Тема роботизированных студий не нова. На сегодняшний день телеканалы в одиннадцати развитых странах используют такие студии, среди них CNN (Атланта), BBC (Лондон), NBA TV (Атланта), Sky (Лондон), TV2 (Копенгаген) и TV4 (Стокгольм). Использование таких студий позволяет осуществлять полное управление процессом телевизионного производства, фактически заменяя человеческий труд техникой. Чаще всего такие решения применяются в новостных студиях, где работа идет 24 часа в сутки. Управление производится роботами, которые устанавливают камеры, также роботы управляют светом в студии, видеостеной, графикой, звуковым оборудованием и суфлером. Все процессы с помощью компьютера и специального программного обеспечения контролирует один человек.
Такая студия прошла испытания и введена в эксплуатацию и на одном из отечественных телеканалов. В результате количество персонала, задействованного в работе студии, сократилось в четыре раза. Освободившиеся специалисты, таким образом, могут выполнять другую работу в телецентре.
"Это первая подобная студия в СНГ. Раньше в процессе работы новостной студии были задействованы диктор, четыре оператора и осветитель. Так как работа ведется круглосуточно, нужны четыре такие смены. Кроме того, в работе эфирного аппарата, с которого ведется управление студией, задействованы режиссер, помощник режиссера, ассистенты, суфлер и другие специалисты. Сейчас общее количество людей, прямо задействованных в работе студии, десять человек вместо сорока двух. Это серьезная оптимизация человеческих ресурсов", – комментирует генеральный директор телецентра "Казмедиа" Мирболат Аюпов.
Основная работа студии теперь ведется в автоматическом режиме. Ранее за каждой камерой был прикреплен один оператор, сейчас в студии их нет, работает только диктор. В аппаратной эфира режиссер, ассистент и руководитель эфира следят за ходом работы.
Технически роботизированная студия позволяет применять наложенную графику, трехмерные изображения, специальные эффекты – такой инструментарий используется, например, на каналах CNN и BBC.
"Это позволяет показать любой объект со всех сторон, мы как бы объезжаем камерой тот объект, – говорит Мирболат Аюпов, – который хотим показать зрителю. Таким образом, становится интереснее картинка, улучшается подача новостей. Применение таких приемов открывает новые возможности для реализации творческого замысла режиссеров".
В творческом плане использование такой техники дает возможность применения сложных планов с динамикой. Традиционно в новостных студиях используются простые планы, наезд и отъезд камеры на кране (с новым оборудованием, краном в студии не пользуются) и несколько движений камеры во время выпуска, для выполнения других движений камер требуется обучение и специальная подготовка операторов.
"Сложно представить, как в рабочих условиях обучать команду операторов новым движениям, разве что в исключительных случаях, и то это требует тренировок. Это создает ограничения для творчества в работе. Все движения камер в новой студии прописываются программно", – комментирует Мирболат Аюпов.
Два самых крупных производителя роботизированных студий – Vizrt и RossVideo. В "Казмедиа" после проведения конкурса стали использовать решение от RossVideo. Оно используется вместе с уже имеющейся аппаратной частью, интегрировано c имеющимся на телеканале оборудованием. Любая такая инсталляция сама по себе уникальна, потому что в студиях используется оборудование от разных производителей: система выдачи новостей, графическая система и прочее – все это нужно настроить так, чтобы сохранять управление процессами.
"Понятно, что это вещь недешевая. Посчитав, сколько людей задействовано в студии, получилось так, что существенная часть фонда оплаты труда идет на обслуживание новостной студии. Эта студия стоила порядка восьмисот тысяч долларов. Срок окупаемости составит четыре-пять лет. С появлением новой студии высвободилось примерно тридцать человек. В этом заключается инновационность проекта – производительность труда растет более чем в пять раз", – говорит Мирболат Аюпов.
Основная идея автоматизированной студии – уход от ручного труда, затрат на порой неквалифицированный труд. В большинстве новостных студий диктор находится в одном положении, а напротив диктора работают операторы, которые не могут передвигаться из-за проводов и во избежание несогласованных действий. Благодаря роботизации студии ведущий может идти вдоль стены студии, и камера будет, передвигаясь, сопровождать его. Выпуск новостей получает элементы "живого общения" зрителя с ведущим.
"Коллектив "Казмедиа" оказался готов к приему этой технологии. Во время поставки оборудования новой студии и инсталляции наша команда проходила обучение работе с роботизированной студии. Тестовый период в несколько месяцев проходил "живьем" – у нас не было возможности отрабатывать автономно. Это сказывалось на эфире, были шероховатости, вопросы решались на лету. При этом серьезных ошибок или срывов эфира не было. В Европе после установки таких студий на протяжении шести месяцев две студии – роботизированная и обычная – работают параллельно, и только после роботизированная студия начинает работать штатно", – сказал Мирболат Аюпов.
После запуска новой видеостены режиссеры прописывают, по какой траектории и с какой скоростью должна проехать камера, в какой точке задержаться, где и насколько зуммировать изображение. Каждый режиссер видит эфир по-своему и соответственно его конструирует. Таким образом, режиссер получает возможности для реализации творческих замыслов, телеканал получает экономию средств и исключение человеческого фактора в процессе работы. Зритель получает новое качество подачи новостных блоков.
Артур Мискарян