/img/tv1.svg
RU KZ
Рестораны и общепит уходят в минус

Рестораны и общепит уходят в минус

«Бизнес может продержаться на плаву максимум два месяца», – предприниматели ВКО рассказали о своем положении после введения чрезвычайного положения в стране из-за коронавируса.

08:16 26 Март 2020 4452

Рестораны и общепит уходят в минус

Автор:

Жанар Асылханова

Фото: Мария Матвиенко

Вынужденный простой в связи с введением в стране чрезвычайного положения по коронавирусу негативно сказывается практически на всех субъектах малого и среднего бизнеса. Бизнесмены массово жалуются на то, что из-за приостановления деятельности терпят значительные убытки.

Корреспондент inbusiness.kz узнала о состоянии на сегодняшний день.

Одни убытки

Больше всего страдает сфера предоставления услуг. Владельцы ресторанов, гостиниц, фитнес-клубов, кинотеатров, центров дополнительного образования, арендаторы столовых Восточного Казахстана остались не у дел, им нечем платить за аренду, кредиты, налоги.

«Все переведены на дистанционную работу и онлайн-обучение. Доходов, разумеется, нет. У меня 46 человек сейчас без работы сидят дома. Но нам сказали, все равно за аренду помещений надо платить. Это 50-80 тысяч в месяц. Но откуда деньги, если мы не работаем? Только в убытке сейчас. И не знаем, сможем ли дальше работать», – говорит один из арендаторов ряда школьных столовых, который попросил не называть своего имени.

Всего по области действовали 48 школьных столовых. В день только одну столовую посещали по 200-300 человек. Средняя стоимость обеда – 350 тенге. В месяц выходило 1,5 млн тенге.

На грани закрытия

О колоссальных потерях говорят и представители ресторанного бизнеса. По словам ресторатора Мухтара Тойбазарова, владельца ТОО «Пять звезд» и центра досуга «Резиденция Остров», ранее поданные заявки на мероприятия люди отменяют. Чтобы вернуть заказчикам деньги, выплатить заработную плату работникам, ему пришлось взять еще один кредит. Практически весь персонал сейчас находится дома с сохранением заработной платы.

«В нашем бизнесе 30% составляет себестоимость продуктов, 30% – заработная плата, еще 30% – коммунальные расходы, текущий ремонт помещений, оборудования, благоустройство территории, налоги и 10% – это наша прибыль. Прибыли не было, следовательно, заработную плату должны отдать из своего кармана. У меня две площадки. Одна предназначена для свадеб и других мероприятий. Другая – это ресторан, кафе, караоке. Сейчас, как законопослушный гражданин, караоке закрыл, резиденцию тоже. Взятые предварительные платы за свадьбы вернул. Деньги-то эти потрачены уже на ремонт. Поэтому пришлось влезть в кредит. Это прямой мой убыток. Если второй месяц так же продолжится, мы просто разоримся», – отмечает он.

Между тем, говорит Мухтар Тойбазаров, он даже не представляет, как будет платить заработную плату в следующем месяце.

«Убытки будут, это не менее 50% от нашего будущего оборота. Если учитывать, что мы каждый месяц имеем только 10% чистого дохода, получается, убытки потом придется восстанавливать пять-семь месяцев. Все говорят, пройдет. Но я, как экономист, понимаю, что я семь следующих месяцев буду только восстанавливать. Если в следующем месяце так же будет, как сейчас, мы просто будем не выполнять законные действия. Все начнет рушиться. У меня более ста работников, при средней заработной плате 100 тысяч тенге это 10-12 млн тенге в месяц», – недоумевает Мухтар Тойбазаров.

Отсрочка по кредитам малому и среднему бизнесу тоже не выход, считает он. Кредит все равно придется выплачивать через три месяца. Но выйдут ли к этому времени из трудного положения предприятия – это вопрос. К тому же люди, и так уставшие от ситуации, вряд ли сразу побегут в рестораны и будут устраивать тои, уверен ресторатор.

«При работе остаются только 30% персонала моих заведений. Всем элементарно нечем платить заработную плату. Такими темпами месяца два протянем, потом и вовсе закроемся. Поддержки никакой нет», – сказал директор сети ресторанов «Регистан», он же учредитель «Радио Микс» Рустам Адамов.

«Рекомендуем владельцам кафе, ресторанов активно использовать онлайн-доставки с соблюдением норм санитарной безопасности», – советует руководитель управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития ВКО Ержан Шурманов.

О компенсации предприятиям, чьи работники остались без работы из-за пандемии, речи не идет. Между тем именно это, по словам восточноказахстанских предпринимателей, стало бы одной из ощутимых поддержек со стороны государства.

К слову, некоторые результаты опроса, который запустил на своей странице в Facebook казахстанский экономист, старший партнер Центра стратегических инициатив Олжас Худайбергенов. Он попросил земляков-бизнесменов ответить на несколько вопросов, для того чтобы получилась реальная картина по сложившейся ситуации. Свои ответы выслали свыше 150 предпринимателей, осуществляющих деятельность в сферах туризма, торговли, услуг, легкой промышленности, общепита, строительства, перевозок, сельского хозяйства и других. Так, согласно ответам первых респондентов, продажи товаров и услуг упали от 40% до 100%, свыше 200 работников уволены, более 1000 отправлены в отпуск с вероятностью дальнейшего увольнения. На вопрос: «Сколько месяцев можете сохранять оставшийся персонал, если ситуация не изменится?» – бизнесмены ответили, что максимум два месяца. На вопрос: «Находитесь ли вы сейчас на грани закрытия бизнес?» – большинство ответили: «Да».

Все, как обычно

Меньше всего страдают предприятия квазигосударственного сектора, так как с финансированием от государства проблем не было и не будет. Они работают в обычном режиме, заработная плата за сотрудниками при «дистанционке» сохраняется. Не все так плачевно и у крупного бизнеса, у которого еще есть запас «энергии» и денег.

В АО «Усть-Каменогорские тепловые сети» корреспонденту сообщили, что сокращения штатной численности не было, все работают в обычном режиме. Нет проблем и в ТОО «АЭС Усть-Каменогорска ГЭС» и ТОО «АЭС Шульбинская ГЭС».

«На сегодня приняты меры предосторожности против распространения инфекции. Организован ежедневный обход медицинским работником всех подразделений, усилен пропускной режим. В местах наибольшего скопления людей, а также в автотранспорте предприятий проводятся дополнительные уборки. Руководство охранных организаций оповещено о необходимости применения средств защиты и проведении санитарных мероприятий на центральном пропускном пункте», – сообщила специалисту по связям с общественностью компаний Светлана Нищенко.

Какие меры приняты в других странах?

В Чехии фирмам, у которых сотрудники на время карантина остались без работы, затраты на заработную плату компенсирует государство. Предприятие будет выплачивать 80% заработной платы, а государство возместит эти расходы в 100%-ном размере.

В Греции размер компенсации от государства составит 70% от зарплаты каждого наемного работника.

В Дании на поддержку компаний направят государственные субсидии, которые помогут покрыть от 25% до 80% их постоянных расходов, компенсация составит 75% от фонда зарплат.

Щвеция временно берет на себя часть расходов по больничному отпуску, по заработной плате и выплатам корпоративного налога предприятий.

Польша компенсирует экономические потери компаниям и обеспечит банки ликвидностью.

Жанар Асылханова, ВКО

Трансформация тойханы в гастроном

Как остаться на плаву в кризисное время.

18 Август 2020 08:25 4191

О том, как трансформировать свой бизнес, редакции inbusiness.kz рассказала актюбинская предпринимательница Калауша Садыкова.

Объявленный в Казахстане локдаун заставил остановиться практически весь отечественный сектор МСБ. Особенно не повезло сфере услуг, включающей в себя ресторанный бизнес.

С июля в Казахстане объявлен локдаун из-за пандемии Covid-19. Уже во второй раз. Это очень больная тема для малого и среднего бизнеса, находящегося на грани выживания. Как Вы, владелица ресторана, выходите из создавшегося положения?

Вы знаете, еще в самом начале, 16 марта, когда все это началось, мы поняли, что все проекты, связанные с массовыми мероприятиями, ждет осадное положение. Уже со временем стало понятно: различные торжества, включая семейные праздники, проводимые в банкетных залах ресторанов и не только там, окажутся под запретом. Стало понятно, что сложилась чрезвычайная ситуация, которая в ближайшее время не разрешится. Естественно, мы поняли: чтобы выжить бизнесу, необходимо искать альтернативные пути выхода из создавшейся ситуации. Провели некий анализ. В нашем активе – опыт, помещения, обученный персонал. Как это использовать? Первое время перешли на доставку, и это неплохо получалось. Причем весь коллектив остался при деле, никого сокращать не стали.

Параллельно я готовила проект по обеспечению питания на медицинских объектах. Поступило предложение по оказанию услуг в условиях пандемии без проведения тендера (из одного источника. – Прим. авт.) от Актюбинского медицинского центра. Конечно же, мы согласились.

Но ведь в Вашем ведении целый комплекс: ресторан, ночной клуб, банкетный зал и караоке-клуб. Данные объекты в условиях карантина по умолчанию были обречены на простой. А ведь это убытки. Какой выход?

Еще в первую волну я заметила: очень хорошо идет реализация продуктов питания. В силу того, что тема локдауна затянулась и вряд ли перестанет быть актуальной еще долгое время, я приняла решение на базе ресторана сделать торговый дом. Назвала его «Гастроном № 1». От ресторанно-банкетной темы я отказалась. Все оборудование, посуду перенесла в одно из помещений и сейчас готовлю к распродаже. В двух больших залах общей площадью две тысячи квадратных метров планирую реализовать новый проект не только для Актобе, но и для Казахстана.

То есть торговые ряды будут располагаться в залах, оформленных в дворцовом стиле, с шикарным интерьером и хрустальными люстрами. Это станет неким гибридом супермаркета и рынка. Отличный сервис вкупе с большим ассортиментом. Одна из целей проекта – добиться лояльного ценообразования. Чтобы люди из любых социальных групп могли бы приобрести продукты по приемлемым ценам. Хочу создать торговую площадку с особой энергетикой, куда покупателю захотелось бы вернуться еще раз. Но для этого нужно поставить себя на место покупателя, взглянуть его глазами.

И еще. Акцент мы делаем на местных (отечественных) производителей, чтобы поддержать их такое время. Свое предложение мы высказали руководству области.

Но если разговор идет об отличном сервисе, то и к продавцам подход должен быть иной, то есть более высокие требования, чем к рыночным торговцам, не так ли?

Конечно. Мы даем частникам площадку для реализации своих проектов, но уже на другом уровне. Их проекты должны быть забрендированы. Уже пора отходить от «продает Асике, Басике» и тому подобного. То есть должна быть торговая точка ИП такого-то или какое-либо запоминающееся название (бренд). Предлагаем в Instagram создать свои странички. Например, многие наши производители мяса даже не имеют страниц в соцсетях. Мы же хотим вывести их на новый виток бизнеса. Сейчас многие рынки закрыты из-за эпидемиологической обстановки. Я предлагаю арендаторам реализовывать продукцию через Instagram.

Еще один вариант – планирую организовать доставку продуктов питания из торговых точек своего ТД. Есть категория покупателей, которые не хотят или не могут по той или иной причине выезжать из дома. У них будет возможность заказать продуктовую корзину с нашей площадки.

Сейчас очень много форс-мажорных моментов, к которым надо быть готовым, чтобы остаться на плаву. Частникам, мелким производителям сейчас реально очень сложно. Они просто потерялись, ждут помощи от государства, открытия торговых точек.

Получается, что Вы полностью распрощались с ресторанным бизнесом? Что дальше?

Да. Но мой предыдущий бизнес (ресторанный) дал мне статус ответственного предпринимателя. Это сыграло немаловажную роль в период карантина. Мы себя неплохо зарекомендовали в сфере кейтеринга, поэтому получили столь важный заказ от АМЦ. Да, мы организовывали свадьбы, мероприятия, банкеты на 200, 300, 400 человек. Но мой прогноз таков, что в ближайшем будущем больших свадеб уже не будет в таких масштабах, как до пандемии. Во-первых, все выбиты из колеи в финансовом плане. Во-вторых, эпидситуация такая, что массовые мероприятия станут проводить еще не скоро. Впереди еще обещают вторую волну Covid-19.

Ресторанный бизнес не скоро восстановится. Но сейчас надо всем успокоиться и сориентироваться. Необходимо придумать что-то новое и переформатировать свой бизнес на базе уже существующего.

В начале карантина я сразу обратилась к своим коллегам-рестораторам, чтобы те не сидели опустив руки. Ругать главного санитарного врача области – не выход из ситуации. Рестораторам необходимо найти варианты, чем занять себя и своих работников. Проанализировать потребление городом продуктов питания. Возможно, создать торговые дома наподобие моего проекта, на базе имеющихся помещений. Мне очень жаль тех предпринимателей, которые построили рестораны и не провели в них ни одной свадьбы или банкета. То есть планировали устроить торжества в сезон (весенне-летний. – Прим. авт.), но этого сделать не удалось.

Я отработала в ресторанном бизнесе 10 лет. К расставанию с ним отношусь не критично. Главное, не сидеть сложа руки, а всегда анализировать ситуацию. Многие потребители не хотят во время карантина посещать сети супермаркетов города. Тем более что и цены там не очень маленькие на сегодняшний день. А ведь реально создать им конкурентную среду. Как предпринимательница и владелица бизнеса, я имею возможность проводить гибкую арендную политику в своем торговом доме. Кроме того, хочу поднять тему, чтобы власти рассмотрели вопрос субсидирования моим предпринимателям-арендаторам.

Что Вы можете посоветовать рестораторам? Как использовать пустующие банкетные залы?

Потери уже есть и еще будут. Это однозначно. Как уже говорила, в первую очередь необходимо проанализировать потребительский рынок. Определиться, что сейчас в тренде, на что есть спрос. К тому же, по прогнозам, впереди еще вторая, а может, даже и третья волна пандемии коронавируса. Почему бы не рассмотреть вариант открытия провизорных центров в пустующих помещениях ресторанов и банкетных залов?

То есть в рамках ГЧП?

Совершенно верно. Зачем что-то строить, если есть готовые здания, за эксплуатацию которых заплатит государство? Не надо бояться. Ведь понятно, что ресторанный бизнес мы потеряли. Но будет еще хуже, если мы будем просто так сидеть и ничего не делать. Я сама многодетная мать, у меня шестеро детей. Но всегда стараюсь сама решать свои проблемы и не ждать помощи государства.

Семён Данилов


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Кто в карантине угощал казахстанских селебрити индейкой?

Бизнес-история Андрея Пака завораживает, впечатляет и мотивирует.

26 Июнь 2020 08:33 7693

Однажды перестав чинить автомобили на СТО, Андрей всего спустя полтора года сумел оказаться в кругах казахстанских звезд шоу-бизнеса, театра и кино. Вместе с супругой и дочерью он организовал бизнес по готовке и доставке так называемой праздничной еды – коктала, барашка на вертеле, индейки и многого другого. Угощает своих клиентов Андрей лично, и делает это мастерски, с элементами шоу. Как родилась идея семейного бизнеса? Что позволяет оставаться востребованными при высокой конкуренции? И как пандемия коронавируса сказалась на доходах в сфере доставки еды? Обо всем этом Андрей Пак рассказал в интервью корреспонденту Inbusiness.kz.

Андрей, в определенных кругах Вы славитесь как бизнесмен, который сумел раскрутиться в рекордно короткие сроки – всего за полтора года. Конечно, это не заводы и фабрики, но, тем не менее, Вы сумели поставить семейный бизнес. Расскажите, как пришла идея, как начинали? Что сегодня у Вас в ассортименте?

Я всегда любил готовить для себя и семьи, любительски, но с душой. В то время, когда мне пришла идея пожарить барашка целиком, коммерческих целей я не преследовал, профессиональных навыков у меня не было, но я всегда был полон решимости, новых идей и проектов. Посмотрев в Интернете все устройства, которые предназначены для этого, я понял, что ни один из них не соответствует представлению о жарке большой туши. Я решил сделать свой ящик для жарки барашка, померив на рынке самого большого барашка, я приехал домой и сделал чертежи. В течение месяца воплотил идею в реальность. Так появилось первое оборудование для жарки барашка. Сейчас я готовлю не только барашка, в меню добавились коктал, индейка, утка, говядина. Все рецепты, включая гарнир, а также оборудование для готовки, упаковка – все сделано и разработано мной самостоятельно (с помощью Интернета, конечно же). Все блюда, конечно же, готовятся по правилам халал.

Каким был Ваш стартовый капитал? Сколько вложили и на что? Когда стала поступать первая прибыль? Помните своего первого клиента?

Как такового стартового капитала не было, да и, как я уже говорил ранее, не думал, что это когда-то станет моим бизнесом. Прибыль я до сих пор особо не чувствую, стараюсь все вкладывать в бизнес. На первых этапах главное – сделать максимальные усилия. Первого клиента я получил из газеты, об этом расскажу позже. Могу только отметить, что стоимость барашка на вертеле с моим личным выездом увеличилась почти в 1,5 раза.

А был ли у Вас до этого бизнес-опыт? Я к тому спрашиваю – насколько Ваш подход к Вашему делу был выверенным или действовали по наитию? Изучали ли рынок, спрос, конкурентов?

Бизнес-опыта у меня не было, я тогда еще работал на СТО. Первой «бизнес-мыслью» было дать объявление в местной газете (мы жили тогда в Талдыкоргане), так и поступил, получив свой первый заказ. В то же время создали инстаграм-страничку @sezon.bbq и за год развили до первых 2000 подписчиков. Мне повезло, что у моего хорошего друга сестра давно живет в Алматы и является популярным блогером, бизнесвумен. Она прорекламировала нас в «Инстаграме», меня стали приглашать разные звезды телевидения, эстрады и спорта, так, количество подписчиков и клиентов возросло. Моя услуга стала востребована, оставаясь уникальной до сих пор, так как я сумел создать настоящее шоу из простого приготовления еды. Было принято решение переехать из Талдыкоргана в Алматы. С этого времени прошел год. Сейчас я живу в Алматы, развиваю бизнес в полной мощности, и, надеюсь, это только начало.

Андрей, насколько мне известно, сегодня в Вашем бизнесе Вы, Ваша супруга и дочь. Это чисто семейный бизнес? Не могу также не спросить Вас о том, как пережили жесткий карантин? Вопреки некоторым прогнозам, многие предприниматели сегодня заявляют, что получили новый виток развития для своего дела именно в условиях карантина. Учитывая специфику Вашего бизнеса, наверняка, подавно. Как «уходили» утка, коктал у Вас? Возникали ли какие-либо проблемы с организацией доставки в период ЧП?

Когда наступил карантин, заказов сначала не было. Проанализировав наше предложение, мы пришли к решению, что нужно снизить средний чек и увеличить бюджет на рекламу. Рекламой занимается моя дочь (коуч по маркетингу в соцсетях), а также обрабатывает заявки и работает с курьерами. На момент карантина и даже сейчас мы сотрудничаем с «Яндекс.Доставка», поэтому проблем с доставкой еды нет. Мы также наладили бесконтактный закуп и доставку продуктов. После всех внедренных улучшений заказов стало больше, чем до карантина. Пик заказов пришелся на Рамадан. На данный момент количество заказов держится на должном уровне. За последние пару месяцев мы увеличились в 10 раз, и это больше, чем результат за 1,5 года. Своему достижению я благодарен своей семье, в особенности моей супруге. Она, помимо своей безграничной веры и поддержки, помогает мне в мариновании рыбы и мяса. На данный момент мы также формируем свою команду и расширяем штат.

Очень впечатляет. А насколько вы конкурентоспособны в плане ценовой политики? Насколько сегодня доступна ваша продукция? Не было повышения цен в период ЧП? И давайте поймем, из чего складывается цена на вашу продукцию?

Честно говоря, цена нашей продукции выше среднего и выше многих предложений на рынке. Однако это все обусловлено стоимостью продуктов и способа приготовления. Все блюда мы готовим из ингредиентов высшего качества, приправы заказываем сборные, специально разработанные для наших блюд. Концепция нашей компании – «все готовится на углях», а это тяжелее, чем в обычной духовке или на газу, к примеру. На момент ЧП мы, напротив, снизили средний чек, как я уже сказал ранее. Считаю, что наша продукция доступна каждому среднестатистическому алматинцу, цены хоть и выше среднего, но вполне оправданы, ведь мы не пытаемся гнаться за количеством и ценами, а ориентируемся на качество.

Давайте вернемся к вашим успехам за полтора года. Как Вы считаете, в чем секрет такого стремительного развития? Правильный маркетинг, хорошее соотношение цены и качества или настолько у нас любят запеченные утку и рыбу?

Не считаю нынешнее достижение успехом. Скорее отправной точкой. Как я уже озвучил ранее, к этому уровню мы пришли не за 1,5 года, а за два месяца. Нельзя выделить что-то одно, повлиял и качественный маркетинг, и вкус нашей еды. Не могу не отметить развитие личного бренда – стараюсь чаще появляться в ваших лентах «Инстаграма»! Людям нравится, многие отмечают не только вкусную еду, но и неиссякаемую харизму повара. (Улыбается.) Кушают наши люди хорошо. Детям по душе пришлась уточка в фирменной медовой глазури благодаря своему сладковатому вкусу и мягкому сочному мясу; молодежи – брискет по-техасски, они любят все новое и заморское; взрослым – коктал, так как это не только вкусное блюдо, но и исконно казахское блюдо.

Андрей, как Вы в целом сегодня оцениваете положение МСБ в Казахстане? Готовитесь ли Вы сами к «тяжелым временам», которые пророчат аналитики и СМИ?

Насколько я помню, во все времена кризис никогда не влиял на всех одинаково. Для кого-то кризис – это конец, для кого-то – начало. Положение МСБ на сегодняшний день довольно нестабильно, но также хочу отметить – не для всех. Многие смогли переквалифицироваться, например мы. Ранее я относил свой бизнес к сфере ивента, а на момент карантина мы неплохо сработали как «еда на вынос». В Алматы, мне кажется, всегда можно найти любимое занятие, которое будет приносить прибыль. Главное – продолжать упорно работать и следить за трендами рынка. Не нужно сдаваться или бояться начать что-то новое. В самые тяжелые времена главное – следовать за своей мечтой и видеть четкие цели. И, я думаю, для нас самые тяжелые времена уже позади.

Поговорим о Ваших планах. Куда и как планируете развиваться?

Идей много. Все карты на стол выкладывать не стану, все-таки, моя основная «фишка» – удивлять людей. В основе лежат не только личные и коммерческие цели, но и социальные. Один секрет я вам открою – в поддержку национального духа страны планирую организовать масштабный «Фестиваль коктала». На данный момент уже готов план проведения данного мероприятия. Обо всем буду рассказывать на своей страничке @sezon.bbq.

Спасибо за беседу, Андрей, успехов Вам!

Мадина Ерик


Подпишитесь на наш канал Telegram!