Внедрение RFID-меток на пунктах взимания за проезд на платных дорогах может снизить среднее время прохождения через системы в восемь раз, с 40 до пяти секунд. Об этом abctv.kz сообщили в АО "НК "Казавтожол".
В настоящее время на платном участке Астана – Щучинск протестировано оборудование разных производителей по распознаванию RFID-меток (Radio Frequency IDentification – способ автоматической идентификации объектов, в котором посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в так называемых транспондерах, или RFID-метках), уточнили в нацкомпании. Кроме того, установка данного оборудования ведётся на участках автодорог, на которых идёт строительство системы взимания платы. В частности, это участки Астана – Темиртау, Алматы – Капшагай и Алматы – Хоргос.
В 2019 году планируется бесплатная раздача RFID-меток для местного автотранспорта, зарегистрированного на территории, прилегающей к платной автомобильной дороге. По данным госкомпании, закуп и установка необходимого оборудования на участках Астана – Темиртау, Алматы – Хоргос, Алматы – Капшагай предусмотрены проектно-сметной документацией в 2019 году. Отметим, в следующем году планируется расширение протяжённости платных автомобильных дорог до 6,5 тыс. км.
"В данных проектах также будет предусмотрено устройство оборудования для реализации проекта по внедрению RFID-системы. Проекты планируется реализовать за счёт внешних займов и республиканского бюджета. Стоимость будет известна после прохождения госэкспертизы", – говорится в ответе.
Как стало известно, плата за проезд по платному участку может производится при выезде с платного участка на пунктах взимания платы или путём предоплаты, которую можно осуществить следующими способами: сервис PayWay.kz, банковские карты, интернет-банкинг Halyk Bank, Kaspi, АТФ Банка, Сбербанка, электронный кошелёк "Личная Касса24", QIWI, терминалы QIWI, Касса24, "Киберплат", Tenge, топливная карта E100, NFC-технология (банковские карты, поддерживающие технологию NFC, имеющие метку, что позволяет производить оплату без ввода пин-кода), лицевые счета (предоплата юридических лиц путём заключения договора). Также в настоящее время внедряется способ оплаты с баланса мобильного телефона с использованием системы Wooppay и оплата путём идентификации госномера транспортного средства с использованием RFID-меток.
Отметим, RFID-метка устанавливается на автотранспорт и привязывается к госномеру. При проезде через пункт взимания платы, оплата происходит путем считывания RFID-метки системой взимания платы. Таким образом, пользователь RFID-метки сможет проезжать пункт взимания платы намного быстрее, чем при оплате наличными.
На вопрос, когда система взимания платы на участках Астана – Темиртау, Алматы – Капшагай и Алматы – Хоргос начнёт действовать не в тестовом, а в реальном режиме, в компании точно не ответили, сообщив, что "ведётся настройка и наладка оборудования".
"Ввод системы взимания платы (промышленная эксплуатация) в соответствии с действующим законодательством определяется приказом Министерства по инвестициям и развитию, который в настоящее время находится на согласовании в заинтересованных госорганах", – следует из письма компании.
Прогнозируемый сбор платы за проезд на данных участках, что является важным критерием эффективности внедряемой системы, в нацкомпании назвать не смогли.
"Согласно действующему законодательству ставки платы за проезд по платным участкам утверждаются уполномоченным органом в сфере автомобильных дорог. В настоящее время проект ставок платы находится на рассмотрении", – подытожили в госкомпании.
Майра Медеубаева