Министерство энергетики РК ведет работу по организации импорта авиакеросина из Российской Федерации. Об этом на брифинге заявил директор департамента развития нефтяной промышленности министерства энергетики РК Куаныш Кудайбергенов.
В настоящее время в республике имеется около 23000 тонн авиакеросина.
"Совокупных запасов хватает для покрытия потребности примерно на 15 дней. В целом с министерством энергетики Российской Федерации на ежедневной основе проводится постоянная работа по организации импорта из Российской Федерации. На сегодняшний день уже зашло 18000 тонн с начала месяца. В данный момент готовится к отгрузке дополнительно 8000 тонн авиакеросина", – сказал Куаныш Кудайбергенов.
Фактически это означает то, что российские компании готовы поставлять авиатопливо в Казахстан. Ранее в Air Astana заявили, что авиакеросин из РФ поставляется "по остаточному принципу", и сложившийся в последнее время дефицит топлива угрожает регулярному авиасообщению из/в РК.
Чтобы спасти казахстанские авиакомпании, в настоящее время максимально загружен и Шымкентский НПЗ.
"Мы максимально загрузили Шымкентский завод – максимальная мощность по переработке примерно 110 тысяч тонн нефти в месяц. Это нам дает дополнительно плюс 10-12 тысяч тонн авиакеросина по месяцу. В целом с учетом текущих остатков на авиабазах, импорта и производства авиакеросина мы, как министерство энергетики, не видим предпосылок для остановки рейсов", – сказал г-н Кудайбергенов.
Поставками авиакеросина из РФ занимаются несколько крупных российских игроков, в том числе группа компаний "ТАИФ" и "Роснефть-Аэро".
"По авиакеросину 18000 тонн, основные ресурсы зашли к нам от группы компаний "ТАИФ"… Орский завод и Омский завод. По 8000 тонн "Роснефть-Аэро" мы только сегодня разговаривали, "Роснефть-Аэро" готовит к отгрузке 8000 тонн", – сказал Куаныш Кудайбергенов.
25 сентября вице-министр энергетики РК Асет Магауов заявил, что авиаперевозчики должны самостоятельно договариваться о поставке авиационного керосина. Такое заявление Минэнерго поступило после того, как в Air Astana выразили обеспокоенность в связи с приостановкой поставок авиатоплива из Российской Федерации.
"Мы, как министерство, можем обеспечить производство, изменить графики загрузки. Вопросы поиска объемов, которые импортируются из Российской Федерации, прежде всего задача самих авиакомпаний. Об этом мы писали еще в феврале текущего года, когда пришла заявка на 450 тысяч тонн импорта. Мы это отразили с Российской Федерацией. Дальше уже задача авиакомпаний вести переговоры с российскими НПЗ. Желательно заранее законтрактовывать эти объемы и обеспечить необходимый импорт", – сказал вице-министр энергетики.
Российские компании "Газпромнефть", "Роснефть", "Лукойл" и "Татнефть" в среднем ежемесячно осуществляли поставку в Казахстан 44000 тонн авиакеросина в 2016 году. Однако в 2017 году, как заявляет отечественный авиаперевозчик, объем поставок российского авиакеросина снизился до 15000 тонн.
"Более того, на октябрь данные компании не подтвердили поставки в связи с высоким спросом на российском рынке. Так, ПАО "Газпромнефть" уведомило о возобновлении экспорта топлива не ранее мая 2018 года", – ранее заявляли в казахстанской авиакомпании.
Прекращение поставок авиакеросина из России и предстоящая приостановка Шымкентского НПЗ ставят под угрозу регулярное авиасообщение в Казахстане, полагают в Air Astana.
"Мы считаем, что желательно, чтобы представители Air Astana, прежде чем делать такие громкие заявления, могли бы с нами проконсультироваться. У нас есть прямой контакт с ними, и мы всегда все с ними онлайн обсуждаем. Никаких капремонтов, которые повлияют на остановку завода, у нас не предполагается. После того как окончится посевная кампания, одна из установок будет модернизирована – установка гидроочистки дизельного топлива, но это никак не повлияет на объемы производства авиакеросина и бензина", – прокомментировал вице-министр Асет Магауов.
Министерство энергетики РК и национальный авиаперевозчик разошлись и в статистике поставленных из РФ объемов авиакеросина.
По информации Минэнерго РК, российские компании за прошедшие восемь месяцев поставляли в среднем 25000 тонн авиакеросина ежемесячно.
"В августе из-за некоторых вопросов в Российской Федерации объем импорта упал, но мы постоянно контактируем с российскими коллегами, Air Astana при нашей поддержке смогла заключить некоторые контракты с предприятиями "Роснефти". Порядка 8000 тонн законтрактовано. Сейчас продолжается работа, чтобы дополнительно было законтрактовано четыре тысячи тонн", – сказал Асет Магауов.
Жанболат Мамышев