Успехи экономики Китая на пути догоняющего развития привлекают всеобщее внимание в мире. За сравнительно короткий промежуток времени Поднебесная вышла на второе место по размеру ВВП в глобальном масштабе, опередив многие развитые страны. При этом в экономическом развитии Казахстана Китай играет все большую роль, заняв первое место во взаимном товарообороте и ключевую позицию в инвестициях. Кроме того, транзитный потенциал республики в первую очередь опирается на сопряжение с мощным китайским промышленным комплексом. Официальными властями Казахстана ставится амбициозная задача достижения товарооборота двух стран в 100 млрд долларов, передает inbusiness.kz, со ссылкой на Halyk Finance.
В свете возрастающей значимости для Казахстана Halyk Finance приступил к аналитическому покрытию экономики Китая. В фокусе команды Halyk Research – инвестиционные возможности на втором по величине рынке в мире, включая эмитентов, торгующихся как на западных площадках, так и непосредственно на материке mainland.
В рамках аналитического покрытия Halyk Finance подготовил три отчета, посвященных тематике взаимного экономического сотрудничества республики с Китаем. Сегодня мы рады представить вашему вниманию первый из этих отчетов, посвященный анализу ключевых макроэкономических показателей КНР.
Краткое резюме
1. По итогам 2023 года ВВП Китая достиг $17,9 трлн, что более чем в 9 раз превосходит показатель 2004 года. КНР является второй по величине экономикой в мире, а ее доля в общемировом ВВП составляет 16,9%. При этом экономика Китая по показателю размера ВВП по паритету покупательной способности обогнала США 10 лет назад.
2. ВВП на душу населения в Китае вырос с $1,5 тыс. в 2004 году до $12,7 тыс. в 2023 году. За эти годы Китай переместился из категории стран с низким доходом в категорию со средневысоким доходом по классификации Всемирного банка.
3. Китай продемонстрировал значительный прогресс в борьбе с бедностью. По данным Всемирного банка, доля населения, живущего за чертой бедности ($2,15 в день), сократилась с 72% в 1990 году до 22,1% в 2005 году и далее до 0,1% в 2020 году. В 2021 году правительство Китая объявило о полной победе над абсолютной бедностью. Из бедности за 40 лет было выведено более 800 миллионов человек.
4. Китай по-прежнему является догоняющей экономикой по показателю производительности труда. По данным МОТ, производительность труда на одного работника в час (по ППС) в Китае в 4,4 раза меньше, чем в США: $16,1/час против $71,1/час. Согласно прогнозам EIU, инновации и инвестиции позволят Китаю увеличивать производительность труда более чем на 3% в год в течение следующих 20 лет, что, правда, в 2 раза ниже темпов роста производительности в последние годы.
5. За последние 20 лет средний ежегодный темп роста ВВП Китая составил 8,1%. Пик роста пришелся на 2007 год (14,2%). После глобального финансового кризиса наблюдается поэтапное замедление темпов роста ВВП. Если в период 2004-2013 годов среднегодовые темпы роста составляли 10,3%, то в период 2014-2023 годов – 5,9%. МВФ прогнозирует рост экономики Китая на уровне 4,8% в 2024 году и 4,5% в 2025 году.
6. Замедление темпов экономического роста связывается с внутренними структурными проблемами.
i. Ухудшение инвестиционного климата и падение иностранных инвестиций. В 2023 году чистый приток иностранных инвестиций в Китай сократился до $42,7 млрд, что на 76% ниже уровня 2022 года и является самым низким значением с 1993 года.
ii. Продолжающийся кризис в секторе недвижимости. Банкротство Evergrande подорвало доверие к рынку недвижимости в Китае. В 2023 году инвестиции в жилую недвижимость упали на 13%, до 8,4 трлн юаней ($1,1 трлн). Относительно пика инвестиций в 2021 году падение составило 22%. За 2020-2023 годы площадь введенных жилых зданий сократилась в 2,4 раза.
iii. Сокращение и старение населения. По прогнозам ООН, численность населения Китая может упасть до 766 млн человек к 2100 году. Показатель рождаемости в 2023 году побил антирекорд: средний уровень рождаемости в стране составил 6,39 родившегося на 1 000 человек. Доля населения старше 60 лет составляла 20% от общей численности населения страны. Ожидается, что к 2050 году эта доля вырастет до 36,5%. Демографические проблемы ведут к сокращению трудоспособного населения, влекут сокращение и без того сдержанного внутреннего спроса.
iv. Молодежная безработица. Официальный уровень молодежной безработицы в возрасте 16-24 лет в декабре 2023 года составил 14,9%. Однако экономисты Пекинского университета оценивают реальную безработицу среди молодежи на уровне 46,5%. Порядка 70% безработных молодых людей имеют высшее образование, что свидетельствует о глубоком кризисе для молодых специалистов в стране. Кроме того, миллионы молодых людей выбывают с рынка труда, не ища работу и не получая образование, полагаясь на поддержку своих родителей (феномен "танпин" – "лежащие плашмя").
v. Ловушка среднего дохода при высоком неравенстве. Изначально низкая заработная плата позволяла Китаю обеспечивать конкурентоспособность производства и экспорта. С 2004 года средний размер заработной платы в Китае вырос в 8,1 раза, до $1400. При этом в Китае существует серьезный разрыв в доходах между городскими и сельскими жителями. В 2023 году разница в доходах между ними составила 2,4 раза.
vi. Дисбалансы в региональном развитии. Разница в показателе ВРП между самым высоким и низким значением составляет 4,2 раза. Существуют заметные диспропорции между восточными и западными регионами Китая. Более богатые провинции сосредоточены вдоль побережья, рядом с крупными экономическими центрами.
vii. Растущий госдолг. В 2024 году ожидается увеличение дефицита бюджета, который уже превышает 7% ВВП. В этом году Китай запустил дополнительную продажу гособлигаций на сумму $138 млрд для стимулирования экономики. По оценкам МВФ, размер госдолга Китая составляет 84,4% ВВП, и в 2024 году вырастет до 90,1% ВВП. При этом госдолг Китая может превысить размер ВВП уже к 2027 году.
viii. Многие западные эксперты склоняются к пессимистическим прогнозам развития Китая, отмечая структурные проблемы, связанные с неэффективностью госкапитализма, растущим государственным и частным долгом, регуляторными барьерами для частного бизнеса, слабым внутренним спросом, высоким неравенством доходов и последствиями кризиса недвижимости.
7. Китай ищет новые источники роста, стремясь отказаться от модели, основанной на строительстве инфраструктуры и жилья. Усилия правительства Китая сосредоточены на высокотехнологичном производстве и инновационных факторах, таких как информационные технологии, большие данные и искусственный интеллект. По оценкам, доля высокотехнологичных секторов в 2023 году составляла около 14,3% ВВП. Ожидается, что к 2026 году сектор высоких технологий займет 19% ВВП, что сопоставимо с долей сектора недвижимости.
8. В структуре экономики Китая на смену "старой тройки" (бытовая техника, мебель и одежда) пришла "новая тройка" электромобилей, литий-ионных аккумуляторов и солнечных батарей. Доля "новой тройки" в экспорте выросла до 4.5%. Экспорт электромобилей в 2023 году превысил 1.2 млн единиц. Доля Китая в мировом экспорте электромобилей достигла 35%, литий–ионных батарей – 69%, солнечных батарей – 67%. Однако ожидается, что темпы роста "новой тройки" будут замедляться из-за торговых барьеров. В частности, в этом году США повысили тарифы на электромобили с 25% до 100%, на элементы для солнечных батарей с 25% до 50%, на литий-ионные аккумуляторы с 7,5% до 25%.
9. Экономика Китая уязвима к снижению глобального спроса и усилению геополитической напряженности. Ослабление внешнего спроса может оказать давление на экспорт и негативное воздействие на внутреннюю активность, особенно на инвестиции и занятость в экспортноориентированных секторах. Китайская экономика опирается на экспорт. Доля Китая в общемировом объеме экспорта составляла 14,2%. При этом Китай в основном экспортирует продукцию высоких переделов – 84,6% от общего объема экспорта. Основными направлениями экспорта являются США, Гонконг, Япония, Республика Корея, Вьетнам, Индия, Российская Федерация, Германия, Нидерланды и Малайзия. В связи с этим развитие во многом зависит от уровня потребления развитых стран и торговых барьеров. США продолжают торговую войну с Китаем. Средние тарифы США на китайский экспорт остаются на высоком уровне – 19,3%.
Читайте по теме:
Революция в грузоперевозках: Казахстан и Китай переходят на электронные разрешения