Разницу цен между регионами по дизтопливу прокомментировал в среду, 11 мая, на пресс-конференции в СЦК вице-министр энергетики РК Асет Магауов, передает inbusiness.kz. По согласованию с крупными давальцами, которые владеют ресурсами, ведомством определена цена в 212 тыс. тенге на тонну. Это составляет 176 тенге за литр, плюс доставка в регионы, затраты захоронения на нефтебазах.
"Финансирование данной операции идет с учетом всех этих расходов, в связи с чем в регионах цена может колебаться. Чем ближе к заводу, тем цена меньше, но в любом случае это гораздо дешевле всех розничных цен, которые есть на АЗС", – отметил вице-министр.
Как известно, на АЗС установлены цены: 230 тенге за литр – в центральных и южных областях, 260 тенге – в северных регионах и приграничных областях. Поэтому разница достаточно существенная.
Также спикер разъяснил несоблюдение рекомендуемых цен мелкими АЗС, завышающими стоимость дизтоплива. В случае наличия фактов несоблюдения цен со стороны агентства РК по защите конкуренции будет проведено расследование и нарушителям будет выдаваться соответствующее предписание. При этом риск дефицита дизтоплива во время посевных или уборочных работ в 2022 году отсутствует.
"В законодательстве установлен приоритет по отгрузке для сельхозтоваропроизводителей. Выборка составила 92% от заявленных плановых объемов, и мы не видим никаких рисков, что какая-то часть может быть недопоставлена. Все зависит только от наличия финансовых средств сельхозпроизводителя и своевременной работы по контрактации", – отметил Асет Магауов.
Вице-министр привел в качестве примера напряженную ситуацию по обеспеченностью дизтопливом внутреннего рынка в прошлом году. По его словам, это было вызвано также резким ростом розничных цен приграничного региона. На российском рынке цена дизельного топлива доходила до 300 тенге за литр, в Узбекистане – 350 тенге. В то время минэнерго пыталось удержать цены на уровне 200 тенге за литр. К сожалению, это привело к тому, что ресурс начал активно вымываться транзитным транспортом и теневыми перетоками, несмотря на наличие соответствующих приказов.
В итоге на внутреннем рынке пошел очень большой разрыв стоимости между ценами крупных давальцев, "КазМунайГаз", Petrosun. Они сохранили достаточно низкие цены, в районе 210- 212 тыс. тенге за тонну. На рынке в период именно ажиотажного спроса цена дизеля доходила до 350 тыс. тенге за тонну, и, с другой стороны, импорт РФ тоже по достаточно дорогой цене поступал – в пределах 350-400 тыс. тенге за тонну.
В условиях такого разрыва цен появились непродуктивные поставщики – скупали по 212 тыс. тенге и перепродавали на рынке по 300-350 тыс. тенге. С целью недопущения повторения данной ситуации ведомством внесены поправки в законодательство об обороте нефтепродуктов, чтобы непродуктивные поставщики для работы на оптовом рынке нефтепродуктов имели в собственности нефтебазы.
Сейчас оптовые поставщики нефтепродуктов на основе договора аренды уже могут заниматься этим бизнесом. Таким образом, круг оптовых поставщиков ограничится только нефтебазами. Кроме того, во избежание больших надбавок при продаже в розничной сети было предложено внести нормы прибыли оптовых поставщиков и возобновить биржевую торговлю нефтепродуктами.
"Это позволит мелким АЗС заходить на биржу и покупать объемы напрямую, без посредников. Биржевые торги у нас возобновятся уже в мае этого года. Думаю, таким путем мы решим эти вопросы", – резюмировал спикер.
Индира Кусаинова