Есть и второй вариант, но казахстанский путь считается более перспективным.
Для выполнения своих контрактных обязательств перед Китаем «Роснефть» ищет возможность транспортировать дополнительно 5 млн тонн нефти. В настоящий момент вариантов всего два: либо через трубопровод Восточная Сибирь – Тихий океан – Сковородино – Мохэ, либо через Казахстан. Причем, по данным информированного источника, именно казахстанский вариант является наиболее перспективным для российской компании.
В этом году нефтегазовый гигант планирует увеличить поставки нефти в восточном направлении на треть, сообщила компания по итогам встречи президента России Владимира Путина и главы «Роснефти» Игоря Сечина. «В 2015 году продолжится наращивание объемов реализации в рамках долгосрочных договоров о поставке нефти с ведущими мировыми трейдинговыми компаниями и стратегическими партнерами. Объем поставок нефти в рамках таких контрактов в восточном направлении ожидается на уровне 32 млн тонн (рост 30% по сравнению с 2014 годом), в том числе поставки в Китай запланированы на уровне 29 млн тонн (рост 27%)», – такие данные размещены на сайте «Роснефти».
Однако в настоящий момент выполнение китайской части контракта упирается в проблемы с инфраструктурой. Дело в том, что после заключения базового контракта с CNPC, который предполагал поставку в Китай 365 млн тонн нефти в течение 25 лет (объем контракта – 270 млрд долларов), «Роснефть» заключила дополнительное соглашение еще на 60 млрд долларов. И если изначально предполагалось поставлять в Китай около 15 млн тонн нефти в год, то в результате нового контракта поставки должны были вырасти до 31 млн тонн. Правда, как комментировал ситуацию глава «Роснефти» Игорь Сечин «31 миллион тонн – пиковое значение, которое не будет соблюдаться, а график поставок будет выстраиваться исходя из возможностей всей инфраструктуры как на территории России, так и на территории КНР».
При этом предусматривалось, что поставки в объеме 15 млн тонн будут производиться по трубопроводу Сковородино – Мохэ. Кроме того, Китай предложил построить вторую нитку этого трубопровода c аналогичной пропускной способностью. Однако в настоящий момент строительство ветки не завершено, в результате чего «Роснефть» имеет проблемы с прокачкой необходимых объемов.
Выходом из ситуации может стать использование трубопроводной системы Казахстана. В прошлом году «Роснефть» уже использовала эту возможность, прокачав около 7 млн тонн по Атасу – Алашанькоу. Необходимо отметить, что фактически это был своп (swap – торгово-обменная операция, – прим. ред.) в рамках соглашения 2013 года между Россией и Казахстаном о поставках нефти и нефтепродуктов. Согласно этому соглашению, «Роснефть» поставляет нефть на Павлодарский НПЗ, а взамен забирает такие же объемы на Китай.
- Раньше нам Россия давала нефть на Шымкент и Павлодар, а сейчас надо перенаправлять эти объемы с Атасу. При этом на Китай поставки уменьшились, – подтвердил информацию порталу Atameken.info глава «Казтрансойла» (КТО) Каиргельды Кабылдин. – Китай просит расширения Атасу – Алашанькоу до 20 миллионов тонн нефти в год. В прошлом году мы давали Китаю 12 миллионов тонн, а в 2014-м – 7 миллионов, так как 5 миллионов тонн поставляли на внутренний рынок.
В целом же такая ситуация складывается в связи с тем, что последние несколько лет добыча нефти практически не увеличивается, а в этом году, по прогнозам Министерства национальной экономики, добыча сократится на миллион – до 80,5 млн тонн в год.
- У нас нефти не добавляется. Уже два года нет прироста добычи. 80 миллионов тонн добываем и увеличиваем поставки нефти на внутренний рынок, – отметил Кабылдин.
В этой ситуации вполне естественно стремление максимально задействовать свои транспортные мощности и заработать на увеличении транзита.
- В этом году ожидается рост транзита российской нефти в направлении Китая. «Роснефть» сделала заявление, что они пойдут через ВСТО (Восточная Сибирь – Тихий океан, – прим. ред.) и через Казахстан. Мы даем квоту. Подписано соглашение на 7 миллионов тонн, еще три миллиона составляет запас, – сказал глава КТО.
По инсайдерским данным, «Роснефть» уже обратилась в Министерство энергетики РК и «Казтрансойл» с просьбой об увеличении квоты. Источник Atameken.info считает, что увеличение транзита выгодно казахстанской стороне, поскольку «позволит загрузить Атасу – Алашанькоу и снять вопросы с китайцами».
Технически это сделать возможно. Пропускная способность построенного в 1983 году нефтепровода Омск – Павлодар – Шымкент – Чарджоу для транспортировки западносибирской нефти на павлодарский, шымкентский и чарджоуский НПЗ на участках Омск – Павлодар составляет 36 млн тонн в год. При этом Павлодар – Шымкент, на участке которого находится Атасу, ежегодно может прогонять 17 млн тонн нефти.
Александр Константинов