очередь обращает на себя внимание присутствие в списке здравоохранения. Плановые расходы республиканского бюджета на нынешний год составят 1,630 трлн тенге, что на 153,3 млрд тенге меньше уровня, изначально запланированного на 2020 год.
Основное снижение приходится на финансирование обеспечения гарантированного объема бесплатной медицинской помощи – с 1 трлн 323,8 млрд тенге до 1 трлн 132,5 млрд тенге. Но это все равно немало: на эту статью приходится 8,2% вообще всех плановых расходов республиканского бюджета на год. И это больше, чем, например, на всю оборону и госуслуги общего характера. Кроме того, увеличивается объем средств, которые будут направлены на оказание медицинской помощи в рамках обязательного социального медицинского страхования и его сопровождение – с 299,5 млрд до 349,4 млрд тенге.
Финансирование прикладных научных исследований в области здравоохранения увеличивается в 29 раз: с 232,2 млн тенге до 6,7 млрд тенге. При этом расходы на хранение специального медицинского резерва и развитие инфраструктуры здравоохранения сократятся в четыре раза – с 34,3 млрд до 8,6 млрд тенге.
Экономия на национальной безопасности
Если отойти от сферы здравоохранения, то обращает на себя внимание:
- Расходы республиканского бюджета по линии промышленности, архитектурной, градостроительной и строительной деятельности сократятся более чем в три раза – с 53,2 млрд до 16,6 млрд тенге.
- На 10% снижаются расходы в сельское хозяйство, охрану окружающей среды и земельные отношения. Общий запланированный объем финансирования на 2021 год – 318,8 млрд тенге, что на 35,5 млрд меньше планов на 2020-й. "Сэкономить" решено на повышении доступности финансовых услуг (с 178,9 млрд до 161,5 млрд тенге) и развитии животноводства (с 33,8 млрд до 23,9 млрд тенге).
- Более чем на 22% планируется сократить финансирование направления "Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность" – с 833,9 млрд до 647,6 млрд тенге. Основное снижение – по линии КНБ. Запланированные расходы на обеспечение национальной безопасности снижены с 419,8 млрд до 287,2 млрд тенге. Финансирование охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности снижено со 137 млрд до 113,1 млрд тенге. В целом снижение отмечается по всем ведомствам: МВД, КНБ, антикоррупционная служба, Генеральная прокуратура, Верховный суд, служба государственной охраны, министерства юстиции и финансов, а также канцелярия премьер-министра.
- Если говорить об основных изменениях в вопросах общих государственных услуг, то обращает на себя внимание снижение запланированного объема выплат премий по вкладам в жилищные строительные сбережения с 35,9 млрд до 20 млрд тенге. Финансирование управления делами президента снижено с 70,6 млрд до 52,6 млрд тенге. Зато на модернизацию и техническое дооснащение пунктов пропуска на границе предназначено 49,8 млрд тенге против 10 млрд в 2020-м. Финансирование развития науки выросло с 40,6 млрд до 48,3 млрд тенге.
Меньше на дороги и госпрограммы, больше – на профессиональный спорт
- По линии ЖКХ обмечается сокращение финансирования жилищного строительства по программе "Нурлы Жер" с 203,8 млрд до 185,5 млрд тенге. При этом растет объем средств, направленных на возведение инфраструктуры к строящимся по программе домам (со 115,6 млрд до 125,5 млрд тенге).
- Планы по финансированию спорта высших достижений увеличены с 32,6 млрд тенге в 2020 году до 41,5 млрд в 2021-м.
- На финансирование программы "Создание космического ракетного комплекса "Байтерек" на базе ракеты космического назначения среднего класса нового поколения для запусков беспилотных космических аппаратов" из республиканского бюджета планируется направить 23,2 млрд тенге против 106,8 млн в 2020-м.
- Зато финансирование ремонта дорог значительно падает – с 254,8 млрд до 123,6 млрд тенге.
- Плановое перечисление на 2020 год в АО "Администрация Международного финансового центра "Астана" составляло 116,9 млрд тенге. В 2021-м – 11,8 млрд тенге.
- Финансирование в рамках госпрограммы развития регионов снижается со 105,5 млрд до 51,4 млрд тенге, "Дорожной карты бизнеса – 2025" – с 78,5 млрд до 66,2 млрд тенге, отчисления в города республиканского бюджета и Акмолинской области на развитие инфраструктуры окраин – с 25,6 млрд до 20,4 млрд тенге.
- В 2020 году было запланировано выделение 237 млрд тенге в качестве целевых трансфертов в бюджеты регионов в качестве компенсации за снижение налоговой нагрузки для субъектов малого и среднего бизнеса. Подобных планов на 2021 год в казне не предусмотрено.
Алексей Никоноров
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!