Сейчас же владельцы нескольких заведений намеренно дробят бизнес, чтобы использовать упрощенную систему налогообложения. Об этом сообщает корреспондент inbusiness.kz.
Для решения вопроса Ассоциация общественного питания (АОП) направила письма с предложением главе государства, также в правительство, министерство финансов и уполномоченному по защите прав предпринимателей. Кроме этого, АОП провела анализ расходов и доходов объектов совместно с владельцами кафе, ресторанов и столовых из разных регионов.
По словам председателя АОП Гульбану Майгариной, сейчас бизнес общественного питания переживает не лучшие времена. До сих пор идет период восстановления после январских событий и пандемии. Бизнес просит освободить от налога на добавленную стоимость объекты общественного питания и гостиничного бизнеса и внести соответствующие изменения в статью 394 Налогового кодекса РК, а также внедрить специальный налог 3% от оборота.
"Сейчас компании работают в упрощенном режиме налогообложения и обязаны переходить на общий режим, если преодолевают планку больше 20 000 МРП. Это дополнительная фискальная нагрузка. Проблема в том, что у рестораторов практически нет входящего НДС и НДС у нас ложится как налог с наших продаж. Остается один выход у предпринимателей: повысить цены, что мы сделать не можем, так как экономическая составляющая сегодня лучше не становится, и мы начинаем дробить бизнес: если раньше у нас было 2-3 юрлица на один ресторан, то сейчас эта цифра удваивается и количество бухгалтеров, которое сейчас мы нанимаем на такое количество юрлиц, также растет", – сказала Гульбану Майгарина.
Прибыльность бизнеса минимальна при упрощенном налоговом режиме и ставке корпоративного подоходного налога (КПН) 3%. В то же время при переходе на налог на добавленную стоимость (НДС), в случае если годовой оборот превышает 61 млн тенге, предприятия однозначно уходят в минус.
Как считает Гульбану Майгарина, 61 млн тенге в год – это всего лишь 5 млн в месяц и 169 тыс. тенге в день. Если для начинающего предпринимателя это нормальная цифра, то для растущего ресторана планка очень мала. Для развития сферы переход предпринимателей на НДС является спусковым крючком.
Совместно с владельцами кафе, ресторанов и столовых из разных регионов ассоциация провела анализ расходов и доходов объектов. По словам предпринимателя Дмитрия Чусова, основная проблема в том, что на выходе продукция ресторанов облагается НДС, а входящего НДС бизнеса нет.
"Так как большинство поставщиков у ресторанов работают по упрощенной системе налогообложения, часть работает по ИП и совсем незначительная часть – это сельхозпроизводители. Общепит – показательный пример негативной ситуации, когда ты хочешь расти и развиваться, но вынужден дробить бизнес. Пойти по второму пути и поднимать цены мы не можем, так как поднятие цен даже на 5 процентов влечет за собой большую потерю наших гостей", – сказал Дмитрий Чусов.
Предприниматель отметил, что до пандемии казахстанцы посещали заведения общественного питания два раза в неделю. Сегодня показатель снизился на 75%. С проблемой столкнулись не только рестораны, но и столовые, чья доля на рынке варьируется от 5% до 7%.
Руководитель сети столовых Чинара Бугембаева рассказала, что в период пандемии им, как представителям МСБ, приходилось неоднократно обращаться за помощью к руководству страны.
"В отличие от европейских стран, которые поддерживали общепит и во время пандемии, и сейчас, на нас никто в нашей стране не обращает внимания. Неужели государству все равно и оно не думает о занятости, о налогах, о том, что будет, если не помочь МСБ встать на ноги? У нас с января 2022 года был снижен порог с 30 тыс. до 20 тыс. МРП. Это означает, что все ИП, ТОО при достижении выручки в 61 млн тенге будут вынуждены менять налоговый режим и уплачивать 12% НДС. Розничный налог, который сегодня составляет 3%, будет 6%, и тем, кто не сможет платить, придется вернуться к НДС", – отметила руководитель.
По словам Чинары Бугембаевой, в сети ее столовых работают две тысячи человек. В основном это женщины, многодетные матери, заботящиеся о детях, родителях, выплачивающие кредиты и имеющие много других обязательств.
"Если наш общепит не выдержит налогового бремени, куда пойдут все эти люди? Они пойдут защищать свои права. Наш народ настолько закредитован, что им, кроме своих цепей, терять нечего. Обращаюсь к руководству страны, услышьте МСБ. Это такой же полноправный игрок экономики", – считает Чинара Бугембаева.
По словам советника председателя АОП РК Вероники Нурпеисовой, 3% – это 40% от выручки рестораторов. Внедренные со следующего года 6% бизнес не сможет потянуть. Это приведет к краху малый и микробизнес. Из 60 тыс. объектов общественного питания в Казахстане (до пандемии было 95 тыс.), а это порядка 1 млн 800 – 2 млн работников, придется закрывать порядка 25-30%.
По данным ассоциации, средняя выручка одного объекта – 20 млн тенге. Такую выручку на рынке общепита имеют порядка 60% компаний. Из 20 млн тенге 35% составляет себестоимость продукции, 30% – заработная плата, 24% – это аренда, кредитные обязательства и коммунальные платежи, 2% – эквайринг, 3% – прочие расходы, 3% – КНП. Фактически у бизнеса остается только 3% чистой прибыли, без учета НДС.
"Так как основная масса объектов общественного питания вынуждены дробить бизнес, чтобы не превышать порог НДС, у нас искривлена статистика, большое количество бухгалтеров и постоянный поиск возможности снизить налоговую нагрузку, чтобы как-то выжить. В нашей отрасли не принимается во внимание сезонность продуктов. Мы очень зависим от цен. В зимний период у нас резко снижается прибыльность. Часто бывает, что наши коллеги работают, только чтобы выйти в ноль. Сильно растут цены на продукты, ставки на коммунальные платежи, рост на бытовую химию. Только за последние несколько месяцев себестоимость у нас повысилась на 20-30%. Поэтому я прошу взять в пример наших соседей – Россию, которая уже с 1 января подняла порог НДС до 2 млрд для обеления и укрупнения бизнеса, а также внедрить на законодательном уровне специальный налог 3% от оборота для объектов общественного питания", – сказала Гульбану Майгарина.
Мария Галушко