/img/tv1.svg
RU KZ
Hang Seng 23 372,43 KASE 2 155,58
РТС 955,34 FTSE 100 5 510,33
DOW J 21 641,19 Алюминий 1 552,50
Рестораны и общепит уходят в минус

Рестораны и общепит уходят в минус

«Бизнес может продержаться на плаву максимум два месяца», – предприниматели ВКО рассказали о своем положении после введения чрезвычайного положения в стране из-за коронавируса.

26 Март 2020 08:16 1044

Рестораны и общепит уходят в минус

Автор:

Жанар Асылханова

Фото: Мария Матвиенко

Вынужденный простой в связи с введением в стране чрезвычайного положения по коронавирусу негативно сказывается практически на всех субъектах малого и среднего бизнеса. Бизнесмены массово жалуются на то, что из-за приостановления деятельности терпят значительные убытки.

Корреспондент inbusiness.kz узнала о состоянии на сегодняшний день.

Одни убытки

Больше всего страдает сфера предоставления услуг. Владельцы ресторанов, гостиниц, фитнес-клубов, кинотеатров, центров дополнительного образования, арендаторы столовых Восточного Казахстана остались не у дел, им нечем платить за аренду, кредиты, налоги.

«Все переведены на дистанционную работу и онлайн-обучение. Доходов, разумеется, нет. У меня 46 человек сейчас без работы сидят дома. Но нам сказали, все равно за аренду помещений надо платить. Это 50-80 тысяч в месяц. Но откуда деньги, если мы не работаем? Только в убытке сейчас. И не знаем, сможем ли дальше работать», – говорит один из арендаторов ряда школьных столовых, который попросил не называть своего имени.

Всего по области действовали 48 школьных столовых. В день только одну столовую посещали по 200-300 человек. Средняя стоимость обеда – 350 тенге. В месяц выходило 1,5 млн тенге.

На грани закрытия

О колоссальных потерях говорят и представители ресторанного бизнеса. По словам ресторатора Мухтара Тойбазарова, владельца ТОО «Пять звезд» и центра досуга «Резиденция Остров», ранее поданные заявки на мероприятия люди отменяют. Чтобы вернуть заказчикам деньги, выплатить заработную плату работникам, ему пришлось взять еще один кредит. Практически весь персонал сейчас находится дома с сохранением заработной платы.

«В нашем бизнесе 30% составляет себестоимость продуктов, 30% – заработная плата, еще 30% – коммунальные расходы, текущий ремонт помещений, оборудования, благоустройство территории, налоги и 10% – это наша прибыль. Прибыли не было, следовательно, заработную плату должны отдать из своего кармана. У меня две площадки. Одна предназначена для свадеб и других мероприятий. Другая – это ресторан, кафе, караоке. Сейчас, как законопослушный гражданин, караоке закрыл, резиденцию тоже. Взятые предварительные платы за свадьбы вернул. Деньги-то эти потрачены уже на ремонт. Поэтому пришлось влезть в кредит. Это прямой мой убыток. Если второй месяц так же продолжится, мы просто разоримся», – отмечает он.

Между тем, говорит Мухтар Тойбазаров, он даже не представляет, как будет платить заработную плату в следующем месяце.

«Убытки будут, это не менее 50% от нашего будущего оборота. Если учитывать, что мы каждый месяц имеем только 10% чистого дохода, получается, убытки потом придется восстанавливать пять-семь месяцев. Все говорят, пройдет. Но я, как экономист, понимаю, что я семь следующих месяцев буду только восстанавливать. Если в следующем месяце так же будет, как сейчас, мы просто будем не выполнять законные действия. Все начнет рушиться. У меня более ста работников, при средней заработной плате 100 тысяч тенге это 10-12 млн тенге в месяц», – недоумевает Мухтар Тойбазаров.

Отсрочка по кредитам малому и среднему бизнесу тоже не выход, считает он. Кредит все равно придется выплачивать через три месяца. Но выйдут ли к этому времени из трудного положения предприятия – это вопрос. К тому же люди, и так уставшие от ситуации, вряд ли сразу побегут в рестораны и будут устраивать тои, уверен ресторатор.

«При работе остаются только 30% персонала моих заведений. Всем элементарно нечем платить заработную плату. Такими темпами месяца два протянем, потом и вовсе закроемся. Поддержки никакой нет», – сказал директор сети ресторанов «Регистан», он же учредитель «Радио Микс» Рустам Адамов.

«Рекомендуем владельцам кафе, ресторанов активно использовать онлайн-доставки с соблюдением норм санитарной безопасности», – советует руководитель управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития ВКО Ержан Шурманов.

О компенсации предприятиям, чьи работники остались без работы из-за пандемии, речи не идет. Между тем именно это, по словам восточноказахстанских предпринимателей, стало бы одной из ощутимых поддержек со стороны государства.

К слову, некоторые результаты опроса, который запустил на своей странице в Facebook казахстанский экономист, старший партнер Центра стратегических инициатив Олжас Худайбергенов. Он попросил земляков-бизнесменов ответить на несколько вопросов, для того чтобы получилась реальная картина по сложившейся ситуации. Свои ответы выслали свыше 150 предпринимателей, осуществляющих деятельность в сферах туризма, торговли, услуг, легкой промышленности, общепита, строительства, перевозок, сельского хозяйства и других. Так, согласно ответам первых респондентов, продажи товаров и услуг упали от 40% до 100%, свыше 200 работников уволены, более 1000 отправлены в отпуск с вероятностью дальнейшего увольнения. На вопрос: «Сколько месяцев можете сохранять оставшийся персонал, если ситуация не изменится?» – бизнесмены ответили, что максимум два месяца. На вопрос: «Находитесь ли вы сейчас на грани закрытия бизнес?» – большинство ответили: «Да».

Все, как обычно

Меньше всего страдают предприятия квазигосударственного сектора, так как с финансированием от государства проблем не было и не будет. Они работают в обычном режиме, заработная плата за сотрудниками при «дистанционке» сохраняется. Не все так плачевно и у крупного бизнеса, у которого еще есть запас «энергии» и денег.

В АО «Усть-Каменогорские тепловые сети» корреспонденту сообщили, что сокращения штатной численности не было, все работают в обычном режиме. Нет проблем и в ТОО «АЭС Усть-Каменогорска ГЭС» и ТОО «АЭС Шульбинская ГЭС».

«На сегодня приняты меры предосторожности против распространения инфекции. Организован ежедневный обход медицинским работником всех подразделений, усилен пропускной режим. В местах наибольшего скопления людей, а также в автотранспорте предприятий проводятся дополнительные уборки. Руководство охранных организаций оповещено о необходимости применения средств защиты и проведении санитарных мероприятий на центральном пропускном пункте», – сообщила специалисту по связям с общественностью компаний Светлана Нищенко.

Какие меры приняты в других странах?

В Чехии фирмам, у которых сотрудники на время карантина остались без работы, затраты на заработную плату компенсирует государство. Предприятие будет выплачивать 80% заработной платы, а государство возместит эти расходы в 100%-ном размере.

В Греции размер компенсации от государства составит 70% от зарплаты каждого наемного работника.

В Дании на поддержку компаний направят государственные субсидии, которые помогут покрыть от 25% до 80% их постоянных расходов, компенсация составит 75% от фонда зарплат.

Щвеция временно берет на себя часть расходов по больничному отпуску, по заработной плате и выплатам корпоративного налога предприятий.

Польша компенсирует экономические потери компаниям и обеспечит банки ликвидностью.

Жанар Асылханова, ВКО

Теги:

Общепит рестораны Ресторанный бизнес кофейни Кафе бизнес МСБ Убытки Услуги Гостиницы кинотеатры фитнес-клубы центры дополнительного образования Работа Столовая Школьные столовые Доставка еды ЧП режим ЧП Казахстан Коронавирус коронавирус в казахстане режим ЧП в Казахстане чп в казахстане Чрезвычайное положение чрезвычайное положение в казахстане чрезвычайное положение казахстан режим чп казахстан карантин алматы карантин в алматы алматы карантин алматы закрыли на карантин алматы закрывается на карантин карантин в алматы и нурсултан алматы закрывают на карантин сколько будет длится карантин в алматы в алматы карантин закрытие алматы на карантин алматы закрыт на карантин алматы закроют на карантин алматы закрыта на карантин алматы и нурсултан закрывают на карантин карантин алматы и нурсултан алматы казахстан карантин казахстан алматы карантин карантин алматы нурсултан карантин нур султан нурсултан город карантин город нурсултан карантин карантин в нурсултане в нурсултане карантин нурсултан закроют на карантин нурсултан закрыли на карантин нурсултан закрывают на карантин алматы и нурсултан карантин нурсултан карантин коронавирус алматы нурсултан карантин аэропорт нурсултан карантин

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Ресторанный рынок ждет год большого тестирования

Какие форматы заведений питания останутся?

05 Январь 2020 10:21 7646

Ресторанный рынок ждет год большого тестирования

Посетители меняют форматы заведений, ТРЦ повышают арендные ставки, конкуренты из соседних стран заходят на рынок, бары и столовые «отнимают» клиентов у ресторанов, качественное мясо отправляют на экспорт. Кто устоит на ногах и переживет испытания, предстоящие рынку в 2020 году, и как отрасль прожила 2019 год – об этом inbusiness.kz рассказали эксперты ресторанного бизнеса.

Юрий Пааль, ресторатор:

– В 2019 году случились все те факторы, о которых мы говорили в начале года: на рынке все стабилизировалось, и игроки, которые пошли правильным путем, адаптировали свой средний чек и переориентировались на более дешевый сегмент, зафиксировали и усилили свои позиции.

Конечно, много заведений закрылось, ушло в тень и практически «растворилось», многие проекты не получили инвестиции и не вышли на рынок.

Но в то же время в прошлом году, как и в позапрошлом, очень сильно развилась индустрия фастфуда. В этом сегменте хорошо отметился казахстанский проект – лапшичная, появилось очень много небольших российских проектов, заходит на наш рынок американская сеть ресторанов быстрого питания. В целом все сети усилились: они заняли позиции во всех торговых центрах и стабильно работают.

«Обычные» рестораны – те, которые работают в категориях «А» и «Б», как и ожидалось, просели и ушли в сегмент дешевых заведений. У них более доступный средний чек, но, к слову, в прошлом году он немного вырос – до 3500-4000 тенге. То есть то, о чем мы говорили, что нужно немного переориентироваться, и произошло.

Посещаемость в заведениях питания значительно выросла. Я знаю порядка 10 основных предприятий, которые занимаются сетевым бизнесом. Это и столовые, и рестораны, и фастфуд, у которых посещаемость поднялась в среднем на 30-35%, а средний чек за весь год увеличился как минимум на 15-20% (конечно, в некоторой степени связано с подорожанием продуктов).

Но в целом, я считаю, отрасль развивается очень хорошо, продуктивно. Ей только немного мешают условия, которые создают арендодатели на площадях. В 2020 году значительно и повсеместно увеличится арендная плата. В связи с этим мы ожидаем повышение цен в ресторанах и заведениях фастфуда. Например, два крупных торгово-развлекательных центра подняли свои расценки на 60-80% на этот год, соответственно, нужно ожидать сопоставимый рост цен в заведениях питания.

Плюс еще рост стоимости сырья. У нас у всех нестабильные позиции. И у тех, кто работает на курином материале, и у тех, кто на мясе. Мука тоже дорожает. Поэтому в целом в этом году ожидается повышение цен в заведениях питания.

Но при этом, я уверен, поток посетителей будет только увеличиваться: люди сейчас могут позволить себе питаться вне дома, но другое дело – они не могут позволить себе заведения высоких категорий и выбирают в основном фастфуд и заведения с низким чеком и не требуют повышенного сервиса.

Поэтому дорогостоящие рестораны как бизнес развиваться не будут. Новых игроков в этом сегменте ожидать не стоит, а те, которые уже работают, скорее всего, будут уходить в формат casual – доступных заведений с одинаковым ассортиментом недорогих блюд.

Поэтому сейчас и популярны заведения с паназиатской кухней, всевозможные лапшичные, раменные, суши-бары, пиццерии, бургерные. Бургерные – это вообще бум, он до сих пор продолжается. В прошлом году, например, у нас открылась одна очень дорогая франшиза. Но, думаю, свои позиции на передовой в этом сегменте сохранят мировые сети, которые уже существовали, и вот сейчас еще американская заходит. И вот этим небольшим конгломератом они завоюют практически весь простор нашего пищевого рынка.

В то же время усиливают свои позиции столовые – те, которые работают в основном в пятидневку, и те, которые предлагают не только обед, но и ужин. Потребители активно переходят на такой формат.

Банкетные залы – их большое количество, но они очень прибыльные и достаточно востребованные, и у них тоже наблюдается заметный рост прибыли и дохода.

Шашлычные, скорее всего, будут в этом году закрываться из-за проблем с сырьем. В прошлом году баранина – качественная, отборная – стала в больших объемах уходить в Иран, здесь на рынке хорошего мяса не осталось, если оно и есть, то дорогое. А люди уже привыкли к качественному шашлыку из хорошего мяса. Поэтому в этом сегменте проблемы, и они в этом году, скорее всего, будут усугубляться.

Интересна ситуация с барами. Такой формат заведений характерен больше для Нур-Султана и Алматы, и там тоже очень высокая маржинальность, они наценки делают примерно 1 к 20. Бары востребованы, молодежь их активно посещает. Это новый тренд. Барный бизнес отъел значительную часть дохода у ресторанного бизнеса. Там практически нет кухни, небольшие закуски, дешевые по сырью, но дорогостоящие на выходе, и алкоголь, который в ресторанах практически не употребляется. Сейчас редко можно увидеть, чтобы в ресторане были хорошие продажи по бару. Люди научились считать деньги и делают правильное распределение: вечером приходят, например, в столовую, где можно качественно и недорого поужинать, и затем идут в бар, минуя застолье в ресторане. Поэтому рестораны остаются в небольшом количестве, они дорогие, и в этом году их, скорее всего, будет все меньше и меньше.

Будет больше столовых, отдельных баров, фастфуда, причем не новых форматов, а тех, которые в прошлом году стабильно на ноги встали, забили свои места на площадях – только они могут тянуть такую большую аренду, которую предлагают ТРЦ.

Новичкам в этом году будет сложно, а через год и вообще делать нечего: весь рынок будет уже освоен и стабилизирован. Перспективы могут быть только у тех игроков, которые в прошлом году смогли пройти все эти этапы, удержаться, остаться на рынке. Если удержатся и в этом году, то останутся надолго, на ближайшее десятилетие – точно.

Андрей Мокич, ресторатор, бренд-шеф:

– Мне тяжело говорить обо всем рынке, я ориентируюсь на свои проекты. В этом году я открыл два проекта с ближневосточной кухней и оказывал консалтинговые услуги как проектный бренд-шеф ряду других проектов. Основываясь на этом опыте, могу сказать, что сам рынок постоянно развивается, и под него надо адаптироваться. Те, кто идут в ногу с гастрономическим миром, чувствуют себя уверенно.

Все три показателя – посещаемость, оборот, прибыль – управляемы. У каких-то ресторанов они выросли, а у каких-то упали. Но подчеркну: это не стихийные показатели, а управляемые.

Рестораны всегда открываются и закрываются, каждый год. В этом году также – кто-то закрылся, кто-то открылся. Открытий было много, появляются новые игроки. Новые форматы появляются. Отчасти мы их сами создаем. Например, моя идея сделать ресторанную еду на фудкорте в торгово-развлекательном центре – это тоже новый формат.

Думаю, на рынке будет укрепляться концепция гастрономических пространств в торговых центрах. Их расцвет увидим в 2020-2021 годах. На мой взгляд, в ближайшем будущем появится много интересных гастрономических концепций.

Регионы сейчас тоже развиваются и становятся все интереснее, и туда заходят крупные сети. Заведения активно открываются, в частности в Актау, Атырау, Караганде, также в Нур-Султане. Конечно, не все концепции подходят регионам. Но мне приходило много запросов из регионов.

Гости все больше обращают внимание на здоровую еду, на качество питания. Средний чек в этом году вырос в среднем до 20% по сравнению с прошлым годом из-за удорожания продуктов. Поскольку мы зависим от их стоимости, и она растет, в следующем году, думаю, цены в заведениях еще немного вырастут.

Найля Калтаева, ресторатор, проект-менеджер в сфере ресторанного бизнеса:

– Очень сложно говорить о том, был ли в прошлом году явный спад или явный подъем на ресторанном рынке. Думаю, это очень индивидуально, кто-то ощутил спад, а кто-то – подъем.

С точки зрения развития сферы в целом можно заметить, что у игроков появляется все больше понимания того, что продукт – понятие цельное, у него много составляющих, и это не только блюдо, которое производит ресторан или кофейня.

Также появляется понимание доходности и бизнес-планирования. Изменился подход к среднему чеку: рестораны стали его планировать при формировании ценовой политики и своего меню, и это тоже говорит о росте профессионализма в ресторанном бизнесе.

Прошлый год еще раз дал понимание рынку: сила и возможности развития – в сотрудничестве и единении. Можно отчетливо наблюдать это в гастропространствах торговых центров, где сейчас представлены в основном локальные концепции, что особенно приятно.

Вместе с тем интересно, что на рынке появилось много проектов из Кыргызстана, они занимают уже достаточно большую нишу.

Если говорить о концепциях, которые стали наиболее популярными, то можно отметить бум на кофе. В этом направлении появляется очень много новых игроков, включая и сетевые проекты, и маленькие точки, где продают кофе на вынос. Причем потребителю наконец-то стала важна не только цена, но и сорт, и страна происхождения кофе, и степень обжарки зерен. Отдельно хочу сказать о кофейных модулях на АЗС. Набирает обороты и чайная история. В 2020 году мы ожидаем чайно-кофейный бум.

Елена Тумашова

«Идеи ГЧП в школьных столовых хорошие, а исполнение плохое»

Арендаторы школьных столовых назвали непродуманными условия реализации проекта по модернизации школьных пищеблоков Усть-Каменогорска.

16 Май 2019 15:32 2622

«Идеи ГЧП в школьных столовых хорошие, а исполнение плохое»

Фото: sputniknews.kz

В областном центре Восточного Казахстана приступили к проекту по модернизации школьных столовых, который в прошлом году предложила партия Nur Otan. До 27 мая 2019 года объявлен прием заявок на участие в конкурсе по 44 проектам государственно-частного партнерства, призванного «осовременить» школьные столовые, улучшить обслуживание их пищеблоков. Объявление об этом помещено на официальном сайте АО «Региональный центр государственно-частного партнерства ВКО».

Как следует из текста объявления, проект предполагает «проведение частным партнером ремонта пищеблока школьной столовой, поставку оборудования, мебели и инвентаря, а также предоставление услуг по питанию обучающихся в 44 общеобразовательных организациях Усть-Каменогорска». По словам предпринимателей, победителям конкурса придется ремонтировать канализацию, вставлять новые окна, менять двери, радиаторы отопления, белить-красить, но это все авторы проекта называют косметическим, а не капитальным ремонтом, несмотря на огромный объем работы. Объектом ГЧП являются пищеблок и обеденный зал школьной столовой школ города, предоставление услуг питания обучающихся. Областные средние учебные заведения в проект не вошли.

Вклад государства в проект ГЧП заключается в том, что оно дает возможность бизнесменам работать в школах, по которым они выиграли конкурс, семь лет, а не один год, как сейчас. Более того, ранее они заключали договоры на аренду школьных столовых с руководством учебных заведений, теперь же партнерами бизнеса со стороны государства выступают акимат ВКО в лице областного Управления образования, акимат Усть-Каменогорска в лице городского отдела образования, общеобразовательные учреждения – школы городского подчинения.

Деньги огромные – срок маленький

По словам предпринимателей, все бы ничего, но по условиям конкурса они обязаны в течение двух летних месяцев, с середины июня по 15 августа, вложить в ремонт, покупку оборудования, мебель и инвентарь от 10,8 млн до 47 млн тенге в зависимости от «убитости» столовых и запросов школьного руководства. Общая сумма вложений во все 44 школьные столовые Усть-Каменогорска от бизнеса должна составить свыше 1 млрд тенге. По мнению многих предпринимателей, такая сумма является для них неподъемной.

«Сумма вложений большая, срок для модернизации маленький, – считает предпринимательница Яна Родякина. – Условия считаю драконовскими, но на уступки никто не идет. Ощущение, что конкурсную документацию составляли впопыхах. В ней много опечаток, ошибок, неточностей, хотя она прошла, как нам говорят, экспертизу. К примеру, в конкурсной документации для одной школы написано, что мы купленное оборудование сможем забрать по истечении семи лет, когда завершится срок ГЧП. В документах для другой школы указано, что оборудование останется на балансе учебного заведения, мы его забрать не сможем».

«Многие предприниматели подают заявки на участие в тендере, надеясь на авось. В акимате Усть-Каменогорска нам говорят: «Ну, не вкладывайте вы сразу 20 миллионов, вложите пять, потом остальные». Хотя в конкурсной документации речь идет о вложении в течение двух месяцев. Мы что, должны идти на нарушения? Нам обещают даже закрыть глаза на сроки и принять у нас школьные столовые не 15 августа, а 1 сентября, хотя это также противоречит документам, – рассказывают арендаторы. – Вот такой уровень!»

На недавней встрече в Управлении образования ВКО нынешние арендаторы школьных столовых и потенциальные участники конкурса из предприятий областного общепита высказали заместителю руководителя этого ведомства, Асель Каербековой, и начальнику отдела экономики и бюджетного планирования акимата Усть-Каменогорска, Арману Искакову, все свои претензии, но диалога, по их словам, не получилось. Ни на один из своих вопросов предприниматели ответа не получили.

Арман Искаков подчеркнул, что требования, которые государственные органы предъявляют к победителям конкурса, нужно будет выполнить, правил игры уже никто менять не будет. Он посоветовал предпринимателям проявить сноровку, чтобы снизить себестоимость меню, например арендовать сообща склад, чтобы запастись овощами на долгий срок и не зависеть от сезонных колебаний цен. Однако предприниматели считают, что так они еще больше будут подвергать себя рискам и тратам.

Статистика всё знает!

По их словам, стоимость горячего питания для школьников останется прежней – 309 тенге за обед, а вот цены на продукты в конкурсной документации занижены.

«Стоимость овощей нам посчитали на уровне февраля 2019 года, а уже май. Невозможно купить капусту по цене 65 тенге за килограмм, она продается по цене выше 300 тенге, – говорит предприниматель Евгений Семенов. – А мясо в конкурсной документации нам оценили по одной тысяче тенге за килограмм. Такой стоимости нет уже несколько лет! Нам приходится приобретать мясо по цене от 1300 до 2500 тенге! В акимате города же нам говорят, что такие цены они взяли из информации органов статистики. Это просто ужасно!»

По словам общественницы и предпринимательницы Елены Березинской-Абиловой, к которой представители «столовского» бизнеса обратились за помощью, в некоторых школах площади позволили бы создать мясной цех, но реконструкция помещений не предусмотрена проектом ГЧП. Более того, согласно требованиям санитарных норм и правил в школьной столовой необходимо держать трехкратный объем посуды. Если в столовой учебного заведения 300 посадочных мест, то арендаторам подобает держать 900 комплектов сервировочной посуды. Но ни в одной школьной столовой для этого нет места. 

Суть модернизации должна быть в другом

«Качество питания, обслуживания от такой модернизации не улучшится. Ни одна школа не располагает помещениями для хранения посуды, нет складских помещений. Во многих школах холодильные установки находятся рядом со складом сухих продуктов. Это недопустимо, – говорит Елена Березинская-Абилова. – Вообще, я склоняюсь к тому, чтобы были привлечены эксперты к реализации этого проекта, чего не было сделано. И он не сформирован как проект, поэтому в нем есть такие недочеты, мягко говоря».

Елена Березинская-Абилова считает, что нужно реабилитировать проект через призму проектного менеджмента. По ее словам, конкурс по ГЧП отменить нельзя, но приостановить вполне возможно. За это время есть необходимость провести внутренний и внешний анализы коррупционных рисков.

«Когда бизнес вкладывает такие большие суммы, здесь высоки коррупционные, предпринимательские риски – их никто не считал. Мы с руководством филиала Академии государственной службы предлагали завести проект в проектный менеджмент на совещании рабочей группы, но Управление образование решило сделать по-своему», – говорит она.  Идеи ГЧП для школьных столовых хорошие, а исполнение плохое. Управлению образования, Региональному центру ГЧП ВКО следовало провести мониторинг жалоб. Одна из них касается того, что наши дети, находясь в школе с восьми утра до вечера, питаются только один раз в день. Это противоречит принципам здорового питания, здорового образа жизни»

По ее мнению, модернизация школьных столовых – это не ремонт, а диверсификация бизнес-процессов, налаживание производственного, технологического процессов, увеличение пропускной способности пищеблоков, формирование маркетинговой стратегии здорового питания.

«Вот в этом суть программы. Ее инициаторы именно это имели в виду, – считает г-жа Березинская-Абилова. – Но «внизу» каждый интерпретирует ее, как хочет, потому что отсутствуют проектный менеджмент и проектное управление при реализации проектов».

Проект ГЧП по модернизации школьных столовых сейчас реализуют, по данным предпринимателей, в Усть-Каменогорске, Павлодаре и Экибастузе. В районах ВКО тоже «зондируют» почву для внедрения такого проекта. По данным директора Палаты предпринимателей Кокпектинского района Алии Мукашевой, к ней поступают жалобы от арендаторов школьных столовых, к которым пришли с проверками представители отдела образования района. У проверяющих нет санитарных допусков, чтобы находится в пищеблоках, но это их не смущает.

«Более того, они настолько мало компетентны в вопросах организации школьного питания, что взвешивают на весах кисель, хотя всем известно – этот напиток измеряют в миллилитрах», – говорит Алия Мукашева.

Ольга Ушакова

Теги:

Общепит рестораны Ресторанный бизнес кофейни Кафе бизнес МСБ Убытки Услуги Гостиницы кинотеатры фитнес-клубы центры дополнительного образования Работа Столовая Школьные столовые Доставка еды ЧП режим ЧП Казахстан Коронавирус коронавирус в казахстане режим ЧП в Казахстане чп в казахстане Чрезвычайное положение чрезвычайное положение в казахстане чрезвычайное положение казахстан режим чп казахстан карантин алматы карантин в алматы алматы карантин алматы закрыли на карантин алматы закрывается на карантин карантин в алматы и нурсултан алматы закрывают на карантин сколько будет длится карантин в алматы в алматы карантин закрытие алматы на карантин алматы закрыт на карантин алматы закроют на карантин алматы закрыта на карантин алматы и нурсултан закрывают на карантин карантин алматы и нурсултан алматы казахстан карантин казахстан алматы карантин карантин алматы нурсултан карантин нур султан нурсултан город карантин город нурсултан карантин карантин в нурсултане в нурсултане карантин нурсултан закроют на карантин нурсултан закрыли на карантин нурсултан закрывают на карантин алматы и нурсултан карантин нурсултан карантин коронавирус алматы нурсултан карантин аэропорт нурсултан карантин

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: